"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (355) от 6.07.2006 г.

От этюдов - к диплому

Александр ДАВИДЕНКО

В конце июня прошла защита дипломных работ в художественном училище имени Боголюбова (по классу живописи), которая вселила некоторые надежды, но и задала неприятные вопросы.

Как положительное можно отметить хорошую начальную базу, заложенную будущим живописцам на ранних стадиях обучения. Все выпускники неплохо чувствуют себя на подготовительных стадиях выполнения «главной» работы: это довольно умелые наброски карандашом и гуашью, часто очень хорошие эскизы и этюды, которые отличают интересные композиции и удачное распределение цветовых пятен. А вот затем начинаются проблемы, с которыми большинство дипломников справиться не в состоянии. В окончательном варианте пропадает живость этюда, композиция перегружается, становится нарочитой до театральности, ракурсы выбираются не самые удачные, часто просто скучные, очевидна колористическая беспомощность (есть исключения!). Планы часто не согласованы, деталям уделяется слишком большое значение, в ущерб общему впечатлению и связям между элементами композиции. Иногда конечный продукт по качеству почти не отличается от худших непрофессиональных образцов самодеятельных художников. В чем тут дело? В излишней лени самих студентов, в плохом контроле со стороны руководителей курса или в слабости методики обучения и снижении требовательности, как к ученикам, так и к самому преподавательскому составу? Похожую озабоченность, но в более дипломатичной форме высказал и член экзаменационной комиссии, заслуженный художник России Р. Лавриненко.

Если говорить о самих дипломных работах, то заслуживает особой похвалы М. Федоров. У него оказались интересными и качественными не только подготовительные рисунки и этюды (уверенное владение карандашом и гуашью, цвет активен и напряжен, мазки легкие и размашистые), но и сама работа очень профессиональна по композиции, по колориту (правда, слишком много черного), с хорошо расставленными акцентами, согласованными и проработанными планами, продуманными и увязанными элементами целого.

У В. Кузьменко привлекают внимание этюды портретов - своей свободой, грамотным рисунком и цветом, живыми динамичными ракурсами. Дипломная работа смотрится вполне законченной, хорошо проработанной, с умелой композицией и колористической выравненностью. Правда, она выглядит слишком «засушенной», без той открытой эмоциональности, которая присутствует в подготовительных вариантах.

«Большая перемена» А. Шумхова отличается светлым, мажорным колоритом с яркими пятнами, подчеркивающими молодость студентов, расположившихся на балконе между лестничными маршами училища. Но в конечной работе выбран не самый удачный ракурс (фронтальный), сделавший сцену статичной, появились мертвые, скучные плоскости, хотя в этюдах множество динамичных вариантов с выразительными планами и более значительным колоритом.

Многообещающие этюды с очень выразительной и натуральной палитрой на переднем плане у М. Ракутиной, а вот завершающая работа композиционно неудачна. Надежда, что активное пятно солнечного света, прошедшего через окно, обязанное, по замыслу, уравновешивать левую и верхнюю стороны холста, не оправдалась, элементы композиции потерялись на плоскости, а фигура девушки вообще приобрела кукольный характер, демонстрируя плохой рисунок и тон.

Все остальные дипломники, с разной степенью убедительности, демонстрируют, по сути, одно и то же: неплохие этюды и «главную» работу, которая лишь подтверждает, что конечная фаза творческого процесса много сложнее предварительной. Она требует умения компоновать, увязывая части целого в соответствии с замыслом, сочетать планы, гармонизируя их, а не заниматься аппликациями, насильно вставляя фигуры в пейзаж, уделять серьезное внимание колориту.

Понимая, что выпуск не может состоять сплошь из одаренных студентов, следует признать, что общий результат в этом году достаточно хороший.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6072006132842&oldnumber=355