"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 46 (376) от 30.11.2006

Открытое письмо

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

В связи с планами внедрения в школах области в качестве регионального компонента «Основ православной культуры»

Министерство образования Саратовской области

Министру И.Р. Плеве

410002, г. Саратов,

ул. Соляная, 32

Уважаемый Игорь Рудольфович!

В последнее годы видные российские политики все чаще публично рассуждают о некой самобытности российского общества, об особом духовном пути России, о неприемлемости у нас европейских культурных ценностей, о приемлемости для России только некой суверенной формы демократии.

В связи с этим усилилось стремление расширить влияние русской православной церкви на все сферы общества. С целью поднять духовность нашего российского общества усиливаются попытки ввести в общеобразовательной школе новый предмет — «Основы православной культуры». Наша Саратовская область последовательно, с 2002 года, идет по этому пути. Так, 16 апреля 2004 года вами был подписан Договор о сотрудничестве министерства образования Саратовской области и Саратовской епархии РПЦ, согласно которому представители православной церкви уже осуществляют в области экспертизы духовно-просветительских программ, проектов, учебной литературы. При вашем личном участии создана и работает Ассоциация православных педагогов.

Теперь вами готовится решение о начале преподавания в школах «Основ православной культуры» как регионального компонента в системе образования.

У меня нет сомнения в том, что все это делается вами искренне и с огромной заботой о будущем молодых россиян, проживающих на территории Саратовской области, в рамках борьбы с бездуховностью и упадком нравственности. Но, прежде чем вы примите окончательное решение, мне хочется обратить ваше внимание на следующие негативные последствия этого шага, которые проявятся вне зависимости от вашего желания.

Внедрением в школу нового предмета — «Основы православной культуры» — вы фактически однозначно признаете, что существующее в области светское образование не в состоянии готовить в рамках имеющихся гуманитарных предметов культурного, духовно полноценного человека; что для исправления возникшего пробела в светском духовном образовании необходимо в школах постепенно внедрять религиозное обучение.

Возможно, вы думаете, что школа справляется со своей задачей, но внедрение религиозного обучения поднимет качество этой духовной подготовки. Это решение принимается вами в тот момент, когда отдельные представители православной церкви (правда, не только они) повсеместно и громогласно заявляют о бездуховности, царящей в наших школах.

Я надеюсь, что вы отдаете себе отчет, какую духовность готова принести в нашу светскую школу Русская православная церковь. Я не затрагиваю и не оспариваю догматическое учение православной церкви о спасении. Я пишу только о взаимоотношениях православного христианина и светского общества.

Перед российским обществом в настоящее время стоит множество вызовов, на которые необходимо адекватно отвечать, если мы, россияне, хотим сохранить свою культуру и свое государство.

Следовательно, в наших школах необходимо светское обучение школьников высокой гражданской ответственности, любви к свободе и демократии, уважению человеческого достоинства, прав и свобод человека, а также стремлению к личному успеху и общественному процветанию, высокой конкурентоспособности и активной жизненной позиции.

А теперь задайте себе вопрос: «Будет ли способствовать этим потребностям обучение школьников “Основам православной культуры”?».

Русская православная церковь очень гордится тем, что она незыблемо несет церковные традиции и предания в течение 17 веков, с III века нашей эры, и этические ценности поведения человека и гражданина в обществе или, как церковь выражается, в миру, нашим русским православием также не пересматривались ни разу. Имеющиеся этические нормы поведения верующего в миру нашей Русской православной церковью сегодня, как и семнадцать веков назад, сводятся, по мнению специалистов, к следующему:

а) мирская жизнь греховна, от активной мирской жизни надо убегать;

б) человек рожден для страданий, забота о насущных потребностях не ведет к спасению души;

в) стремление к личному успеху есть гордыня и стяжательство, а нищета, смирение и терпение в мирской жизни угодно.

Всего сто лет назад все население России изучало «Закон Божий», который был основным, главным предметом в русских школах, поскольку самодержавие считало православие одним из столпов общества. Но преподавание русскими православными священниками средневековых этических ценностей поведения христианина в миру настолько не соответствовало потребности начала XX века, что не только не находило отзвука в душах россиян, а вызывало внутренний протест и отторжение. Последствия такого отторжения и протеста нам хорошо известны.

В подтверждение своих мыслей я мог бы сослаться на многие выдающиеся русские авторитеты. Но я позволю себе сослаться на авторитет философа и публициста В.В. Розанова. Наше православное духовенство, писал он, «сумело приучить весь русский народ до одного человека к строжайшему соблюдению постов; но оно ни малейше не приучило, а следовательно, и не старалось приучить русских темных людей к исполнительности и аккуратности в работе, к исполнению семейных и общественных обязанностей, к добросовестности в денежных расчетах, к правдивости со старшими и сильными, к трезвости. Вообще не приучило народ, деревни и села, упорядоченной и трезвой жизни» (В.В. Розанов. «Религия и культура». М., 1990, с. 359).

П.Я. Чаадаев всю жизнь мучился над вопросом: «Почему в Европе христианство вело к свободе, а у нас русское православие — к рабству, к крепостничеству?» (П.Я. Чаадаев. Сочинения. М., 1989, с. 40).

Я обращаю ваше внимание, что Русская православная церковь не изменилась; новой, модернизированной, концепции поведения христианина в миру не выработала и, насколько известно, реформироваться не собирается. Достаточно вспомнить противопоставление Русской православной церковью «Всеобщей Декларации прав человека», принятой 10 декабря 1948 года ООН, своей православной «Декларации о правах и достоинстве человека», принятой 6 апреля 2006 года Х Всемирным русским народным собором и написанной под большим влиянием средневековых ценностей.

Введение в школьное обучение нового регионального предмета — «Основы православной культуры» — не поднимет духовности саратовского школьника.

Не повторяйте исторической ошибки. Цена такой ошибки может быть трагической. Откажитесь от включения в школьную программу этого вредного для нашего общественного самосознания предмета.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042007165057&oldnumber=376