"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (365) от 14.09.2006

Проблема

Как победить ГАИ

Маргарита СПИРИЧЕВА

Меняются правила дорожного движения, принимаются федеральные программы повышения безопасности на дорогах, но ситуация на них остается прежней: ровно по анекдоту добрая половина российских гаишников берет взятки, а злая половина еще и отбирает права. По данным общественных организаций, интересующихся коррупцией, за прошлый год гаишники собрали с водителей в виде взяток 1,5 миллиарда долларов. Тем не менее в мире есть страны, где удалось искоренить коррупцию на дорогах. И некоторые из них находятся по соседству с Россией.

-- Гаишники вообще офигели! Вчера оштрафовали на $500!

-- За что?!

-- Говорят, на подушке безопасности наволочка грязная.

Огромная даже по меркам России сумма взяток складывается из многих составляющих. Практически любая грань деятельности автоинспекторов приносит им теневые доходы. Размер стоимости каждой «услуги» колеблется в зависимости от уровня благосостояния региона. Например, в Москве средняя стоимость постановки нового автомобиля на учет -- 300 долларов, съем с учета -- 100 долларов. У нас в области счет идет в рублях -- 1-2 тысячи в лучшем случае. В худшем, если инспектору покажется, что у вас на деталях машины не читается номер, особенно на подержанных автомобилях, сумма может вырасти существенно, ведь вам доходчиво объяснят, что это, как минимум, уголовное дело, как максимум -- конфискация автомобиля. С другой стороны, если вы хотите украсить свою автомобильную жизнь особенным номерным знаком, с определенным набором цифр и букв, то это вам будет стоить от 100 долларов. Цены договорные, поскольку и заказы бывают разные. Самые престижные номера могут стоить 50 тысяч. Годовой техосмотр в Саратове стоит 400, в Энгельсе -- 800, а в Москве 2-3 тысячи рублей. Получение прав без обучения у нас обойдется в 6-7 тысяч, в столице -- 400-500 долларов. С обучением сдача экзаменов с первого раза в Саратове стоит 2000 рублей, в Москве -- 200 долларов. Это не говоря о взятках непосредственно на дорогах, когда водители таким образом стараются минимизировать ущерб для своего кошелька.

Разумеется, платят гаишникам не все. Но каждый год ставится и снимается с учета порядка 2-2,5 млн. автомобилей, и хорошо, если четверть обходится без взяток. Ежегодный технический осмотр, по некоторым данным, лишь треть автомобилей проходит честно. Сдать на права без денег и знакомств могут лишь считанные везунчики, к которым по счастливому стечению обстоятельств решили не придираться. Меньше всего дают как раз инспекторам ДПС на трассах.

Карты экспресс-оплаты ГИБДД 10, 50 и 100 условных единиц. Для корпоративных vip-клиентов -- новый тарифный план «Эксклюзив»: всего за 1000 у. е. в месяц все нарушения бесплатно! Подключите дополнительные услуги: «Любимое нарушение» -- скидка 50% на любое выбранное вами нарушение, «Антирадар» -- антиопределитель скорости и вашего номера. Дополнительная информация -- у менеджеров в офисах ГИБДД.

Однако все описанное лишь цветочки. Худшее для водителя начинается, когда он попадает в группу разбора нарушений. Там все начинается со ста долларов, поскольку человек в кабинете уже в серьезном звании, он себя и уважает больше, и ценит дороже. Но самая коррупционная организация, которая существует в ГИБДД, -- это дознаватели. По крайней мере, в Москве именно они перерисовали пешеходный переход на десять сантиметров в сторону, чтобы доказать, что в ДТП была виновата бабушка, а не сын министра обороны. В этой структуре ставки колеблются от 5 до 15 тысяч долларов. Впрочем, нужно учитывать, что в этой системе не все деньги достаются тому, кому вы их платите, а распределяются между вышестоящим начальством. По сведениям эксперта клуба региональной журналистики и обозревателя «Эха Москвы» Александра Пикуленко, должности в ГИБДД во многих регионах России просто продаются.

Разумеется, есть в системе ГАИ и честные люди. Есть определенная категория людей, которые наотрез отказываются подчиняться сложившимся правилам, работают честно, и, как ни странно, именно они быстро растут по карьерной лестнице. Впрочем, наверху у них появляется возможность брать уже по-крупному.

