"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (393) от 12.04.2007

Юрисконсульт

Прозрачность ТСЖ: гарантия надежности и сохранности жилья (Статья вторая)

Александр НИКИТИН, председатель СПС «Солидарность»

Итак, в первой статье мы пришли с вами к выводу, что хозяйственная деятельность председателя и правления ТСЖ может представлять при ее неэффективности или при разворовывании собранных денежных средств прямую угрозу собственникам или нанимателям жилых помещений в доме ТСЖ. Возможности контроля за деятельностью председателя и правления ТСЖ со стороны рядовых членов ТСЖ, собственников квартир, не являющихся членами ТСЖ, и нанимателями жилых помещений в домах ТСЖ обусловлены правом на информацию.

Таким образом, в интересах всех жильцов, независимо оттого, являются они собственниками квартир или нет, должно стать жесткое требование принять специальный закон о праве граждан на информацию в жилищно-коммунальной сфере, либо это право на информацию подробно прописать в Жилищном кодексе Российской Федерации. Требование это должно быть направлено депутатам Государственной и областной думы.

Сегодня в части обеспечения права на информацию в жилищно-коммунальной сфере у нас положение более чем отвратительное. Те читатели, которым приходилось принимать участие в конфликтах с председателем ЖСК, связанных с получением информации о деятельности председателя и правления ЖСК, отлично знают, насколько информацию трудно получить и насколько многие ЖСК полностью закрыты в финансовом отношении и реально не подконтрольны своим членам.

При этом, как показывает практика, когда речь идет о праве граждан на получение информации и осуществление гражданского контроля, рассчитывать на помощь органов прокуратуры и даже нашей судебной власти не приходится.

Чтобы не быть голословными, приведем только один пример. Не так давно федеральный судья Саратовского районного суда Малышева Н.Ю. отказала в удовлетворении требования гражданки С. на получение информации о деятельности органов управления и контроля некоммерческой организации, а именно – ознакомить ее с протоколами заседания правления и актами ревизионной комиссии НКО. Наши областные судьи Ардишвили М.Г, Елистратова Т.В. и Пункина Т.М. это решение судьи Малышевой Н.Ю. оставили в силе, отодвинув, с нашей точки зрения, становление цивилизованных отношений, по крайней мере, в этом НКО на неопределенный срок.

Мне не известно ни одного факта, чтобы органами прокуратуры или нашими независимыми судьями было защищено право граждан на информацию и осуществление гражданского контроля, хотя, признаемся, иные нарушенные права граждан защищаются и восстанавливаются часто.

Не случаен и такой факт, что все знакомые мне инициативные группы, борющиеся за создание собственного ТСЖ, когда речь заходит о закреплении в уставе положений о прозрачности в деятельности правления и правах рядовых членов ТСЖ, становятся инертными и безразличными.

Чтобы не быть голословным, приведу один пример. В декабре 2006 года в школе на ул. Ипподромной г. Саратова состоялось собрание членов организуемого нового ТСЖ, в котором предполагается объединить около 500 собственников квартир. Инициативная группа, примерно из 8 человек, была на собрании исключительно активна. Лидер этой группы, отставной военный, выступал перед жителями очень уверенно и в целом грамотно.

Однако, как только один из присутствующих поинтересовался, как в уставе организуемого ТСЖ закреплена прозрачность деятельности председателя и правления ТСЖ, то вся инициативная группа, как по команде, стала агрессивной. В ход даже пошли угрозы физической расправы.

А ведь и предлагалось всего-то обсудить на этом собрании пункт устава ТСЖ, в котором говорится о том, что член товарищества имеет право получать информацию о деятельности правления и иных органов ТСЖ, и конкретизировать его, прописав в этом пункте устава более подробно порядок предоставления и объем предоставляемой информации, без чего, согласитесь, ни о каком гражданском контроле и о прозрачности в деятельности председателя и правления ТСЖ говорить бессмысленно.

