"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (355) от 6.07.2006 г.

Отдельные упущения на фоне успехов

О ситуации в саратовском здравоохранении

Александр КРУТОВ

На одной из своих первых пресс-конференций после вступления в должность губернатора Саратовской области Павел Ипатов заявил о том, что одним из приоритетных направлений деятельности его правительства станет медицина. Именно в сфере здравоохранения уже к концу 2005 года Павел Леонидович пообещал серьезные улучшения, которые реально сможет почувствовать все население нашего региона.

Если исходить из чисто формальных показателей, губернатор свое слово сдержал. По сравнению с 2004 годом в прошлом году расходы областного бюджета по статье «Здравоохранение» выросли в 3,5 раза и составили около 2 млрд. 239 млн. рублей. Этот оптимистический итог и соответствующие ему цифры были озвучены в апреле текущего года на пресс-конференции, посвященной первой годовщине губернаторства Павла Ипатова.

На четверть лучше, чем в России…

Как пишут на подготовленном минздравом компакт-диске, «впервые за последние 10 лет удалось добиться наименьшего показателя младенческой смертности, который по области снизился на 13,3% и составил 9,1 промилле (на 1000 родившихся живыми), по России – 11,4». Иными словами, благодаря усилиям областного министра Алексея Сорокина и его подчиненных ситуация с младенческой смертностью в Саратовской области оказалась на четверть благополучнее, чем в целом по Российской Федерации. Однако доверие к этой официальной информации было подорвано в связи с так называемым ивантеевским скандалом, который разразился уже в мае. Большинству жителей области об этом скандале стало известно после того, как подала в отставку глава Ивантеевского района Любовь Каленова, чей портрет последние несколько лет неоднократно появлялся на областной доске почета.

Когда журналисты заинтересовались причинами этой отставки, то узнали об одном очень неприятном уголовном деле, которое было возбуждено районной прокуратурой по факту сокрытия младенческой смертности еще 28 января 2006 года по ч. 1 ст. 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий». В ходе следствия выяснилось, что на протяжении двух лет руководители родильного отделения ЦРБ умышленно фальсифицировали документы, имеющие отношение к младенческой смертности. По официальной информации с сайта областной прокуратуры, «в результате имеют место абсолютно необъяснимые факты: семьи имеют документ, подтверждающий факт рождения ребенка, но каких-либо документов, свидетельствующих о его смерти, ни в органах загс, ни у родителей нет, то есть умерший младенец юридически еще жив! В другом случае родители имеют свидетельство о смерти ребенка, в то время как его рождение официально не зарегистрировано вообще».

В разделе «Здравоохранение и социальная поддержка в 2005 году» я нашел информацию о том, что «планируется привить против гриппа более 500 тысяч человек». Из общего контекста можно понять, что речь идет о планах на год (2005-й или 2006-й – не ясно). А вот в разделе по национальным проектам на том же диске однозначно указано, что «за два года реализации проекта планируется привить против гриппа 430 тысяч человек». Разделите эту цифру на два, и получите среднегодовую численность вакцинированных от гриппа в 2006-2007 годах - 215 тысяч. При этом, как утверждается в разделе по итогам работы здравоохранения в 2005 году, «удалось достичь высокого уровня охвата населения профилактическими прививками – 97%». Припомним, что население Саратовской области в 2005 году составляло около 2 млн. 600 тыс. человек. Стало быть, по официальной версии министерства, в прошлом году было вакцинировано более двух с половиной миллионов наших земляков. Очень хочется спросить уважаемых господ из областного минздрава: «А вы сами верите в то, что написали?».

Но не будем придираться к припискам и искажениям информации, которыми, как мы увидели выше, грешат не только чиновники из Ивантеевки. Лучше поговорим о чем-то серьезном и существенном, что привнес в систему саратовской медицины новый областной министр здравоохранения Алексей Сорокин.

