"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (348) от 18.05.2006 г.

Маэстро: штрихи к портрету

Ирина КАБАНОВА

В воскресенье состоялся единственный концерт Мстислава Ростроповича в рамках международного проекта «Эпоха Шостаковича». За два дня до концерта по инициативе маэстро была организована встреча с журналистами.

Несмотря на то что роль законодателей юбилейных торжеств взяли на себя две российские и три европейские столицы, наш город сумел присоединиться к мировому музыкальному сообществу благодаря доброй воле маэстро, лично предложившего этот концерт в свой предыдущий приезд в Саратов (в декабре прошлого года Ростропович посетил город в связи с днями памяти своего близкого друга владыки Пимена).

Шостакович – один из трех композиторов (в их числе С. Прокофьев и Б. Бриттен), которые, по словам маэстро, оказали решающее воздействие на формирование его личности. «Появление нового композитора такого уровня сегодня невозможно, - сказал Мстислав Леопольдович на пресс-конференции. – Сейчас на Западе популярнее композитора нет. Во Франции, к примеру, выпустили книгу под названием «Шостакович – это Бетховен наших дней». Будучи организатором множества фестивалей, один из них Ростропович посвятил творчеству композитора - проходил он в Лондоне на протяжении двух месяцев, и Лондонский симфонический оркестр исполнил все 15 симфоний Шостаковича. Выбор для исполнения в Саратове, в числе прочего, Пятой симфонии для Ростроповича не случаен: «Она очень известна, в ней композитор выразил то, что боялся сказать словами. Но что самое главное – она сделала ему нормальную жизнь в этой стране, после нее его никто никуда не высылал».

О собственном горьком опыте вынужденного отъезда и лишения гражданства Мстислав Ростропович говорит без тени обиды на Родину. Отказавшись от предлагавшихся ему гражданств четырех стран – США, Германии, Франции и Англии – ибо знал, что в его родной стране его «смешают со всем, чем можно», он вообще не имеет никакого гражданства. Но какие были предложения! «В письме от английского министра, написанном красивым шрифтом, где мне от имени королевы Елизаветы II предлагали стать гражданином Англии, ниже тем же шрифтом шли слова: «Как ваш старый поклонник, я не советую вам это делать, поскольку налоги для музыкантов в нашей стране непомерны». Наверное, быть без гражданства – моя судьба. На моей родине в Баку мне вручили дипломатический паспорт, но и без него меня везде впускают и выпускают».

Человеку с фамилией Ростропович, имеющему государственные награды 29 стран, чьи регалии занимают в перечислении целую книгу, вряд ли нужны еще какие-то документальные подтверждения. Мы склонны видеть в таких людях пророков, с которыми невозможно не завести разговор о культуре и судьбе России. На этот счет слова маэстро просты: «Я более склонен к точке зрения, что Россия возрождается. Доказательство тому – когда мы рассыпались как страна, наш авторитет в мире был гораздо ниже, чем сейчас. Однако культура не развивается сейчас так, как хотелось бы. Я говорю не только о музыке, но и о литературе, живописи. Культуре надо помогать. Вот у вас замечательный оркестр филармонии, но его надо поддерживать – зарплатой, обновлением инструментов». Звучит как руководство к действию.

Вклад самого маэстро в культуру вряд ли можно сегодня превзойти. Мало кто помнит, что именно он в приватном разговоре с Борисом Ельциным сказал о необходимости создания телеканала «Культура», что и было незамедлительно сделано. Создатель нескольких фондов помощи в сферах культуры и здравоохранения, Мстислав Ростропович не перестает заниматься общественной деятельностью. В прошлый приезд Ростроповича в Саратов СМИ писали о посещении им в больнице мальчика, больного СПИДом. «Я уехал, заполненный его взглядом», - говорит музыкант и рассказывает историю о том, как по приезде в Москву он позвонил главному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко, и мальчика перевели в больницу под Санкт-Петербургом, где проходят лечение сорок больных СПИДом детей, не знающих родителей. «Меня поразило там отношение к больным детям - их пестуют, как родных. Но, как бы ни было им там хорошо, эти дети тоже должны расти в семье». Зампредседателя правительства Наталия Старшова, по словам которой власти «не знали, что делать с этим мальчиком», горячо поблагодарила Мстислава Леопольдовича за участие в его судьбе. Удивляет лишь неспособность властей договориться между собой без посредничества знаменитостей, принимающих на себя роль катализатора в решении проблем.

Но вернемся к музыке. Ее маэстро считает одним из чудес света, вне которого он себя не помнит и не мыслит: «Когда я выхожу на сцену, я хочу донести до публики музыку, которая звучит в моей голове. Все, что я играю, я люблю до обморока». Специалисты сегодня говорят о снижении интереса к струнным среди желающих связать свою жизнь с музыкой, однако виолончель, по словам маэстро, на Западе не менее популярна, чем у нас. Что касается педагогики, виолончельные школы, как отметил Мстислав Леопольдович, становятся все ближе друг другу: «Будучи в 1951 году на конкурсе в Праге, я мог по положению смычка определить национальность музыкантов, находившихся рядом со мной, - французы, к примеру, держали смычок низко. Сейчас разницы школ почти нет, но есть разница талантов. А вот определить, есть ли в той или иной стране великие исполнители, по выступающим на международных конкурсах, нельзя, ведь один, допустим, смог приехать, а другой не смог».

В год Шостаковича у виолончелиста и дирижера нет ни отдыха, ни сна. Три дня перед концертом утром и вечером он репетировал с оркестром, успел при этом побывать в церкви на панихиде по владыке Пимену, провести встречи. К портрету маэстро можно добавить еще один штрих: представьте себе Ростроповича, последовательно сменившего Лондон, Санкт-Петербург и Москву на Саратов, без чьего-либо сопровождения покидающего гостиницу «Словакия», чтобы по праву любого человека купить себе мороженое за пять рублей, и принесшего бумажную нашлепку от него обратно в номер, потому что поблизости не нашлось урны! А может, это штрих к портрету города в присутствии маэстро.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19052006142210&oldnumber=348