"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (373) от 9.11.2006

Дата

Шагая к цели

Вопросы задавала Ирина КАБАНОВА

Саратовскому театру кукол «Теремок» исполнилось 70 лет. 4 ноября на юбилейный вечер собрались театралы и поклонники, приехали московский театр кукол Образцова, коллеги из Рязани и Ярославля, куда театр не раз выезжал на фестивали. Главный режиссер театра Геннадий Шугуров поделился своими мыслями о детском театре в контексте прошлого и настоящего.

— Геннадий Игоревич, с вас, конечно, не спросишь за все семьдесят лет театра. Но как человек, причастный к его жизни на протяжении ряда лет, вы вполне можете сказать, насколько «Теремок» изменился с течением времени.

— Театр стал синтетическим -- это слово раньше любили употреблять в отношении театров, ищущих новые подходы и формы. Не все театры могут позволить себе драматургию классического репертуара, потому что не во всех театрах есть хорошо подготовленные профессиональные актеры и остальные службы для этого. У нас все для этого есть. Что изменилось? Пожалуй, самое важное -- профессиональная подготовка актеров: у молодых актеров, приходящих в театр, требовательность возросла и к себе, и к тому, что они делают.

— Это произошло благодаря каким-то новым веяниям в обучении?

— Нет, программа не меняется -- все то же самое, чему меня учили много лет назад. Но меня учили в одной стране, а сейчас учат в другой стране, в которой шире информационное поле. Актеры сейчас могут свободно видеть, наблюдать, следить за развитием театра и кино. А когда я учился, например, Булгаков был запрещен. В новой стране появилось очень много фестивалей. Они существуют практически в каждом регионе -- кроме, пожалуй, Поволжского. Очень важна возможность выехать на фестиваль и увидеть другие театры, проследить за работой коллег, чему-то поучиться, кого-то поучить -- ведь наша школа воспитала и подняла не только российский театр кукол, но и все театры кукол стран Варшавского договора. Все актеры и режиссеры этих стран учились в театральном институте Санкт-Петебрурга. И если мы бываем недовольны тем, как содержится эта школа, то на фоне нашего недовольства их недовольство беспредельно, потому как там на эту школу государство махнуло рукой.

— У нашего театра кукол, кроме финансовой стороны, есть еще какие-то слабые места?

— Всегда хочется, чтобы актер постоянно совершенствовал свою профессию. Нужны профи, которые могут самостоятельно сделать роль, подготовить ее. Но такая потребность у театра, наверное, будет всегда. Здесь играют роль не только личностные качества актера, но и менталитет: мы ведь, русские, чуть-чуть с ленцой. Вот акробатам в цирке лениться нельзя: если лишний раз не оттренируешь какое-то движение, просто разобьешься. В театре, конечно, не разобьешься -- здесь критерий оценки совершенно другой. Но самая большая проблема -- это когда о работе актера говорят: ничего, нормально.

— К каким звездам теперь стремится театр?

— Мы ни к каким звездам не стремились и не стремимся. Единственное -- нам сейчас приходится отказываться от многочисленных предложений на фестивали потому, что на год мы чуть-чуть удалились от основной деятельности. А нам надо продолжить интенсивную работу -- активно ставить спектакли для взрослых и детей, потому как еще есть в театре спектакли, которым по 20-25 лет. Например, «Три поросенка» -- там играют актрисы, которые 25 лет назад пришли в театр молоденькими девочками, и теперь, конечно, они из него выросли. Я не могу сказать, по-новому мы будем работать или по-старому. На одном фестивале ко мне подошел человек и спросил: «Как дела в театре?». Можно было, отмахнувшись привычно, ответить: «Все нормально». А я остановился и сказал: «Вы знаете, я счастлив». Конечно, вокруг столько обид и неурядиц, но, когда думаешь о сути и идешь к цели, тогда все становится на свои места.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13112006142910&oldnumber=373