"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (413) от 4.10.2007

Премьера

Пища для злословия

Екатерина БОГДАНОВА

На прошлой неделе в ТЮЗе состоялась очередная премьера – зрители увидели спектакль по пьесе английского драматурга Р. Б. Шеридана «Школа злословия» в интерпретации молодого вильнюсского режиссера-постановщика Дмитрия Турчанинова.

Уже одно то, что сценическое действо длится около трех часов, в течение которых на подмостках успевают появиться все шестнадцать занятых в пьесе актеров, дает представление о масштабности постановки. Масштабность чувствуется и в тех классических канонах инсценировки известного произведения, от которых «не мудрствующий лукаво» Турчанинов постарался не отступать. Видимо, именно в силу этого сценического решения при просмотре невольно создается впечатление, что режиссер с трудом балансирует на грани комедийного жанра, тяготея к чему-то более глобальному.

Двоякое ощущение вызывает и оформление сценического пространства. Оно многопланово. Конструкция из винтовых лесенок, увитых плющом и розами перил и переходов, легка и по-светски кокетлива. В то же время отсутствие свободного пространства и постоянство декораций, выполняющих универсальную роль сразу нескольких гостиных в абсолютно разных домах, придают происходящему на сцене некую тяжеловесность. Тем не менее, режиссер явно пытается обмануть и обыграть пространство: первые сцены спектакля разыгрываются за опущенным, хотя и полупрозрачным, занавесом. Точно так же оказываются стертыми границы антракта. Занавес падает, но происходящее на сцене продолжает идти своим чередом: в итоге зал постепенно светлеет, а зрители начинают расходиться под несмолкающие песенные вопли подвыпивших шеридановских персонажей, скандирующих «Дайте вина! Выпьем до дна!».

Впрочем, сюжетная коллизия пьесы сама по себе достаточно легкомысленна, поэтому комедийная легкость в спектакле все же присутствует. В хитро запутанный любовный клубок, сдобренный лицемерием, завистью, жадностью и интригами вовлечены едва ли не все герои комедии. У каждого из них свои пороки. Даже юная Мария, которая не переносит ставшие уже ритуалом ежевечерние сплетни в салоне дипломанта «школы злословия» леди Снируэлл, – и та умудряется влюбиться не в кого-нибудь, а в светского повесу Чарльза Сэрфеса, на правах младшего сына в семье успешно промотавшего все отцовское наследство. Хороша и молодая жена состоятельного сэра Генри леди Тизл. Женившись в уже пожилом возрасте, застарелый холостяк сэр Генри впервые испытал чувство любви. Тем не менее, нищая деревенская кокетка, которую он сделал своей избранницей, попав в светское общество, очень быстро в нем освоилась, научившись не только за глаза смеяться над недостатками близких людей, но и транжирить деньги на модные наряды, пререкаться с супругом и заводить любовные интрижки на стороне. Ближе к концу пьесы показывает свое истинное лицо и показная добродетель старшего брата Чарльза – Джозефа Сэрфеса. Оказывается, что скромный, начитанный и участливый молодой человек, всегда противопоставлявшийся распутному брату, на самом деле не прочь завести роман с замужней дамой и слишком жаден для того, чтобы бескорыстно помочь своему обнищавшему дальнему родственнику.

Раскрывает пороки этого мирка, а заодно и распутывает клубок противоречий, неожиданно прибывающий из-за границы богатый дядюшка братьев Сэрфесов. Статус инкогнито позволяет ему вдоволь полюбоваться и на пьянство Чарльза, и на лицемерие Джозефа, а вдобавок еще и получить увесистые пинки от одного и от другого. Мораль в том, что персонажи наказывают себя сами, и после всех разоблачений героев, как и полагается, ждет счастливый финал.

Что и говорить, иногда ловишь себя на том, что по явному морализаторству начинаешь даже скучать – ведь при столь модной стертости границ в современном искусстве самостоятельные поиски в увиденном добра и зла подчас чересчур утомительны.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9102007163210&oldnumber=413