"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (355) от 6.07.2006 г.

Последняя рапсодия сезона

Записала Ирина КАБАНОВА

Под забойный ритм «Deep Purple» волны рук ходили по залу, зрители трясли хаирами и отбивали ритм ногами. Вся эта вакханалия не сопровождала очередную тусовку в «Варьете», а знаменовала закрытие сезона саратовской филармонии. Совершенно чумовой концерт оркестра «Волга-Бэнд» с интригующим названием «Классика и рок» собрал аншлаг в 30-градусную жару. О том, как это удалось, мы беседуем с дирижером оркестра Алекандром ЖИГАЙЛО.

- Кто бы мог подумать, что люди не предпочтут пляж концертному залу…

- Для нас это было неожиданно. На самом деле меня попросили провести последний концерт для молодежи, ведь накануне выпускники музучилища получили дипломы, прошли выпускные балы в школах – вдруг кто-нибудь придет? В общем, это была авантюра, ведь сезон у всех уже закончился, лето, жара… И вдруг в кассе вывешивают объявление: «На сегодня все билеты проданы».

- По-моему, это естественно - я лично купилась на афишу, заявленный музыкальный материал.

- А разве афиша нашего концерта «Парижское танго» хуже? Ведь это шикарная тема.

- Да не в том дело, что хуже, просто на танго не всякая молодежь пойдет, да еще в жару. Слишком уж музыка эстетская.

- Ну может быть. Но «Классику и рок» мы играем не впервые – вот в чем парадокс. Программа идет третий раз. И надо сказать, программа достаточно тяжелая, а тут жара да еще софиты жарят – мы все на сцене чуть не умерли.

- И тем не менее «Богемскую рапсодию» вы сыграли чудно. Интересно, всякий ли музыкальный материал можно переложить на духовые?

- В целом духовой оркестр способен играть любую музыку. Но здесь многое зависит от аранжировщика, от того, как он это делает. К примеру, я, работая в оркестре с его основания, долго не мог играть переложения «Вальса» Скрябина из «Маскарада». Так было сделано – это «у-ча-ча» невозможно было играть. И вдруг мне попала другая оркестровка «Маскарада» - и как будто что-то перевернулось. Произведение стало одним из самых любимых для дирижирования. Так что это мастерство аранжировщика, который сродни композитору. У нас есть свой молодой аранжировщик Денис Марьин, который и сделал нам оркестровку «Металлики» - у него есть вкус, чутье, и получается довольно неплохо.

- Как возникают идеи взяться за тот или иной материал?

- В основном все программы подбирает художественный руководитель оркестра Анатолий Селянин, за исключением праздничных к 8 Марта или 9 Мая, которые он дает на откуп нам, дирижерам. Но такой нотной библиотеки, как у него, нет нигде – ноты он привозит из-за рубежа, главным образом из Америки, которую он обожает и куда часто ездит, потому что там у него живет дочь и много друзей-музыкантов и дирижеров. Сейчас он как раз там.

- Так, может быть, вам светит какая-нибудь поездка в Новый свет?

- Возможно, у оркестра что-то и получится. Но на гастроли в Грецию меня, например, не взяли. Хотя готовил программу я, там дирижировал его друг-американец. Такой уж у Анатолия Дмитриевича стиль работы, ему хочется, чтобы Америка его приняла.

- А в России разве плохо принимают?

- В Саратове у нас аншлаги очень часто. Если не аншлаг, то уж две трети зала мы собираем обязательно. Когда мы выступали в Большом зале Российской академии музыки им. Гнесиных, москвичи сказали, что такого не бывает – по крайней мере, в Москве подобного оркестра нет.

- А что в вас особенного? Духовиков у нас много где готовят…

- Пожалуй, свой стиль. Подбор музыкантов, которые, между прочим, все саратовские. Мы их из-за рубежа, как футболистов, не берем. Наконец, культура и фанатизм. Ведь за те деньги, которые музыканты здесь получают, могут работать только фанатики. Наши ветераны, которые работают в оркестре давно, в свете нынешнего конфликта в оперном театре, в шутку говорят: ага, в опере начали считать, кто сколько работает. А пусть сравнят, сколько к ним людей на спектакли приходит и сколько к нам. Но в этой шутке есть огромная доля правды.

- Насколько поднял творческую планку оркестра его успех на фестивале в Греции в июле прошлого года?

- Собственно, никто ничего не поднимал, просто оркестр показал себя таким, какой он есть. Наконец, музыканты выехали за рубеж и поняли, что рядом с другими они чего-то стоят. Когда мы играли в Москве, кто-то из наших подслушал разговор двух молодых людей, которые говорили: «Если бы сейчас этот оркестр раскрутить – какие бабки можно было бы заработать!». У москвичей свой менталитет, но раз они так оценили - значит, перспективы-то огромные!

- То есть при всей популярности на родине вы не раскручены?

- Абсолютно, хотя принимают нас везде с распростертыми объятиями: в Пензе, в Тюмени, в Уральске, где мы были два года назад в рамках Недели Саратовской области в Казахстане. Вот и все наши гастроли. Даже концерты в «Липках» город не хочет оплатить - что говорить об остальном… А люди тем не менее даже такое заявляют: мол, мы можем подписи собрать, чтоб вы только снова в «Липках» летом играли.

- В следующем году у вас юбилей. Уже есть соображения, как вы его отметите?

- Это пока тайна, покрытая мраком.

- А может, вам под юбилей новые инструменты купят? Это я так - фантазирую… Как у вас вообще с материально-технической базой?

- Как говорится, с миру по нитке. Приезжала как-то шикарная женщина-дирижер из Америки, подарила оркестру тарелки. Стоят-то они, может, и немного – 500 долларов, но оркестр вложить 15 тысяч не в состоянии. Но зато они не шлепают, а звучат! Так что кто чем может, тот тем и помогает.

- А много инструментов вам поменять бы?

- Да вообще все бы поменять…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6072006132739&oldnumber=355