"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (345) от 27.04.2006 г.

Вечерний дозор

Сергей ЛЮБИМОВ

В ответ на критику милицейские начальники зачастую говорят, что милиция – отражение нашего общества, и все недостатки, присущие обществу, имеются и в правоохранительных органах. Трудно не согласиться с этим тезисом.

Хотя в МВД все носят одинаковую форму, есть службы престижные, а есть не очень. Наименее престижной службой считается патрульно-постовая служба (ППС).

Конечно, если говорить о престиже, то можно вести речь только о неком внутреннем рейтинге, так как официальных опросов по этому поводу не проводилось. Однако довольно объективно можно судить о престиже той или иной службы по укомплектованности ее личным составом. На сегодняшний день некомплект личного состава в ротах и батальонах ППС при райотделах достигает 40 процентов. При этом официальный некоплект составляет 20-25 процентов и примерно 15 процентов – некомплект скрытый. При райотделах существует практика принимать на работу сотрудников в другие службы за счет ППС. Это практика появилась не от пренебрежения руководства к службе ППС, а в целях оптимизации имеющихся ресурсов. Ведь если не принимать желающих в другие службы, то в ППС от этого народа не прибавится – вакансий и так предостаточно.

В разные годы у руководства ГУВД был разный взгляд на организацию службы ППС. Сначала при райотделах были роты ППС, затем при городском УВД был создан батальон, а затем полк из семи рот. При этом 6 рот были закреплены за райотделами, а 7-я рота выполняла специальные задачи. Затем роты опять отдали в райотделы. Сейчас, видимо, чтобы не мучиться над этим вопросом, при райотделах существуют роты и батальоны и создан отдельный батальон при УВД Саратова.

Как следует из названия, служба ППС состоит из постов и патрулей. Пешие посты из двух милиционеров выставляются в местах наибольшего скопления людей, автопатрули обслуживают патрульные участки. Служба ППС работает круглосуточно в три смены, но большая часть милиционеров выходит на службу во вторую смену - в 15 часов в зимнее или в 16 часов в летнее время. В вечернее время совершается больше всего уличных преступлений и административных правонарушений.

Пешие посты несут службу по 8 часов с часовым перерывом на обед, автопатрули работают по 12 часов. Обычный график постового – 4 рабочих и 2 выходных дня. На первый взгляд кажется, что рабочих часов в месяц постовой отрабатывает меньше, чем какой-нибудь служащий. Однако положенный график постоянно не соблюдается. Время от времени объявляются операции федерального уровня («Вихрь-антитеррор») или местное начальство своим распоряжением вводит усиленный вариант несения службы. Это означает, что постовые начинают работать по графику: 5 рабочих дней и 1 выходной, причем рабочий день составляет 12 часов.

Раньше, когда объявлялись операции «Вихрь-антитеррор», в приказах значилось, что переработанные часы должны быть возмещены денежной компенсацией или отгулами. Но никто и никогда не возмещал милиционерам переработанные часы. Если бы после каждой операции «Вихрь» предоставлялись отгулы, то после нее на службу по неделе не выходили бы целые подразделения. Этого, конечно, допустить было нельзя. А дополнительные средства на денежную компенсацию не предусмотрены бюджетом.

Постоянные переработки вызвали негативную реакцию пэпээсников по всей стране. Протест принимал разные формы. В Саратове сержанты разных подразделений неоднократно направляли письма в прокуратуру с просьбой проверить соблюдение трудового законодательства. В Петербурге в прошлом году в суды начали подаваться иски о денежной компенсации за переработку. Видимо, это заставило генералов призадуматься, и в этом году еще ни одного «Вихря» не объявляли. Но это не значит, что «усилений» не было совсем. Только за этот год их объявляли уже 4 раза: на Новый год, 23 февраля, 8 марта и на выборы. Это означает, что каждый сотрудник ППС за неполных 4 месяца бесплатно отработал 60-70 часов.

В последние несколько лет, то ли для поднятия престижа службы, то ли для девальвации офицерских званий, в ППС было введено множество офицерских должностей. Если в 1999 году офицеры составляли 7 процентов от численного состава подразделения, то сейчас – уже около 25. Естественно, их надо чем-то занимать, и офицеры, как и сержанты, несут службу в автопатрулях и даже ходят на пешие посты.

