"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (426) от 10.01.2008

Худсовет

В театре оперетты продают птиц

Татьяна ЛИСИНА

В Саратовском театре оперетты премьера – «Продавец птиц» Карла Целлера. Режиссер-постановщик Дмитрий Леонтьев. В главных ролях Наталья Коваленко, заслуженный артист России Равиль Улямаев, Ольга Брятко.

Спектакль получился именно таким, за что зрители любят жанр оперетты: ярким, красочным, многолюдным. Артистов порою было так много, что, казалось, энгельсская сцена театра для них тесновата. Работа художника-постановщика Елены Немчаниновой удачна, а художника по костюмам Марины Матус – очень смела. Сцена красиво украшена. Она полностью задрапирована сине-зеленым насыщенным цветом, а все действие происходит на фоне стоящей в центре сцены беседки, имеющей форму клетки для птиц. Да и сами костюмы персонажей порой принимают характер птичьих оперений. Вот барон Вепс (заслуженный артист РФ Анатолий Горевой) разодет петухом, а баронесса Аделаида (заслуженная артистка РФ Вера Самойлова) смахивает на индюшку. Эта птичья тема, доведенная порою до комичности, до шаржа, символична: ведь оперетта-то и называется «Продавец птиц».

В премьерной суете дирижер-постановщик спектакля, главный дирижер театра, лауреат международного конкурса Анатолий Гризбил нашел время, чтобы приподнять нам завесу тех сложностей, которые у театра были сопряжены с постановкой «Продавца птиц»:

– Самая большая сложность для нас была найти ноты. В Саратовском театре оперы и балета, куда мы прежде всего обратились, нот не оказалось. Это поразительно! Значит, за свое более чем 150-летнее существование Саратовский оперный театр этот спектакль ни разу не ставил.

Мы специально отправили человека в Волгоград, и там, в театре оперетты ноты нашли. Ноты еще дореволюционные. Судя по ним, оперетта появилась в России в 1892 году, а ведь написана она была всего лишь за год до этого. Первое представление «Продавца птиц» состоялось в Вене в 1891.

Те ноты, которые мы нашли в Волгоградской оперетте, испещрены всевозможными пометками, из которых мы поняли, что Царицынская труппа много гастролировала, особенно по волжскому кусту, и, думается, наверняка была в Саратове.

– С найденными нотами пришлось помучиться?

– Еще как! В Волгоградской оперетте эта вещь шла и в послевоенные годы. Но ноты настолько старые, что их пришлось переписывать, исправлять. И даже сокращать. Музыки у Целлера на четыре часа. Мы сделали спектакль продолжительностью 2 часа 45 минут вместе с антрактом. Как-то из своего опыта пришли к выводу, что это самое оптимальное время для оперетты. С трудом нашли клавиры (фортепианное переложение для солистов – Авт.) очень плохого качества, в них все пришлось исправлять. Мучились полгода. А потом режиссер Дмитрий Андреевич Леонтьев поехал в Петербург и там купил великолепный клавир всего-то за 300 рублей.

– Насколько популярно сегодня это произведение?

– Есть советский сборник оперетт, изданный в 1985 году. По нему можно судить о том, что осталось по сей день из всех произведений опереточного жанра, начиная с Жака Оффенбаха. Из всего написанного Карлом Целлером ныне все позабыто (пожалуй, был очень известен еще его «Мартин-рудокоп»), и его фамилия сегодня ассоциируется только с «Продавцом птиц». Точно так же только одной единственной опереттой «Корневильские колокола» известен сегодня француз Роберт Планкет, и так же единственной опереттой «Роз-Мари» вошли в историю ее авторы – американцы Г. Стотгарт и Р. Фримль. Каждый из этих композиторов известен только одной опереттой, но зато это те оперетты, которые знает весь мир. Они входят в сегодняшний мировой, постоянно текущий репертуар театров оперетт.

«Продавец птиц» – не просто случайное событие. Совсем недавно об этой оперетте обмолвилась Галина Вишневская: «Почему вы не ставите «Продавца птиц»? Почему эта великолепная вещь сейчас в стране не идет?». И действительно, эта оперетта звучит в российских театрах сегодня редко. Зато отрывки, арии, фрагменты из нее у всех на слуху, они очень часто транслируются по радио.

– Сколько шла работа над постановкой?

– Мы работали очень долго. Честно говоря, решение ставить «Продавца птиц» было принято еще в начале года. Мне пришлось преодолевать внутреннее сопротивление в коллективе. Ведь для многих эта вещь незнакома, выросло целое поколение людей, которое об этой оперетте не знает.

– Но этим-то она и интересна для зрителей! Ведь всегда хочется посмотреть что-то новенькое!

– Конечно! А вы знаете, у меня ведь были две пластинки, которые в 1984 году наше радио записало с Татьяной Шмыгой и чуть ли ни с Галиной Вишневской. Какой-то очень любопытный был состав. Был момент, когда весь мир увлекался этой музыкой.

– Да, но уверена, что сегодняшним вашим зрителям о композиторе ничего не известно. Расскажите, пожалуйста, о нем немного.

– Карл Целлер жил в Австрии и работал преимущественно в жанре оперетты. Современники считали, что все его произведения отличаются реалистичностью сюжетов и привлекательностью мелодий. Он является наиболее значительным из продолжателей Миллекера и Штрауса и в лучших опереттах (к которым, безусловно, относится «Продавец птиц») достигает подлинных вершин этого жанра.

Композитор родился 19 июля 1842 года в местечке Санкт-Петер ин дер Ау в Нижней Австрии. Его отец Иоганн Целлер был хирургом и акушером, но рано обнаружил у сына музыкальный талант. Он отправил его учиться в Вену, где одиннадцатилетний мальчик стал петь в придворной капелле. В Вене Карл получил великолепное общее образование, занимался изучением права в университете и со временем стал доктором юриспруденции.

Но юриста влекло искусство. В 31 год он становится референтом по вопросам искусств в министерстве просвещения. Это не мешает ему значительное время уделять творчеству. Еще в 26 лет у него рождаются первые музыкальные сочинения. В 1876 году на сцене театра «Ан дер Вин» ставится первая оперетта Целлера «Джоконда». Затем возникают «Карбонарии» (1880), «Бродяга» (1886), «Продавец птиц» (1891), «Мартин-рудокоп» («Оберштейгер», 1894). Умер Целлер 17 августа 1889 года в Бадене близ Вены.

…Мы не станем заниматься неблагодарным делом и пересказывать вам сюжет. Скажем лишь, что он по завязке настолько замысловат, что это даже непривычно для оперетты. Фабула непредсказуема, и до самого последнего момента вы будете теряться в догадках: кто же, в конечном счете, с кем останется и чем вообще, собственно говоря, все дело закончится? А если сюжет держит в напряжении, то вам по-настоящему интересно следить за действием, будь то драматический спектакль, художественный фильм или оперетта, написанная более ста лет тому назад. А очень популярная песенка «Мой любимый старый дед…», которую вы, безусловно, узнаете, наверняка порадует ваш слух.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15012008153404&oldnumber=426