Самое удивительное заключается в том, что основная масса присутствующих будущих членов ТСЖ к проблеме прозрачности и открытости правления ТСЖ осталась равнодушна. Было подано только три голоса в поддержку прозрачности. Возмутитель спокойствия, обвиненный в том, что он провокатор, и пришел сорвать проведение собрания, а также в том, что он хочет захватить власть в новом ТСЖ, был «под конвоем» двух членов инициативной группы и злобные выкрики из зала удален из актового зала школы, где проходило собрание.

После такой злобности и агрессивности как-то трудно верится, что правильные слова отставного военного о готовности правления нового ТСЖ быть открытым и предоставлять жильцам любую информацию о своей финансовой деятельности найдут свое практическое воплощение.

Какую же информацию должны иметь право получать рядовые члены ТСЖ, собственники квартир, не являющиеся членами ТСЖ, и наниматели жилых помещений в домах ТСЖ, чтобы быть уверенными, что их общему дому не дадут разрушиться, а их просто не обворуют? Очень важно, чтобы был свободный доступ членов ТСЖ, собственников квартир и нанимателей жилых помещений к основному финансовому документу – смете доходов и расходов на текущий год, в которой заложены необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие цели. Составление указанного финансового документа – обязанность правления ТСЖ.

Обращаю внимание читателей, что, согласно действующего жилищного законодательства, во-первых, именно на основании принятой сметы доходов и расходов на год товарищества устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также платежи для нанимателей жилых помещений, а во-вторых, председатель и правление ТСЖ имеют право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, только строго в соответствии с финансовым планом товарищества (то есть утвержденной сметой расходов).

В случае неисполнения собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по уплате обязательных платежей и взносов и участию в общих расходах, ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и, более того, полного возмещения причиненных убытков в результате неисполнения собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

Предусматривает ли действующее сегодня законодательство возможность обеспечить прозрачность деятельности председателя и членов правления ТСЖ? Небольшая возможность в действующем законодательстве предусмотрена, но эта возможность носит коллективную форму.

Чтобы получить доступ к смете и иным документам ТСЖ, собственник помещения должен обязательно стать членом ТСЖ, и, кроме того, принимать участие в общем собрании членов ТСЖ, поскольку возможность получения этой информации собственником квартиры, который не является членом ТСЖ и нанимателем жилого помещения, не предусмотрена.

Общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления. К компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся такие важные вопросы, как установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления, председателя правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества.

Общее собрание членов ТСЖ имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества, то есть при желании на общем собрании можно рассмотреть вопросы контроля за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; качества и своевременности составления смет доходов и расходов и отчетов о финансовой деятельности и предоставления их общему собранию членов товарищества для утверждения; вопросы управления многоквартирным домом или заключения договоров на управление им; заключения договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; порядка ведения списка членов ТСЖ, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Однако общее собрание является действенным средством контроля при высокой сплоченности и активности членов ТСЖ и их реальной готовности в ходе общего собрания тратить свое личное время на детальное рассмотрение вопросов финансовой прозрачности.

Практика показывает, что, как правило, основная масса членов ТСЖ полностью ориентирована на доверие председателю и членам правления ТСЖ и безразлично относится к качеству контроля за их деятельностью.

Немаловажен и тот факт, что, как правило, вокруг председателя ТСЖ и членов правления всегда группируется активная и достаточно многочисленная организованная группа, готовая, как это было на собрании в школе, о котором я писал выше, по команде наброситься на любого возмутителя спокойствия по ходу собрания и заткнуть рот любым не в меру любопытным. А если учесть, что в настоящее время имеется возможность проводить общее собрание путем проведения заочного опроса членов ТСЖ и собственников квартир, то рассматривать общее собрание членов ТСЖ как эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью председателя и правления ТСЖ достаточно сложно и даже опасно.

Как пример, достаточно вспомнить недавний, в конце 2006 года, заочный опрос собственников квартир в Кировском районе г. Саратова, где таким путем был одобрен договор на управление домами, текст которого никто из собственников в глаза не видел.

Однако общее собрание собственников – не единственный инструмент контроля над деятельностью правления ТСЖ. Но об этом в следующей статье.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16042007174007&oldnumber=393