Гаишник стоит на автостраде, видит -- несется «мерседес» со скоростью 200км. «Ну сейчас я его штрафану», -- думает гаишник. Останавливает. Стекло на «мерсе» чуть опускается, и рука подает толстый бумажник. Гаишник берет, открывает и видит в одном отделе баксы, в другом -- рубли, а в третьем -- удостоверение генерал-майора МВД. Гаишник сразу по уставу: «Товарищ генмайор, разрешите доложить!». А тот в ответ: «Докладывай, докладывай! Рубли к рублям, баксы к баксам».

Создается впечатление, что разорвать этот порочный круг нельзя. Или можно только в том случае, если разогнать все ГИБДД и создать что-нибудь новое и правильное. Однако подобный подход, примененный в соседней Украине, себя не оправдал: по-прежнему основной задачей тамошнего инспектора остается отъем денег у населения, особенно у богатых русских туристов.

А вот в Грузии полицейские перестали брать взятки. Причин несколько. Во-первых, грузинским гаишникам создали очень приличные условия, вплоть до льгот для детей, поступающих в высшие учебные заведения. Во-вторых, работы в стране стало так мало, что таким местом по-настоящему дорожат. И в-третьих, грузины освободили свое ГАИ от всех лишних функций: регистрация, техосмотр, удостоверения -- все перешло в ведение министерства транспорта, в частные структуры. ГАИ занимается только организацией дорожного движения. И в результате у них за последнее время здорово снизилась аварийность -- такое злое ГАИ, что нигде не разгонишься. Правда, есть еще причины: бензин дорогой -- ездят меньше, и запчасти слишком дороги при их зарплатах. Говорят, что грузинские мужчины даже пристегиваются за рулем.

Есть и другие страны, где была жуткая коррупция, которую смогли победить, -- Испания и Финляндия. На ее ликвидацию потребовалось порядка 10 лет. В начале 80-х у финнов было принято закладывать в права определенную сумму (в зависимости от вида нарушения) и отдавать инспектору. Но прошла целая серия судебных процессов, причем сажали и того, кто брал, и того, кто давал. Но если водитель сдавал инспектора, то освобождался от ответственности, а сотрудника ДПС сажали на очень серьезные сроки и тут же увольняли начальство, которое не смогло проконтролировать. Сейчас в Финляндии никому в кошмарном сне не приснится, чтобы инспектор взял взятку. А в Испании ввели правило презумпции автомобилиста, а не инспектора. То есть полицейский должен доказать, что водитель нарушил. Конечно, если были свидетели, он нарушение докажет, но просто так вымогать взятку не будет.

Впрочем, дело не только в плохой работе автоинспекции. Дело в том, что нам элементарно не хватает автомобильной культуры. Те, кто бывал в Европе, одним из первых ярких впечатлений называют дорожное движение: дорогу можно переходить в любом месте, перед пешеходом обязательно остановятся. Даже в Стамбуле, городе далеко не европейском, со сложным рельефом и напряженным движением, водители уступают друг другу гораздо чаще, чем у нас. У нас уступать в принципе не принято.

Развивать автомобильную культуру можно мягко и жестко. Мягко -- это просто ждать, когда в обществе станет принято уступать дорогу. Но ждать у нас не любят, так же как уступать, поэтому правительство склоняется к жесткому варианту -- существенному увеличению штрафов. Наши смешные штрафы, в общем-то, провоцируют на нарушение правил. Это мера, безусловно, действенная, что тоже доказывает опыт других стран. Например, во Франции за переход дороги в неположенном месте штраф составляет семьдесят пять евро. Это не 50 рублей даже по масштабу их зарплат. Подобный подход был принят и в Белоруссии. Там водитель, не пропустивший пешехода, карается жестко, до лишения прав. Но и пешеход, вышедший на дорогу в неположенном месте, считается врагом белорусского народа и отлавливается. А поскольку нравы в местных отделениях милиции достаточно суровые, то все стали весьма дисциплинированными.

А вот повышение зарплаты гаишникам, в отличие от повышения размеров штрафов, ничего не решит. Например, в Москве сотрудник ГАИ получает зарплату в четырнадцать-пятнадцать тысяч рублей, но продолжает брать взятки. Другое дело социальный пакет, которого пока ни постовые, ни вообще милиционеры не имеют. Его потеря в случае увольнения может стать серьезным стимулом к честности. Кроме того, необходим жесткий контроль и неотвратимость наказания. И так же, как в Грузии, нужно лишить ГАИ всех взяткоемких функций: регистрации, техосмотра, приема экзаменов. Но пока обо всех этих мерах говорят только эксперты, государство же в лице правительства предпочитает концентрироваться на неотвратимости наказания только для водителей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15092006142112&oldnumber=365