"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (411) от 20.09.2007

Проблема

Летайте поездами РЖД!

Владимир ЕФИМОВ

Минувшей весной я уже писал в «Богатее», как несколько лет назад выяснилось, что на Приволжской магистрали, ради получения классного места в сетевом соревновании и больших премиальных, все опаздывающие пассажирские поезда фиксировали… прибывающими секунда в секунду, по графику.

В железнодорожном ведомстве страны за четкую работу ПЖД хвалили и награждали, в том числе и солидными премиями. Пока один правдоруб не сообщил о приписках. Казалось, конец им был положен, но поезда, к великому огорчению тысяч пассажиров, строго по расписанию следовать не стали.

Вот лишь несколько характерных примеров вождения поездов по территории ПЖД, когда вину за опоздания нельзя свалить на коллег из других магистралей. 14 апреля этого года 67-й скорый Волгоград–Брест опоздал в Саратов на 13 минут. Никак не везет прибывающим в Саратов из Астрахани поездам: 12 июля быстробегущий в Казань состав опоздал на 45 минут, 29 июля поезд в Горький задержался с прибытием всего-то на 25 минут, 5 августа опоздал рельсовый «дальнобойщик» из Ташкента в Харьков, а скорый Астрахань–Санкт-Петербург тем же утром подзадержался в пути на целых полчаса. В результате к утру понедельника, 6 августа, проснувшись, пассажиры с ужасом узнали, что они вместе с поездом опаздывают на целых четыре часа. Ехавшие в Питер туристы быстро подсчитали, что «плакали» как минимум две оплаченные ими из собственного кармана, запланированные на начало второй половины дня экскурсии по Питеру, одна из которых – ознакомительная. Однако наши железнодорожники не лыком шиты. Они, как истинные мастера своего дела, сотворили чудо и сократили отставание на час сорок минут.

3 сентября редакция газеты «Богатей» направила официальный запрос одному из руководителей пассажирской службы ПЖД В. Дуднику с просьбой назвать причины опозданий, сколько их было в прошлом году и за 8 месяцев этого года и как реагирует на них руководство дороги. 12 сентября странный и без конкретных цифр ответ прислал начальник службы по связям с общественностью ПЖД А. Щуркин: «На Приволжской железной дороге в соответствии с инструкцией по учету выполнения графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов проводится анализ графика движения пассажирских поездов на станцию Саратов–1, являющуюся для поездов станцией назначения. В 2006 году и за 8 месяцев 2007 года зафиксированы факты опозданий поездов по прибытию на станцию Саратов–1. В большинстве случаев поезда поступали на ПЖД с опозданием с соседних дорог, и дорога принимала меры к сокращению опозданий. Определенное количество задержек поездов, следующих по ЖД, происходит на пограничных станциях Озинки и Аксарайская–1 по не зависящим от дороги причинам, связанным с работой пограничных и таможенных органов. Все случаи опоздания поездов анализируются в управлении ПЖД».

Вместо комментария к этой явной отписке хочу уточнить, что опаздывают астраханские поезда, не проходящие таможенного и пограничного досмотра.

В любом цивилизованном государстве прибывший с опозданием хоть на несколько минут пассажир имеет полное право получить приличную денежную компенсацию от железнодорожной компании, нарушившей заключенный с ним при покупке билета договор о качественной и своевременной доставке в пункт назначения. В России с недавних времен официально тоже вроде бы стали уважать права таких пассажиров и для придания цивилизованных отношений разработали Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, а в недрах РЖД – специальный документ с длиннющим названием «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью». Естественно, разработчики этого строгого документа свое родное ведомство под административный и тем более финансовый «откос» постарались не пустить. Во-первых, компенсация полагается почему-то только за полный час опоздания. Во-вторых, только в слишком «смешном», трехпроцентном размере за полный час. Но интересно другое: этот документ, одобренный как Постановление Правительства Российской Федерации 2 марта 2005 года, как и Устав, практически полностью защищает интересы монополиста. Не менее интересно, что право пассажира на компенсацию за опоздание поезда составители Правил, видимо, от профессионального стыда, упрятали в самый их конец, в 74-й параграф: «Уплата штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание на железнодорожную станцию назначения, за исключением пригородного сообщения, производится перевозчиком из расчета 3 процента стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается». То есть пассажира строго предупреждают не вмешиваться в лично-профессиональные дебри такого монстра, как РЖД, если поезд опоздал хоть на минуту или на 59 минут. Все – претензии в этом случае не принимаются! Если состав опоздал больше, чем на час, пассажира ждет компенсация в размере трех процентов от стоимости билета. Если стоит билет 500 рублей, то пассажир получит всего… 15 рублей. Как поведали мне в четвертой дирекции по обслуживанию пассажиров ПЖД, за два с половиной года действия Правил никто из опоздавших пассажиров к ним с подобной просьбой не обращался. На то премудро и рассчитали хитрецы из ОАО «РЖД».

Одна из пассажирок опоздавшего с прибытием в город на Неве поезда Астрахань–Санкт-Петербург по возвращении в Саратов подала иск в Волжский районный суд с требованием компенсации за задержку этого скорого, стоимости пропавшей по этой причине экскурсии и морального вреда в размере 50 тысяч рублей. В отделе вокзалов дирекции по обслуживанию пассажиров (ДОП–4) мне сказали, что для ПЖД это первый подобный случай требования возмещения за срыв графика. Вне сомнения, иск будет удовлетворен. Только станут ли после этого поезда бегать строго по графику?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24092007170856&oldnumber=411