"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (345) от 27.04.2006 г.

Работа у иностранцев

Ольга СТЕПАНОВА

Саратов в ближайшее время ожидает приход сразу нескольких крупных сетевых иностранных компаний. Для многих молодых людей это шанс сделать хорошую карьеру. Однако данные опросов свидетельствуют, что работа на иностранцев для наших соотечественников уже не является настолько престижной, как раньше.

Практически решенным можно считать появление в Саратове мелкооптовой базы «Метро Кэш энд Кэрри» (Германия), на подходе крупный магазин предметов интерьера «Икеа» (Швеция). На днях министерство инвестиционной политики сообщило о переговорах с концернами «Сименс» (Германия) и «Скания» (Швейцария). Еще одни переговоры привели к тому, что австрийская компания «Молл Менеджмент», в рамках реализации программы создания всероссийской сети молов будет строить в Саратове торговый центр «Парк Хаус». Ну и, наконец, у нас уже есть «МакДональдс».

Как правило, в иностранных компаниях уровень зарплаты выше, чем в российских. Кроме того, социальные пакеты (страховка, питание и пр.) здесь существенно дороже. И именно в момент вхождения иностранных компаний в нашу область шансы получить приличную работу максимальны.

Компания «Метро» уже просветила общественность по поводу своей кадровой политики. Они планируют набрать 300-400 человек. При этом при наборе первых сотрудников используются услуги местного кадрового агентства, объявления в прессе. Первыми набирают менеджеров. Директором магазина назначается опытный работник, который уже поработал в магазинах «Метро» в других регионах. Он начинает руководить командой сотрудников, которая набирается непосредственно в Саратове. И за 6-8 недель до открытия магазина набирают остальных сотрудников. Коллектив формируется в течение года, после этого из их числа уже может появиться новый лидер, из местных.

Все сотрудники проходят ежегодную аттестацию, которая должна выявить успехи сотрудника, его основные показатели и достижения. На основании этих результатов способных сотрудников, показавших наибольший профессионализм, продвигают по служебной лестнице. Им-то и предлагают дальнейшее обучение с целью продвижения в карьере. Заявлено, что эта компания инвестирует в персонал: здесь существует так называемый внутренний университет.

Обучение сотрудников идет поэтапно. Каждый новый сотрудник проходит первоначальный тренинг: что такое компания, какова его роль в компании. После этого автоматически наступает следующий этап обучения: каковы должностные обязанности и как их выполнять. Для менеджеров есть еще один уровень, который длится от 3 до 6 месяцев в образовательном центре компании. Топ-менеджеры проходят еще один, высший уровень обучения, который может длиться от полугода до года.

С одной стороны, обновление кадров происходит естественным образом: кто-то уходит по семейным обстоятельствам, кому-то не нравятся условия работы и т. п. С другой, у иностранной сетевой компании больше возможности для карьерного роста. Обычно, чтобы шагнуть на следующую карьерную ступень, человеку приходится ждать, пока его шеф уйдет на пенсию или уволится. В компаниях, имеющих большую сеть представительств, все происходит быстрее: человека, показавшего определенные способности, перемещают в другой регион на более высокую должность. Так что в подобной компании есть реальные перспективы быстро сделать карьеру, особенно если фирма ведет мощную экспансию.

Однако в конце прошлого года социологи выяснили, что половина россиян не хочет работать в иностранных компаниях. Согласно данным ВЦИОМ, 48 процентов участников опроса не хотели бы работать на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям. Причем 21 процент – категорически против такой работы. Тех же, кто не прочь получить место в инофирме, оказался 41 процент. Среди тех, кто хотел бы работать на иностранцев, большинство (75 процентов) главной причиной своего выбора называет высокую, своевременно выплачиваемую зарплату. Реже указывают на то, что там лучше условия труда (12 процентов), организация труда (10 процентов), больше социальных гарантий (7 процентов). Среди причин нежелания работать на иностранную компанию респонденты называли необходимость развивать отечественную промышленность (17 процентов), чувство патриотизма (16 процентов), а также возраст (11 процентов) и привычку (8 процентов). Как выяснилось, желание трудиться на иностранного работодателя в большей степени присуще молодым и богатым. И наоборот, о своем нежелании работать на иностранные компании чаще говорят люди старшего возраста, а также респонденты с низкими доходами. По мнению экспертов, к таким результатам привело осознание россиянами того факта, что стабильность и высокая, к тому же «белая» зарплата сопровождаются жесткой дисциплиной и невозможностью самовыражаться. Работа в иностранной компании требует от россиян большей исполнительности и организованности. Практически во всех фирмах строго относятся к опозданиям. Зачастую корпоративные правила регламентируют не только одежду, но и поведение на работе.

Есть некоторые различия в отношении к карьере в компаниях разных стран. Например, если немцы работают строго по КЗоТу и заинтересованы в развитии персонала, то для американцев при внешней демократичности очень важно отношение сотрудника к просьбам своих непрямых начальников. А в японской фирме повышение в должности идет крайне медленно, потому что компания настроена на то, что человек будет работать у нее всю жизнь, а женщине здесь практически невозможно сделать карьеру.

По мнению экспертов, все больше россиян считают работу в инофирме лишь первой ступенькой карьеры, тем более что есть отрасли, где крупные российские компании вне конкуренции с иностранцами. Например, «РБК» провел рейтинг самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Самыми востребованными являются технические специалисты из области информационных технологий и телекоммуникаций. Вторые по популярности - специалисты по продажам. Наиболее мобильная категория (максимальное количество резюме) – специалисты в области маркетинга и PR. Специалисты и менеджеры по маркетингу теперь появляются не только в западных крупных, но и в небольших российских компаниях, это растущий сегмент рынка и потребность в таких специалистах велика. Минимальное соотношение резюме и вакансий – в области строительства и недвижимости. Большинство девелоперских и строительных компаний до сих пор подбирали персонал через знакомых.

В какой компании работать – в общем-то, дело случая. В небольшой фирме основные преимущества – это близость к руководителю и финансовым результатам компании, меньше бюрократии и больше гибкости, зато зона ответственности сотрудника может распространяться от маркетинга до уборки офиса. Крупные же предлагают стабильность, хорошую репутацию компании и, соответственно, хорошую запись в трудовой книжке. Но даже в крупных отечественных компаниях требования к дисциплине приближаются к иностранным.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042006155125&oldnumber=345