Сорокинские ярмарки

Безусловно, одной из главных заслуг министра Сорокина является радикальное изменение всей системы снабжения областного здравоохранения. С лета прошлого года в прокурорские органы стали поступать обращения о нецелевом использовании средств ТФОМС руководителями очень многих лечебных учреждений Саратова и области. Дело в том, что по закону из средств ТФОМС допустимо финансировать оплату труда медицинского персонала, приобретение лекарств, мягкого инвентаря для больниц и тому подобные накладные расходы. А вот приобретение дорогостоящего оборудования и прочие вложения в основные фонды должны производиться из бюджетных средств. Однако во времена Аяцкова сплошь и рядом бытовала практика, когда на средства ОМС по договоренности между главврачами больниц и руководством территориального фонда ОМС фактически без конкурсов и по завышенным ценам закупалась дорогостоящая техника.

Новая команда Павла Ипатова с первых же своих шагов попыталась раз и навсегда покончить с этой порочной практикой и наказать виновных. Как сообщил мне в то время начальник экономического отдела областной прокуратуры Вячеслав Сапега, в числе основных инициаторов обращения в прокурорские органы по выявленным фактам были руководитель аппарата губернатора Виктор Жданов и министр Алексей Сорокин. Против главврачей было возбуждено около десятка уголовных дел. Однако, после того как в прокуратуре Саратова внимательно изучили поступившие из областного ОБЭП материалы, из которых следовало, что наиболее крупные суммы нецелевого использования денег ТФОМС висят на бывших главврачах 3-й клинической больницы СГМУ и 6-й горбольницы, вся компания борьбы с врачами-растратчиками незаметно сошла на нет.

В итоге вместо прежней системы автономного снабжения учреждений здравоохранения, где «главной скрипкой» являлись главврачи, появился принципиально другой механизм. Суть его заключается в централизации всей системы закупок для нужд учреждений здравоохранения в рамках областного минздрава. При этом министерство стало выступать одновременно заказчиком и организатором соответствующих конкурсов.

Если верить официальной информации с правительственного компакт-диска, «проведение открытых конкурсных торгов позволило снизить уровень цен на многие виды товаров и услуг, закупаемых лечебными учреждениями области, в том числе по областным целевым программам. Общая экономия бюджетных средств составила 227 млн. рублей».

То, что областной минздрав сделал проведение конкурсных торгов нормой своей деятельности, можно только приветствовать. Однако в настоящее время приходится признать, что во многих случаях расходование бюджетных средств в этом министерстве велось с нарушениями, которые все преимущества нового механизма способны свести на нет. Чтобы не быть голословным, стоит привести несколько примеров.

Начну, пожалуй, с особенностей аукционов по приобретению автотранспорта в прошлом и текущем годах. Эти особенности очень заинтересовали аудиторов Счетной палаты Саратовской области, которые проверили итоги прошлогоднего аукциона. Результаты этой проверки кратко отражены в «Заключении по отчету об исполнении областного бюджета за 2005 год», которое 29 мая текущего года было направлено спикеру областной думы Павлу Большеданову. В нем, в частности, говорится: «При проведении проверки в министерстве здравоохранения и социального развития области было установлено, что при отборе поставщиков автомобилей и запасных частей к ним в конкурсе участвовало два предприятия, одно из которых, ООО «Энгельсский РТКЦ ГАЗ АТО», было признано победителем торгов. Фактически конкурс был проведен по 24 из 109 позиций в связи с отсутствием предложений со стороны второго поставщика. Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса РФ по 75 процентам безальтернативных позиций конкурс был признан несостоявшимся. По предписанию Счетной палаты области итоги данного конкурса были аннулированы, и объявлен новый конкурс». К информации Счетной палаты о прошлогоднем аукционе по закупке автотранспорта можно добавить и выдержку из представления прокуратуры Саратовской области, направленного в апреле в адрес министра Сорокина. В нем, в частности, указано, что «в протоколе заседания конкурсной комиссии по закупке санитарного транспорта на 2005 год № 17 от 21.07. 2005 года отсутствуют цены товаров, предложенные участниками конкурса.

В 2006 году на цели укрепления материально-технической базы областной медицины из областного бюджета также выделы значительные средства. Только диагностического оборудования предполагается закупить 446 единиц на сумму 346 млн. рублей. Уже закуплены и на днях торжественно вручены медицинским учреждениям области 225 новеньких автомобилей «Скорой помощи». Как же на этот раз проходили аукционы?

