"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (401) от 14.06.2007

Эхо Москвы

В России нарушаются права человека (I)

Л. АЛЕКСЕЕВА, Л. ПОНОМАРЕВ, Г. КАСПАРОВ

Права на свободу собраний, демонстраций и ассоциаций гарантированы статьями 30 и 31 Конституции РФ и защищены статьей 11 Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод и статьями 21 и 22 Международного Пакта о гражданских и политических правах.

Последние события, а именно антиконституционные запреты и варварские разгоны пикетов и демонстраций в Москве (3 сентября и 16 декабря 2006 года, 31 марта 2007 года), Санкт-Петербурге (3 марта 2007 года) и Нижнем Новгороде (24 марта 2007 года), а также опыт преследования членов созданного два года назад на Первом Российском Социальном форуме Союза координационных советов и участников абсолютно легальных мероприятий – конференции «Другая Россия» (Москва, июль 2006 года), Второго Российского Социального форума (Санкт-Петербург, июль 2006 года) и участников «Марша несогласных» (Москва, декабрь 2006 года; Санкт-Петербург и Нижний Новгород, март 2007 года), показал, что в нашей стране грубо и систематически нарушаются права на свободу собраний, демонстраций и ассоциаций, гарантированные статьями 30 и 31 Конституции РФ и защищенные статьей 11 Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод и статьями 21 и 22 Международного Пакта о гражданских и политических правах.

Практически для определенного общественно-политического спектра это означает запрет на полноценную публичную деятельность. Данный «сегмент» включает в себя и левых социалистов, и правых либералов. Входящие в него выступают с резкой и последовательно критикой политики власти, однако он никак не может быть отнесен к критериям политического экстремизма, даже с точки зрения современной российской правоприменительной практики. Поскольку со стороны объединений и активистов, подвергшихся антиконституционным гонениям, не было ни одного призыва к насилию или к свержению власти, не было провоцирования социальной, межнациональной и религиозной вражды и розни. Напротив, все их массовые мероприятия, акции и выступления были посвящены защите гражданских, политических, социальны и экономических прав, защите демократических ценностей и институтов.

Для контраста необходимо отметить откровенное бездействие правоохранительных органов перед лицом многочисленных ультранационалистических, расистских и праворадикальных группировок, таких как пресловутое Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), Национал-социалистическое движение «Славянский союз» и другие. Провокационная роль ДПНИ в беспорядках в Кондопоге была отмечена в ежегодном отчете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина. Не рассматривается как криминал и размещение в Интернете сцен расправ и призывов к расправам над теми, кого крайне правые считают своими противниками – общественных деятелей, правозащитников, журналистов…

Пресса сообщает о связях между расистскими группировками и организациями провластного характера, а также о формировании в составе молодежных провластных движений специальных отрядов боевиков для силовых акций против оппозиции. И такие нападения, в том числе, с использованием спецсредств, уже неоднократно имели место.

Среди наиболее частых мер, предпринимаемых властями против общественных и политических активистов и участников «несанкционированных» массовых акций, выделим следующие:

– плотная слежка, включая прослушивание мобильной телефонной связи и компьютерной переписки;

– «профилактические» беседы, проводимые милицией и ФСБ, и угрозы с целью предотвратить участие в акциях;

– многочасовые незаконные задержания под любым, даже самым абсурдным, предлогом;

– жестокий силовой разгон массовых акций, в т. ч. с применением спецсредств и даже огнестрельного оружия (как это было 25 апреля 2006 г. у села Мискинджи Докузпаринского района Республики Дагестан);

– фактическое интернирование активистов на несколько дней на различных объектах;

– фальсификация обвинений в мелком хулиганстве, нарушении общественного порядка и порядка проведения массовых мероприятий;

– фальсификация обвинений в хранение боеприпасов, экстремистских материалов;

– фальсификация уголовных обвинений.

Разгоны демонстраций, избиение и арест их участников, к сожалению, частая полицейская практика. Борьба с ней может происходить в рамках обычных демократических и правовых процедур. Значительно опасней ситуация, когда правоохранительные и надзорные органы – милиция, органы безопасности и прокуратура, а также правоприменительные органы – суды, не только не способны гарантировать законные права участников общественных акций, но, напротив, согласовано участвуют в их нарушении.

Практика «профилактических» операций по предотвращению публичных мероприятий, проведенных МВД и ФСБ, начиная с июня 2006 года, показала существование очень опасного явления – сговора между правоохранительными и правоприменительными органами. На возможное наличие такого сговора при «антигрузинских мероприятиях» в октябре 2006 года в Санкт-Петербурге указывается в последнем ежегодном отчете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина.

Как можно понять из анализа сообщений СМИ и обращений, поступивших в правозащитные организации, в том числе и от членов самих этих организаций, пострадавших от спецопераций, технология здесь такая:

• ФСБ и МВД обеспечивают слежку (оперативно-розыскные мероприятия) и составление закрытых списков «неугодных»;

• МВД и, отчасти ФСБ, осуществляют «профилактические» запугивания, а также «создают» основания для задержаний и привлечения к ответственности;

• административные органы обеспечивают «несогласование» уведомлений на проведение неугодных акций (прежде всего, оппозиционных демонстраций по центральным улицам, где как раз и обеспечивается предусмотренная по смыслу закона возможность обращения к тем должностным лицам и учреждениям, к которым выдвигаются требования);

• надзирающие органы и инстанции (вышестоящие уровни правоохранительных органов и прокуратура) «не находят» нарушений правозаконности (за исключением эксцессов, когда при задержаниях имели место избиения, повлекшие серьезные травмы);

• мировые и районные суды выносят «нужные» обвинительные решения, которые утверждаются вышестоящими судами.

Л. АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы,

Л. ПОНОМАРЕВ, Общероссийское общественное движение «За права человека»,

Г. КАСПАРОВ, председатель Объединенного гражданского фронта и др.

(Окончание в следующем номере)

www.namarsh.ru

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20062007123648&oldnumber=401