"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (357) от 20.07.2006 г.

Шендерович – теоретик и практик

Анна САФРОНОВА

Имя Виктора Шендеровича россиянам отлично известно: знаменитая программа «Куклы», затем «Итого», работа на «Свободе» и на «Эхо Москвы». Плюс книги, из которых «Изюм из булки» - самая известная, потому что самая смешная. Первое издание вышло прошлым летом в издательстве «Захаров», а ныне Шендерович готовит второе издание, расширенное, которое надеется закончить к осени. Он делится с читателями «Живого журнала»: «Готовлю второе издание "Изюма из булки" - пока просто собираю истории. Впрочем, что значит собираю? Просто записываю то, что вижу и слышу».

Истории, надо сказать, встречаются не первой свежести. История про девушку, которая тормозит машину и предлагает немолодому порядочному мужчине минет за двести рублей, а тот спрашивает, как туда проехать, известна мне, по крайней мере, из двух источников. Во-первых, как анекдот даже не второй свежести. Во-вторых, из рассказа Сергея Игнатова, опубликованного в четвертом номере «Знамени». Один из рецензентов заметил: «С удивлением обнаружил у Шендера историю про знаменитого полярника Папанина, его личное оружие и радиста экспедиции Кренкеля под заголовком «Маузер Папанина», уже виденную и читанную мной в «Легендах Невского проспекта» Михаила Веллера».

Вот такие-то мелочи и мешают смеяться до упаду. Мешает конкретно слишком явное желание Шендеровича понравиться нам любой ценой. Отсюда и небрежение к деталям, отсюда и некоторое педалирование собственной несчастности: народ несчастных и гонимых любит.

При всем при том назвать Шендеровича неудачником никак нельзя. «В восемьдесят шестом черт дернул меня подать документы в аспирантуру ГИТИСа». Лукавит господин Шендерович. Какой там, к черту, черт, извините за каламбур? Вполне разумное желание устроить карьеру, достичь профессиональных высот. И уже совершенно смешно (но не в предусмотренном автором смысле) читать скорбные жалобы автора, которому после аварии пришлось пересесть из служебного «БМВ» в служебный же «Жигуль»: «Пересел и понял, что вынести такого унижения не могу. Низко, медленно, душно, дискомфортно… На дороге не уважают… И вообще!».

Надо сказать, что Шендерович-теоретик гораздо серьезнее Шендеровича-практика: «Настоящий юмор – чаплинский, полунинский, никулинский, салтыково-щедринский, - в разной степени социальности все равно он апеллирует к человеческим чувствам. Вот в чем феномен Чаплина? Если вы вспомните сюжеты его фильмов, они всегда на грани жизни и смерти. Или очень серьезные человеческие чувства затрагивают. Можно смотреть километрами пленки Чаплина, они не устаревают. Юмор, в подкладке которого нет серьезного отношения к жизни... ну один раз – ничего, второй – скучно.

А власть может довести вполне лирического писателя до сатиры. Но никто не рождается сатириком, сатира – это ответ, это протест» (из одного интервью). Но и в самокритике Шендеровичу не откажешь – он назвал себя «продавцом банальностей». И еще: однажды Шендеровича спросили, не надоело ли ему копаться в политической грязи, не хочет ли он вернуться к режиссуре, поставить «Чайку» или «Гамлета»? Он честно ответил: « Когда я вслед за некоторыми моими коллегами сойду с ума, то начну писать философские романы и ставить "Гамлета". А пока позвольте остаться в рамках дарованного».

И даровано, между прочим, немало. В «Изюме» есть запоминающиеся истории. Вот молодой Шендерович приходит в редакцию «Иностранки», главный редактор которой, Татьяна Ланина, прочитала его рассказ. И делает автору совершенно неожиданное предложение: опубликовать рассказ, но как перевод с испанского, и чтобы вместо советских военнослужащих – хунта. На дворе стояла советская власть. «Я забрал рукопись и ушел. Я был гордый парень». О чем впоследствии пожалел.

В нынешнем году вышла еще одна книга Шендеровича – «Монолог со властью». Это сборник публицистики, выпущенный издательством «Амфора»: хроника событий последнего года. Книга написана в соавторстве с Вадимом Жуком, Сергеем Платовым, Александром Каляевым и Игорем Иртеньевым. На презентации этой книги, между прочим, бурное зрительское ликование вызвало не что иное, как чтение фрагментов из «Изюма»…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24072006163703&oldnumber=357