"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (355) от 6.07.2006 г.

О моде на дамскую болтовню

Анна САФРОНОВА

Василина Орлова – вроде бы новая молодая звезда на нашем литературном… Год рождения – 1979-й. Помимо свежей книги «Пустыня» (М.: Зебра Е, 2006), еще три книги прозы «Вчера», «Стать женщиной не позднее понедельника» и «В оправдание воды». Три публикации в «толстых» журналах в 2005 году – не в художественных разделах, а в «Литературной критике» и «Опытах» («Новый мир») и даже в «Публицистике» («Октябрь»).

Василину Орлову, само собой, критики сразу же помещают в контекст «молодой прозы» во всеми вытекающими отсюда оценками, на мой взгляд, довольно подозрительными, как подозрителен сам критерий молодости для литературы. Мне же, увы, Василина Орлова напомнила отнюдь не молодую писательницу из Перми Нину Горланову (ее творчество, конечно же, известно всем читателям «толстых» журналов).

А почему? С какой, казалось бы, стати возникло такое странное сопоставление? Одна – Василина Орлова – все время рассказывает нам о том, какая она одинокая прекрасная блондинка, какие у нее ноги и руки и как ей глубоко безразлично, что она такая, потому что ее внутренний мир все равно никто не любит и не понимает (этой теме, как минимум, лет двести). «Пустыня» - символ одиночества, в котором прекрасная героиня не от мира сего пребывает. Другая – Нина Горланова – весело рассказывает о бедности, бытовухе, детях, создавая образ замученной, но не унывающей тетки, которая мужественно, со шваброй и скалкой в руках отстаивает свое право жить духовной жизнью и писать.

Чего, у них, казалось бы, общего? Скажу безапелляционно: обе говорят в с ё

п о д р я д, обе одержимы идеей бесценности собственных переживаний, и обе нимало не задумываются о том, что читатель – не всегда сливной бачок.

Конечно, возразят мне, с чем сравнивать. Если с чтивом типа Марининой, то наши женщины окажутся на высоте: они не стараются потрафить низким вкусам, а пишут исключительно о своей внутренней жизни. Вот, например, Василина Орлова: «Мысли, отчетливые, как рисунок пером, возникали в сознании уже застывшими, принявшими форму, мысли-уверенности, мысли-знания, мысли решения, и самой яркой из них была та же: «Муж»…». У нее вообще много драматических размышлений на тему замужества (сквозной мотив «Пустыни» - развод), и вот еще один из прорывов: «Только инвалидка, у которой не хватает руки или ноги, или, что встречается чаще, мозгов, может добровольно прикрепить себя к мужику, закабалиться или продаться в рабство – как кому больше нравится, сути дела не меняет». Ой-ой. Не феминистские ли общественницы спонсировали издание этой книги? А может быть, издателей обескураживает потрясающая честность Орловой, с которой она описывает все свои условные и безусловные рефлексы? С такой честностью ребенок говорит маме, что ему хочется пи-пи. Да, как бы не забыть: у Орловой есть небольшой костыль в виде, во-первых, философского факультета МГУ за плечами, во-вторых, публично зафиксированной способности к вменяемым размышлениям (см. вышеупомянутые публикации в «толстых» журналах и некоторое количество философских кусков непосредственно в «Пустыне»). Мне, конечно, неловко высказываться о литературной новинке столь коротко, но в нынешнем случае автору нужен не критик, а психотерапевт.

Как ни странно, дамская болтовня, кажется, входит в моду. В прозе июньского номера «Нового мира» - роман Евгении Мальчуженко «Эльфы в городе». Это вторая ее публикация, первой была повесть «Крупа и Фантик». Мистифицированная переписка Надежды Крупской с Фанни Каплан – вещь унылая даже с точки зрения всеядного постмодернизма. «Эльфы в городе» немногим лучше: эльфы Бобочка, Никуша и Фенюшка все что-то лопочут, сюсюкают и порхают. Еще одна «новомирская» разновидность дамского претенциозного лепетания – Линор Горалик «Говорит:». И «говорит» молодая литераторша Линор Горалик сущую ерунду, болтовню из какой-нибудь очереди: «И он по два часа пытается со мной разговаривать. А у меня нет сил на него, ну нет. А он просто тянет разговор, ну, понятно. И так каждый вечер, каждый вечер он звонит, а мне ну не о чем с ним поговорить, а ему ну прямо необходимо, понимаешь?». В общем, «глазки и лапки, глазки и лапки», как сказал Гоголь по аналогичному поводу, и «бла-бла-бла», как говорят современные подростки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6072006132810&oldnumber=355