"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (345) от 27.04.2006 г.

Стихия Михаила Козакова

Штатный Зритель

Всегда относишься с осторожностью к заявленным на афише громким именам – рабочий график знаменитостей обычно напряжен, что заставляет их отменять выступления, даже запланированные за полгода. Поклонники Элисо Вирсаладзе, успевшие погоревать по поводу отмены ее концерта в филармонии в рамках восьмого нейгаузовского фестиваля, имели возможность возместить себе моральный ущерб, перейдя в число поклонников Михаила Козакова – его литературный вечер прошел, как и планировали устроители фестиваля, 17 апреля.

Слова актера и режиссера о том, какие приятные воспоминания будит в нем наш город, - не дань вежливости. Впервые он побывал здесь в 1964 году, работая в соцреалистической картине Олега Ефремова и Гавриила Егиазарова «Строится мост», где играл вместе с актерами театра-студии «Современник», и здесь же, в гостинице «Волга», в том же году состоялось историческое собрание актеров, на котором было решено отказаться от приставки «студия». Не последнюю роль в этом сыграл сам Козаков, за что худрук театра Ефремов прозвал его «могильщиком студии» и год с ним не разговаривал. «Современник» существовал тогда по особым законам, это было государство в государстве, - рассказывал актер. - Мы, к примеру, сами перераспределяли себе зарплату, поскольку лучше знали, кто из нас в сезоне лучше работал, а кто хуже. Мы жили по законам устава, и это было здорово. Но к 64-му все начало вырождаться, а лгать друг другу не хотелось».

В свои годы Михаилу Михайловичу есть чем заняться. На сцене он играет короля Лира, в кино – впервые снял 6-серийную психологическую драму «Очарование зла» о русской эмиграции 30-х годов во Франции (роли исполняют Наталья Вдовина, Алексей Серебряков, Галина Тюнина, Кирилл Козаков). Фильм можно будет увидеть на телеканале «Россия», правда, когда именно – об этом не знает даже режиссер. Сниматься самому – в этом, по словам Козакова-старшего, ему не везет. «Что мне играть в 71 год?». Он не актер модных сериалов, и в стройные ряды типажей, переходящим знаменем появляющихся то в одном, то в другом очередном «салоне красоты» ни дядюшка из «Обыкновенной истории», ни Зурита из «Человека-амфибии» явно не впишутся.

А еще он продолжает писать воспоминания – к вышедшей в 96-м году «Актерской книге» скоро добавится двухтомник «Разлука на песке» и «Третий звонок». И сохраняет верность своему любимому занятию – чтению стихов. «Это та сфера, где я свободен. В кино, театре ты зависим, к тому же, трудно найти роль, где можно высказаться до конца». Не оттого ли желание объять необъятное - на вечере в филармонии актер поднял целый пласт русской поэзии от Пушкина до Бродского. Как бы там ни говорили о том, что чтецкое искусство сегодня не особенно востребовано, у актера сохраняется своя аудитория. Множество чтецких программ актера – переплетение стихов и музыки – выпущено на CD, среди них – «Дуэт для голоса и саксофона», созданный вместе с Игорем Бутманом, «Гамлет: темы и вариации», «Евангелие от Мастера» - интерпретация булгаковского романа. Однако, будучи пищей для души, а следовательно, некоммерческими проектами, они не встречаются в массовой продаже.

Свою философию жизни Козаков излагает предельно просто: «Дети. Друзья. Работа. Восприятие чужого искусства».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042006155224&oldnumber=345