"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (351) от 8.06.2006 г.

Эти безумные гастроли

Подоспела пора, когда концертные и сценические площадки заполняются приезжими артистами, а наши театры «уходят в себя».

Ирина КАБАНОВА

Времена поменялись: антреприза стала едва ли не единственной возможностью для оставшихся в городе граждан пообщаться с Мельпоменой. Однако, если раньше она имела успех по причине своей эксклюзивности и того, что знаменитости, как гора к Магомету, являлись к провинциалам, облегчая последним доступ к столичной культурной жизни, то теперь стала обыденностью. Конкуренция нарастает: афиши, расклеенные по городу, подминают друг друга, и проницательные столичные деятели, уверенные, что только непаханая тема секса может собрать аншлаг, привозят опусы, наполненные монологической речью вагины. К счастью, случаются гастроли именитых театров, пусть редкие и непродолжительные, но этим мы обязаны какой-нибудь дате – 70-летию Олега Табакова, например, или дню рождения небедной организации, устраивающей в честь праздника такой подарок горожанам.

Знакомить саратовцев с творчеством других российских театров все еще представляется задачей трудновыполнимой. Золотые времена обменных гастролей, когда труппы на месяц менялись площадками и несли культуру в новые для них массы, прошли, хотя крест на такой деятельности не поставлен. Театр кукол «Теремок», к примеру, в 2002 году осуществил такой проект с Московским областным театром кукол. Казалось бы, отсутствие необходимости платить за аренду площадки – явный плюс для театра. Однако директор театра Дмитрий Кияненко подчеркивает, что экономически такие гастроли менее выгодны, поскольку цены на билеты увеличить нельзя, а затрат много. В нынешних условиях театры выбирают путь коммерческих гастролей, но и здесь – свои сложности. «Окупить себя в коммерческих гастролях реально для именитых театров, - говорит Дмитрий Кияненко. – Кроме того, в этом году мы готовимся к 70-летнему юбилею, поэтому летних гастролей не предвидится. В сентябре нас очень хотят видеть в Челябинске на фестивале памяти Валерия Вольковского, у которого учился наш главный режиссер Геннадий Шугуров – для кукольников имя Вольковского стоит в одном ряду с Образцовым. Хотелось бы попасть и в Екатеринбург на фестиваль «Малахитовая шкатулка, или Великий Петрушка».

Саратовские кукольники – одни из самых востребованных на различных фестивалях, а фестивалей кукольных театров проходит много – по пять-шесть в год. К сожалению, «Теремок» не попадает в проект Ассоциации кукольных театров «Театральная карусель», в рамках которого театры выбранных городов будут сменять друг друга на сценических площадках, а у зрителей одного города будет возможность увидеть несколько театров за короткое время. «Мы для этого географически неправильно расположены, - объясняет Дмитрий Ильич. – Хотя можно было бы сделать что-то подобное с театрами нашего региона – Пензы, Самары, например, но наш театр не сможет работать на их площадках, ибо они попросту маленькие».

Пример коммерческих гастролей мы видели в июле-августе прошлого года, когда на сцене театра драмы работал драматический театр им. М. Горького из Ростова-на-Дону. Саратовская же драма с успехом провела в сентябре гастроли в Сочи. Как рассказал директор театра Юрий Кравец, у труппы есть большое желание гастролировать и есть интересные предложения в этой связи, однако в нынешнем году не получится, поскольку все силы сейчас направлены на обновление и расширение репертуара. Летом театр планирует выпустить одну премьеру, осенью – еще три. Впрочем, ни имен режиссеров, ни избранный драматургический материал Юрий Кравец разглашать не стал. Как говорится, ваше право.

Своеобразный прорыв совершит летом театр магии и фокусов «Самокат» - 31 июля он выезжает на Всемирный конгресс фокусников и иллюзионистов, который в этом году пройдет в Стокгольме. Этот конгресс проводится раз в три года и представляет собой «олимпийские игры» фокусников.

Любопытно, что районные центры Саратовской области меньше всего входят в гастрольные планы учреждений культуры. Пожалуй, наибольшая активность в этом плане у филармонии. Памятуя о желании Александра Авдонина, создавшего зимой этого года первую саратовскую антрепризу, играть свой спектакль в области и даже за ее пределами, мы связались с ним, чтобы узнать, получили ли благие намерения продолжение.

- Дело встало по той простой причине, что участник антрепризы Владимир Емельянов ушел из театра драмы в ТЮЗ, где он занят так, что играть спектакль оказывается невозможно. Что касается коммерческих гастролей, то и филармония, и наш театр «Куклы Папы Карло» регулярно выезжает в область, но она оказывается не готовой к затратам. Существует так называемое трехстороннее соглашение, разработанное областным министерством культуры. Минкультуры оплачивает дорогу и командировочные концертной организации, которая не может выехать самостоятельно, а принимающая сторона организует проживание артистам. Цена билетов при этом максимальная. В той или иной степени этот проект работает, но есть подозрения, что он противоречит пресловутому закону 131-ФЗ, и его могут прикрыть.

У гастрольной деятельности, кроме зарабатывания средств, есть еще один важный смысл: отсматривая репертуар приезжих театров, зрители имеют возможность сравнить их уровень с уровнем театров собственного города, а это налагает ответственность на последние. Лавры фестивалей делают театру честь, но гораздо труднее сохранять любовь и уважение земляков.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9062006112720&oldnumber=351