"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (368) от 05.10.2006

Пять отвязных вокалистов

Ирина КАБАНОВА

Не у каждого меломана находит отклик в душе принцип отказа от музыкальных инструментов в пользу вокала, но бывает и такое, что голосу дозволяется все, вплоть до синтезирования звуков, свойственных аккомпанементу. Правда, редко. Групп, работающих в формате a капелла на отечественной сцене немного, что позволяет причислить их к изысканным и порой экзотическим блюдам. Зал консерватории на концерте московского коллектива «Cool&Jazzy» не был забит до отказа, но достаточно плотное наполнение зрительской части позволяет предположить, что гурманы в Саратове имеются.

«Тиран и узурпатор» -- написал о себе руководитель коллектива Юрий Смирнов в собственном досье на сайте группы в интернете. Это последнее из невозможного, что можно было подумать об открытом и простом в общении выпускнике Гнесинки, взвалившем на себя труд по достижении группой звезд через тернии и удерживанию ее в мировой десятке подобных коллективов. Однако, как замечает Юрий, дирижер-хоровик по образованию, руководитель любого коллектива по-хорошему должен быть тираном и узурпатором, даже если он не кричит и ведет себя прилично: результат требует дисциплины. Первый коллектив такого рода, созданный на постсоветском пространстве, имеет в багаже многочисленные победы и призы на фестивалях и сегодня не нуждается в том, чтобы постоянно доказывать себе и окружающим, на что способен. «В зрелом творчестве надо доказывать себе, что с каждым годом ты можешь создавать новое и интересное», -- утверждает Юрий. Поступательное движение диапазона репертуара группы тому доказательство. Само название группы переводится как «круто и отвязно», а потому музыканты не ограничивается джазовыми импровизациями и обработками музыкального материала. Русская классика, начиная с Чайковского, исполняется голосом единым, как и «Хава Нагила», с которой группа начала свое победное шествие по вокальной сцене (сделать первую композицию хитом, который можно спеть во всех ситуациях, оказалось хитрым, но правильным маркетинговым ходом коллектива). Юрий Смирнов сомневается, есть ли что-то, что неподвластно квинтету в плане вокала: «С 90-х годов исполнение а капелла двигалось в сторону не столько вокализации, сколько к воспроизведению голосом абсолютно любых эффектов. У нас есть в коллективе биг-боксер, имитирующий звук ударных установок. Кроме того, у нас есть «духовые», но нам не помешало бы воспроизводить звук и чистой сурдиной трубы -- он достаточно распространен сегодня в вокальном творчестве. Пока задач таких не стояло, но не думаю, чтобы мы с этим не справились».

Что касается аудитории, у группы, не раз выступавшей за рубежом, есть с чем сравнивать. «Западная публика намного более демократичная, лояльная, доброжелательная к исполнителям, -- замечает Юрий. -- Она ничего не ждет, а живет настоящим моментом -- пришла на концерт, чтобы получить удовольствие, а не чтобы рассмотреть блох и найти, кто что делает не так. С другой стороны, если публика принимает все, она дает повод творцу никуда не двигаться. Столичная публика достаточно критична. В какие-то моменты это хорошо, но публика в провинции гораздо ближе к западной, приходят с открытыми глазами и ушами».

Принимать на ура любые западные гастролирующие имена, в то же время выражая скепсис по отношению к творящим соотечественникам, зрителю дает повод, скорее всего, то, что жанр не пользуется большой поддержкой в медийных источниках. Да и просто характер у нас такой: свое ругать принято. Но лучше не увлекаться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10102006144508&oldnumber=368