"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 46 (376) от 30.11.2006

Жанры

Известный конкурс на неизвестной улице

Ирина КАБАНОВА

Почему-то в нашей жизни утвердился узколобый принцип, по которому все вещи делятся на две группы: то, что «круто», и то, что «не круто». Народное пение вместе с фольклором, видимо, попали во вторую, раз громкое шествие народных коллективов и солистов по сценам города не обогащает колесо массово-зрелищных мероприятий. Исправить ситуацию уже пятый раз пытается Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Л. Руслановой, прошедший в Саратове на минувшей неделе.

Что характерно, это конкурс любителей и еще только получающих специальное образование солистов — во главу угла поставлен поиск самобытных исполнителей народной песни, поэтому профессионалов здесь не ждут. Отсюда возрастной диапазон участников — от десятилеток до пенсионеров.

Сегодня в конкурсе — обязательное произведение из репертуара Руслановой (что вполне естественно), а искать свои песни конкурсанты имеют возможность в категориях «По выбору» и «Произведение, записанное на родине исполнителя». Последнее особенно вдохновляет жюри, ибо региональный фольклор сегодня становится наиболее ценной и интересной составляющей народно-певческой традиции. Главный хормейстер Государственного Российского дома народного творчества Петр Сорокин отметил богатый репертуар нынешних конкурсантов: «Одними «Валенками» уже не обходится, да их к пятому конкурсу уже не осталось!». Осталось-осталось, конкурсанты из детской группы этот хит реанимировали.

На пресс-конференции членов жюри много говорилось о том, что руслановский конкурс открывает дорогу исполнителям. Если кто подумал, что на лауреатов незамедлительно сваливается мировая слава, а концертный зал «Россия» и федеральные телеканалы открывают им объятья — зря: заздравные речи об открытых дорогах и дальнейшем продвижении при более детальном объяснении навеяли вполне понятный скептицизм. «Насчет продвижения — это как судьба. Нельзя сказать конкретно, что и как, — честно ответила Александра Стрельченко, председатель жюри, заведующая кафедрой сольного народного пения Московского университета культуры и искусств. — Если найдутся продюсеры…». Александра Ильинична могла и не продолжать. Принцип продвижения исполнителей народной песни ничем не отличается от такового в отношении талантов других направлений: «Там спел — там увидели — туда пригласили — там помогли». Конечно, есть пример, когда лауреаты предыдущих конкурсов имели возможность выступить перед столичной публикой в зале им. Чайковского в сопровождении оркестра под управлением Осипова. Однако наиболее распространенный итог конкурса — реализация принципа преемственности поколений: победители не пропадают после вручения призов, а воспитывают учеников, расширяя контингент приверженцев народной традиции. В качестве примера можно назвать лауреата первого конкурса Наталью Терентьеву, привезшую на нынешний свою ученицу.

А вот такой способ расширения контингента, как реклама, находится в зачаточном состоянии, чем весьма недовольна Елена Сапогова, посчитавшая, что неправильно указывать в программке «никому не известную улицу Ломоносова», где в Областном центре народного творчества (бывшем ДК «Тех- стекло») проходил конкурс. Ну, вопрос известности или неизвестности улицы вряд ли может повредить делу — расширять свои знания географии никому не возбраняется, а вот единственная рекламная растяжка возле Областной научной библиотеки на Горького — действительно смешная попытка привлечь внимание масс к не вызывающей ажиотажа народной песне. Ответом в таких случаях становятся сетования по поводу дороговизны изготовления и расклеивания афиш, но тогда не будем обижаться и на то, что о нас никто не знает.

Тем временем жюри раздало всем сестрам по серьгам: подарками победителям стали изделия завода «Саратовстекло» с именной гравировкой, сборник песен Руслановой и аудиодиск с записями песен в ее исполнении.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042007165422&oldnumber=376