"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (354) от 29.06.2006 г.

Опера теряет дирижёра

Ирина КАБАНОВА

22 июня Юрий Кочнев сделал заявление о том, что он слагает с себя полномочия художественного руководителя и главного дирижера Саратовского театра оперы и балета.

Скандал, разгоревшийся в связи с установлением неравной надбавки к зарплате работникам симфонического оркестра Саратовской филармонии и оркестрантам театра оперы и балета, увенчался отставкой Юрия Кочнева, объявленной им самим. В № 22 «Богатей» писал о сути конфликта, однако поговорить тогда с руководством театра не удалось. 18 июня Юрий Кочнев вернулся с гастролей в Кисловодске и Москве и созвал пресс-конференцию, на которой пояснил, что намеренно хранил молчание в общении с прессой в надежде, что минкульт исправит несправедливый документ. Поскольку этого не произошло, то, по собственным словам Кочнева, сказав 20 дней назад «а», он должен сказать «б».

«Отдав руководству театром, имеющим постоянно высокую творческую репутацию, свыше тридцати лет, я не хочу быть свидетелем его упадка и не могу сотрудничать с людьми, которые этот упадок запрограммировали, - завил Кочнев. – При ситуации сохранения ошибочного решения я не смогу оставаться руководителем, так как не смогу сохранить качество оркестра. В условиях, когда государство по-разному подходит к вопросу оплаты в театрах разных городов, сложно поддерживать творческую планку театра, поскольку я не могу объяснить артисту, почему он должен работать именно здесь, когда в театре соседнего города зарплата в два раза выше».

«Ошибочность» постановления правительства Кочнев видит в нарушении паритета, существовавшего между двумя оркестрами. По его мнению, это нонсенс, если оркестр театра, месячная нагрузка которого превышает нагрузку оркестра филармонического, имеет зарплату всего в 1,5 раза выше. Кстати, в письме на имя зампредседателя правительства Саратовской области Наталии Старшовой, посланном Кочневым еще во время подготовки проекта документа, объем работы оркестрантов театра был определен как превышающий объем работы коллег в два раза. В том же письме худрук выражает опасения, что «музыканты симфонического оркестра театра, имея стабильно высокий творческий потенциал, в один прекрасный день окажутся в Саратове коллективом второго сорта с окладами вдвое ниже, чем у их коллег». Однако, судя по цифрам, касающимся зарплаты того и другого оркестра до и после повышения, которые привел директор театра Илья Кияненко, все не так удручающе. Средняя заработная плата в оркестре филармонии была 3224 рубля, в театре – 4837 рублей, то есть в 1,5 раза больше, вместе с надбавкой она составила 6448 и 7255 рублей соответственно, причем разница уменьшилась до 1,1 раза. Такое положение вещей и посчитало руководство театра оскорбительным, хотя справедливости ради надо отметить, что по поводу увеличения зарплаты коллегам из филармонии Кочнев и Кияненко, равно как и оркестранты театра, выразили искреннюю радость. Однако руководители театра подчеркнули специфику работы в том и другом коллективе, что должно, по их мнению, отражаться на зарплате в разы. Разница в том, что у артиста театра два вызова на работу в день, в отличие от оркестранта филармонии; что месячная норма спектаклей в театре - 12, концертов в филармонии – 6. Зато у музыкантов филармонии каждую неделю новая программа, и к ежедневным четырехчасовым репетициям им добавляются три часа самостоятельной работы.

«В советское время, как только освобождалось место в филармонии, от нас уходили музыканты, потому что там работы меньше и легче работать: выучил программу - сыграл, - сообщил корреспонденту «Богатея» инспектор оркестра Александр Еськин. – Между тем, чтобы музыканту из филармонии сыграть наш репертуар, надо года два входить в материал. В репертуаре сейчас 43 спектакля, больше одного-двух раз в месяц один спектакль не идет, и сесть и сыграть его без репетиций – их практически не бывает, потому что нет времени – очень трудно. Так что уравнивать зарплату оркестров нельзя».

По мнению Юрия Кочнева, принятое правительством решение обуславливает отток кадров оркестра театра в более высокооплачиваемые коллективы. Тут же Юрий Леонидович оговаривается, что в данной ситуации случаев перебега из оркестра в другие коллективы не было. Оно и понятно: вариантов у саратовских музыкантов практически нет. Впрочем, как рассказал Александр Еськин, в прошлом году в филармонию из оркестра театра перешли два музыканта из соображений свободного времени, которого у оркестрантов филармонии больше, однако был и обратный процесс – двое музыкантов из филармонии сменили сцену на оркестровую яму.

Наконец, беспрецедентным главный дирижер театра считает повышение ставок только одному из подразделений театра: «Оно не поддается здравому смыслу, вызывает полное недоумение солистов, хора и балета, вносит раскол и подрывает моральную атмосферу театра в целом». Однако ясно, что поднять зарплату всем подразделениям театра в документе, появление которого вызвано юбилеем оркестра, невозможно. Именно поэтому министр культуры области Михаил Брызгалов так ратует за выделение театру гранта. По имеющимся сведениям, он предложил Юрию Кочневу обсудить детали этого, однако тот ответил, что это его уже не интересует и он принял решение. Как заметил Юрий Леонидович на пресс-конференции, речь о грантах ведется уже с седьмым министром культуры, а результата нет.

Как отметил Михаил Брызгалов на ответной пресс-конференции в тот же день, раздуванием скандала и резкими заявлениями можно добиться лишь того, что больше ни у кого не возникнет желания прибавлять кому-либо зарплату. «Никакого паритета в 2 и 5 тысяч рублей между творческими коллективами быть не должно, - сказал министр. – Я думаю, все это – вопрос личных амбиций Юрия Кочнева, которого я глубоко уважаю как личность и музыканта. Думаю, документ о надбавках – лишь повод для заявления, причины – в другом». Об истинных причинах произошедшего не могут сказать даже сами артисты. «Мы многого не знаем, даже о решении Юрия Леонидовича я лично узнала из новостей, - говорит солистка театра Татьяна Соболева. – Что касается вопроса зарплаты, некоторые солисты прикармливаются, но основная часть состава сидит на минимуме и при этом не может где-то подработать, поскольку на это нет времени – все заняты в театре с утра до вечера».

Стоит добавить, что ситуация по зарплате в театре оперы и балета – самая лучшая среди театров города. Что касается ухода Кочнева, 31 мая истек срок его пятилетнего контракта с областным министерством культуры, однако другой кандидатуры такого уровня на роль главного дирижера и руководителя театра в Саратове нет. Как отметил Михаил Брызгалов, кадровый голод в этой сфере - вопрос к консерватории, готовящей дирижеров.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3072006120617&oldnumber=354