Расскажем здесь лишь об аукционе по приобретению диагностического оборудования. Формальным началом этого аукциона можно считать объявление, появившееся в журнале «Конкурсные торги» 19 декабря 2005 года. Как указано в июньском представлении прокуратуры, «в указанном извещении отсутствуют сведения о виде и количестве поставляемых товаров, о требованиях, предъявляемых к участникам конкурса». Спрашивается, как же можно расширить число участников и создать между ними здоровую конкуренцию, если поставщик не знает определенно, чего же от него хочет заказчик?

Сам конкурс был назначен на 10 февраля 2006 года и носил название открытого. По существующим правилам, закрепленным в действующих нормативных документах, заявки на участие в конкурсе, поданные его участниками, рассматриваются публично в день, время и месте, указанных в извещении о проведении конкурса. Однако в реальности 10 февраля конкурсная комиссия областного минздравсоцразвития лишь формально подвела итог процедуры подачи заявок на участие в конкурсе и произвела вскрытие конвертов с предложениями участников, о чем был составлен соответствующий протокол. По закону срок оценки и сопоставления поступивших предложений не может превышать 10 дней с момента вскрытия конвертов. Однако в реальности итоги конкурса были подведены лишь спустя… два с половиной месяца. Формальным закреплением этих итогов стал протокол, датированный 24 апреля 2006 года. В ходе прокурорской проверки выявилось, что в нарушение требований действующего законодательства в данном протоколе отсутствовали сведения о критериях оценки заявок и почтовые адреса двух участников.

Но было бы большим заблуждением считать, что все закупки, осуществляемые областным минздравом, проходят через конкурсы. В случаях, если заказчик нуждается в товаре или услуге, стоимость которых не превышает 2000 МРОТ (200 тысяч рублей), он может производить закупку без конкурса методом так называемого запроса котировок. Как установила проверка прокуратуры Саратовской области, в 2005 году Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области путем применения метода запроса котировок было заключено 6282 контракта. Причем, как выявили проверки областной Счетной палаты и прокуратуры области, в ряде случаев метод запроса котировок был использован и тогда, когда безусловно должен был объявляться конкурс. «Так, 1 января 2005 года (т. е. еще при министре Левине) между министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области и ООО «Комсомольская правда – Саратов» был заключен договор на информационное обеспечение № 5-4-1. Общая сумма договора составила 264 тыс. рублей», - отмечается в апрельском представлении областной прокуратуры. (Следует отметить, что после прихода к власти команды Павла Ипатова многие областные министерства под предлогом реорганизации отказывались пролонгировать договора на информационное обслуживание, заключенные их предшественниками.)

Аналогичный по форме, но гораздо более возмутительный факт установили ревизоры Счетной палаты. Как указано в «Заключении» этого органа, «при проверке размещения заказа на поставку лекарственных средств было установлено, что в нарушение п. 2 ст. 2 Закона Саратовской области «О поставках товаров, работ и услуг для государственных нужд Саратовской области» сумма заказа была разбита на две части (249,3 тыс. руб. и 248,3 тыс. руб.), в связи с чем закупка осуществлялась методом запроса котировок без проведения открытого конкурса».

Несмотря на более упрощенную процедуру осуществления закупок, существующее законодательство предъявляет ряд весьма важных требований и к методу запроса котировок. В частности, государственный заказчик обязан разработать котировочную документацию, куда входит перечень претендентов на поставку того или иного вида товаров (работ, услуг). Причем каждый из включенных в этот перечень поставщиков должен обладать необходимыми качествами: иметь необходимые опыт, знания, материальные и трудовые ресурсы для реализации данного контракта, не иметь финансовой задолженности перед партнерами и налоговыми органами и т. д. Однако, как установила прокурорская проверка, руководством областного министерства здравоохранения и социальной поддержки не составляется и не утверждается перечень претендентов на поставку того или иного вида товаров или услуг и не осуществляется проверка платежеспособности и надежности существующих партнеров.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6072006132422&oldnumber=355