Основная задача поста ППС – недопущение совершения преступления в зоне поста. А если уж преступление совершено, то - его раскрытие. Проще говоря – задержание злоумышленника. Наиболее часто сотрудники ППС раскрывают грабежи, хулиганство и преступления предусматривающие ответственность за нападение или оскорбление должностных лиц при исполнении обязанностей по охране общественного порядка. Состав вины по последним категориям преступлений обычно образуется при задержании хулиганов и драчунов, разгоряченных спиртным. Постовые по долгу службы обязаны пресекать все драки. Разгоряченные схваткой и алкоголем бойцы зачастую не желают прекращать бой и свой гнев переносят на милиционеров. Пострадавшие сотрудники и их коллеги становятся потом основными свидетелями при решении вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечении к ответственности буяна. Иногда показания милиционеров могут стать основой обвинения, а это обстоятельство, в свою очередь, послужить шансом для улучшения материального положения. В ущерб плану по выявлению преступлений.

А план по выявлению в ППС, как и во всех службах, существует. Неофициально сотрудники, пожелавшие остаться неназванными, рассказывали, что года три назад в некоторых райотделах для выполнения плана пэпээсники практиковали подбрасывание наркотиков задержанным. Справедливости ради надо отметить, что подбрасывались наркотики не всем подряд, а только известным наркоманам или лицам в состоянии явного наркотического опьянения. Интересно, что наркотики пэпээсники приобретали у своих коллег в уголовном розыске. С увеличением дозы, за которую наступает ответственность, такое служебное рвение стало накладным, да и прокуратура косо смотрела на подобные шалости.

Существует в ППС и план по выявлению административных правонарушений. В Кодексе об административных правонарушениях имеется статья, предусматривающая штраф за появление в общественном месте в нетрезвом виде. При этом степень опьянения в Кодексе не указана. Фактически ответственности подлежит любой человек, выпивший пару кружек пива в заведении, которыми столь богат наш город. Поэтому проблем с планом по административным нарушениям в ППС не существует. Некоторые граждане предпочитают решать вопросы на месте, без лишней волокиты, к удовольствию милиционеров. Правда, иногда среди таких граждан попадаются люди с помеченными купюрами, после чего следует другое задержание, на этот раз самих милиционеров. Но тут уж ничего не поделаешь, в УСБ свой план.

Кроме показателей по административным нарушениям, существуют и показатели по взысканию штрафов. Многие граждане, доставленные за нарушения в милицию, не желают после составления протокола платить штраф, чем портят отчетность и чрезвычайно печалят руководство райотделов. Для таких «отказников» в законе предусмотрено дополнительное наказание - еще один штраф или арест до 15 суток. Но по повесткам «отказники» в милицию тоже не являются, а вламываться к ним в квартиры закон пока не позволяет. Но зачем же тогда существует хваленая милицейская смекалка? Автопатруль с милиционерами объезжает вечером или утром адреса неплательщиков. Дверь милиционерам открывают не всегда, но для этого есть хитрая схема для выманивания неплательщика. Через дверь ведется примерно такой диалог:

- Здесь живет гражданин К.?

- Да, здесь.

- Мы к вам из милиции, на вас в нашем райотделе 12 протоколов составлено. Вы штрафы собираетесь платить?

- Как 12 протоколов?! Меня всего один раз задерживали! Вы с ума посходили, что ли?

- Тогда, может, с нами проедете, разберетесь? У нас и машина есть.

И гражданин К. в порыве благородного негодования отправляется в райотдел, где его оставят да утра, а потом повезут в суд для оформления административного ареста за единственный неуплаченный штраф. А пэпээсники поставят себе еще одну галочку о выявлении нарушения, на этот раз уже за неуплату штрафа.

Заработная плата аттестованного на сержантскую должность милиционера составляет около 4 тысяч рублей. Офицер с пенсионной выслугой получает 9-10 тысяч. Понятно, что с учетом тяжелых условий труда (попробуйте просто провести на улице 8 часов) желающих поступить на службу в ППС немного. Многие отсеиваются на стадии стажировки. В 1993 году, когда срочно набирался полк ППС, в кадрах смотрели сквозь пальцы на соблюдение некоторых формальностей. Я, например, знал одного постового, который до работы в милиции крутил наперстки. Сейчас требований к поступающим на службу стало больше. Но это не означает, что личный состав качественно улучшился. В ППС некоторые идут целенаправленно с расчетом на дополнительный заработок в виде взяток. Зарабатывать же 4-5 тысяч можно и меньшими усилиями. Один офицер ППС рассказывал, как его по рации вызвал постовой сержант. Офицер подъехал на патрульной машине, полагая, что надо будет забрать задержанного. Вместо этого сержант показал ему пьяного прохожего и сообщил, что тот неосторожно «засветил пресс с бабками». Сержант предложил начальнику завести пьяного во двор, нокаутировать его, затем изъять бумажник и отвезти в район подальше. Постовой пытался заверить офицера, что когда пьяный очнется, то и не вспомнит, где был. Видимо, практика у этого милиционера была богатая.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042006154953&oldnumber=345