"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (369) от 12.10.2006

Бумажная политика

Ольга СТЕПАНОВА

В области появилась, по крайней мере, на бумаге, молодежная политика. Но станет ли от этого лучше тем, кому она посвящена?

Областной думой во втором окончательном чтении принят областной закон «О молодежной политике в Саратовской области». Можно сказать, что он является знаковым для не так давно созданного комитета по вопросам молодежной политики, спорта и туризма. Итак, в чем же суть документа?

Творцы «политики» оказались на удивление лаконичными: в законе всего пять глав, в которых 17 статей. Цель как водится самая благая -- «повышение уровня социальной защищенности и социального развития молодежи путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для наиболее полной самореализации молодежи в обществе». Кстати, если кто не знает, то молодежь -- это люди от 14 до30. И в нашей области молодых людей -- третья часть населения или 631,4 тысяч человек.

Для достижения цели есть 16 конкретных задач, среди которых можно найти законотворческую деятельность и парламентаризм, «физическое, духовное и интеллектуальное развитие», «развитие творчества и инициативы», информирование молодежи, поддержку молодежных СМИ, поддержку молодой семьи и создание условий для улучшения демографической ситуации в области. Присутствуют также поддержка инвалидов, гарантии в сфере занятости, противодействие асоциальным явлениям и международное сотрудничество.

Такой обширный спектр задач, если их воспринимать всерьез, должен предполагать их детальную проработку. Но закон умещается всего на 9 страничках, и это позволяет лишь вскользь коснуться некоторых упомянутых направлений. Более-менее подробно прописан молодежный парламентаризм, обеспечение занятости, поддержка талантливой молодежи и воспитание патриотизма. А вот с поддержкой молодежного предпринимательства не заладилась: еще на стадии согласования законопроекта с губернатором тот указал, что закон «О защите конкуренции» запрещает необоснованно предоставлять хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение. А потому соответствующая статья стала выглядеть куце: органам власти всего лишь предлагается разрабатывать целевые программы, что они благополучно делали и без нового закона. К тому же эта пожелание продублировано еще в следующей главе нормативного акта. Соседняя статья про воспитание молодежи в духе гражданственности и патриотизма хоть и в несколько раз длиннее, но от этого не намного содержательнее. Скажите, пожалуйста, что из следующего списка не делалось еще властями: организация патриотических мероприятий к юбилейным датам отечественной истории, поддержка патриотических объединений, пропаганда истории родного края, участие в подготовке к службе в армии? Другое дело, что все это по чуть-чуть, от случая к случаю, по мере надобности. Но ведь и новый закон никого ни к чему не обязывает, он лишь декларирует возможность органов власти заниматься тем или этим. Любопытно, что при этом одним из 9 приоритетов молодежной политики названа социальная эффективность.

Кроме того, как справедливо отмечают советники губернатора, готовившие его письмо в думу, молодежь -- слишком расплывчатое понятие, в 16 и 29 лет у людей разные возможности и потребности. Вот цитата из этого письма: «Представляется необоснованным во всех случаях говорить о лицах, подпадающих под понятие «молодежь», как о нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите со стороны государства». Вызывали замечания губернатора и указания в законопроекте на необходимость создания областной госструктуры, которая бы занималась молодежью, а подобное требование, обращенное к муниципалитетам и частникам, и вовсе незаконно. Вообще, дельных критических замечаний от губернатора было на удивление много, слишком много для законопроекта, который считается важным и судьбоносным.

Более-менее дельными выглядят поправки Молодежного парламента, который расширил главу об основных направлениях молодежной политики. В частности, предложено поддерживать молодежь на селе земельными участками и долгосрочными кредитами, выявлять популярные среди молодых виды спорта и обеспечивать возможность ими заниматься, а также создать соответствующий сайт. Но может возникнуть вопрос: если законодатели не вправе настаивать на существовании тех или иных исполнительных органов, то кто будет воплощать в жизнь эти самые направления? Закон предполагает, что делать это будут общественные объединения, молодежный парламент и специализированные учреждения по работе с молодежью -- от подростковых клубов до некоммерческих организаций.

По данным статистики в области действуют 138 молодежных и детских общественных объединений, которые объединяют около 130 тысяч человек. Любопытно, что под некоммерческими организациями и общественными объединениями обычно понимаются добровольные и самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, «объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей». По крайней мере именно так формулируется это понятие в федеральном законе «Об общественных объединениях». Но если общественные организации сами знают, зачем объединились, то почему региональный закон прописывает, чем они могут заниматься?

Для чего же вообще написан закон, в котором ничего нового не сказано? Почему он принят, если пути его реализации непонятны? Как всегда, причин, наверное, несколько. Считается, что молодежная политика у государства должна быть. А покуда нет ни соответствующего федерального закона, ни федеральных программ, ни какой-нибудь концепции, то почему бы региональным парламентам не поупражняться?

И вообще, коль речь о политике, то заниматься ею на общественных началах как-то несолидно. Вполне возможно, сверхзадачей закона было восстановление соответствующего министерства, но губернатор к этой идее отнесся очень прохладно. Но и без министерства весьма соблазнительно выглядит идея получить под политику казенных денежек. Конечно, в законе упомянуты и другие источники финансирования, но опять же -- какая политика на добровольные пожертвования? И чего-чего, а возможностей потратить денежки этот закон предлагает достаточно. Во-первых, создание всяких организаций, которые будут оказывать бесплатные для молодых услуги: сколько услуг они окажут, пока неизвестно, но совсем за бесплатно мало кто согласиться работать. Во-вторых, организация семинаров и конференций -- золотое дно. И в-третьих, стипендии, премии и поддержка молодежных СМИ. И если премии и стипендии -- действительно нужное дело, когда достаются тем, кто их по-настоящему заслуживает, то вот поддержка СМИ… На моей памяти за все 15 лет существования свободной России областные власти не устают играть в эту игрушку и регулярно отстегивают приличные суммы на молодежные газеты. Как правило, ничего приличного из этих газет не получалось -- это было лишь освоение выделенных лимитов.

И вообще, в регионе уже существует областная программа «Молодежь Саратовской области на 2006-2008 годы», которая финансируется довольно слабо, -- всего на 30 процентов. Возможно, после принятия закона произойдет некое перераспределение крох, но не в этом, на наш взгляд, суть. Что нам программа, раз есть в облдуме комитет по молодежной политике? Вот и получите! Пусть комитет появился только тогда, когда в думу пришел молодой и амбициозный Олег Галкин, которому сразу захотелось поруководить, а до того мы -- страшно сказать -- и без комитета и без политики как-то все-таки жили. И, едва вышел молодой человек в примы, сразу подавай бенефис. А что политика? Одни написали, другие почитали…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102006165420&oldnumber=369