"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (429) от 31.01.2008

Люди и Деньги

Транспорт потеряет человеческое лицо

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

В ближайшем будущем Саратов ждет принципиально новое решение одной из наболевших проблем общественного транспорта – системы провоза пассажиров абсолютно всех категорий. Об этом городским перевозчикам и СМИ сообщил на состоявшемся в минувший понедельник совещании министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергей Шейкин.

На сегодняшний день вопрос находится даже не в стадии реализации пилотного проекта, он всего лишь вынесен на публичное обсуждение. Вместе с тем министр ясно дал понять, что переход города на новую систему состоится. Это вопрос времени, и, скорее всего, он начнет решаться уже в этом году путем экспериментального запуска на нескольких средствах общественного транспорта модели той или иной выбранной системы платежей. Посему администрации города, инвесторам и перевозчикам предстоит определиться с выбором как можно скорее.

Моделей, впрочем, не так много. По большому счету, Саратову предлагаются наработки, уже успешно практикующиеся в Москве, и несколько отличная от них технология, которая в апреле этого года будет повсеместно запущена в Орле. Собственно, для ознакомления присутствующих с преимуществами последней Сергей Шейкин пригласил на встречу орловских гостей – представителей группы компаний «Статус-Системс», непосредственно занимающейся разработкой, внедрением и обеспечением бесперебойной работы на местах автоматизированной системы оплаты и учета проезда в общественном транспорте.

Директор «Статус-Системс» В. Шабалин подробно изложил, к чему сводится суть оной программы. Задействованное в системе транспортное средство оснащается специальным устройством кондуктора, которое посредством сигналов, передающихся по аналогичным мобильной связи GSM-каналам, обеспечивает мгновенное поступление информации на центральный Интернет-сервер. Предполагается, что доступ к порталу будет открыт не только для транспортников, но и для всех желающих. В свою очередь, хранящаяся на этом ресурсе и постоянно обновляющаяся информация будет касаться количества провезенных тем или иным маршрутом пассажиров, в том числе и льготных категорий граждан, времени их поездок, времени выхода транспортного средства на маршрут и прочего. Именно такие сведения в виде отрывного чека будут выдаваться и «обилеченным» пассажирам. Соответственно, привычные проездные граждан приобретут вид индивидуальных пластиковых карт с именем и фото владельца. Пополнять их можно будет в любое удобное время через платежные терминалы. Равно как и выбирать наиболее подходящий для себя тарифный план.

Точно так же новые правила коснутся и льготников. К примеру, в Орле информационной стороной вопроса и комплексным переводом льготных категорий населения на обслуживание посредством транспортных карт занялись местные ЦОСы. Естественно, в тесном сотрудничестве с одним из МУПов – своего рода предприятием-посредником, взявшим на себя координацию проекта.

Что немаловажно, технология в непосредственной степени коснется водителей-транспортников и кондукторов. В идеале, работа последних должна стать гораздо эффективней и прозрачней за счет исключения из профессии кондуктора пресловутого «человеческого фактора». Так, все работники общественного транспорта получат на руки специальные именные карты, и имеющееся в салоне устройство кондуктора не начнет и не закончит работу без считывания информации с обеих карт в начале и конце рабочей смены. Кроме того, с кондукторской карты будет происходить и списание средств – в том случае, если пассажир предпочтет оплатить проезд наличными.

По мнению Шейкина, преимущества данной системы очевидны. Ее внедрение позволит навести порядок в сфере перевозок льготников, количество передвижений которых из умозрительной величины превратится во вполне персонифицированную. С другой стороны, из тени выйдут реальные прибыли транспортных предприятий. К примеру, апробация технологии в Орле позволила перевозчикам повысить свои доходы на сумму от 20 до 70 процентов. Другое дело, что для экономически целесообразного внедрения системы на местах координаторам проекта предстоит разрешить одну из не самых простых задач, а именно: найти пути повышения у населения мотивации в приобретении транспортных карт. Ведь основой эффективной работы технологии автоматизированной оплаты и учета платежей является ощутимое преимущество безналичного расчета перед налом. Надо сказать, что проблема открывает перед разработчиками не такие уж большие просторы для фантазии. Путей ее решения, собственно, всего два: повысить стоимость проезда на городских маршрутах либо обеспечить завлекающие цены на пластиковые карты.

Такова суть вопроса. Стоит добавить, что саратовские перевозчики встретили министерскую инициативу без ярко выраженного энтузиазма. Оно и не удивительно. При сложившейся ситуации на городском рынке транспортных услуг любое нововведение может показаться его участникам зловещим и провокационным. Тем более, уже на данном этапе очевидно, что предлагаемая система не станет панацеей для всех «извозчичьих» бед. Причем, в сферах как муниципального, так и частного транспорта. Во-первых, на стадии оснащения чудо-приборами своего подвижного состава, да и в процессе дальнейшего функционирования системы предприятия будут вынуждены понести определенные затраты. Так, каждый кондукторский терминал стоит от 16,5 до 17 тысяч рэ. К этим единовременным расходам стоит приплюсовать и двухпроцентную комиссию от оборота предприятия, которую перевозчик должен будет выплачивать «Статус-Системс» за качественное обслуживание системы. Второй немаловажный аспект касается как такового плачевного отсутствия кондукторов в муниципальном общественном транспорте, о чем сообщил собравшимся гендиректор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберт Виньков. По его мнению, гораздо результативнее было бы оснастить троллейбусы и трамваи технологиями, аналогичными пропускным терминалам и вовсе не предусматривающими наличие в салоне кондуктора. Наконец, совсем уж туманной представляется та выгода, которую приобретут от перехода на новую систему работы частные транспортники. Во всяком случае, в красноречивом выступлении представителей «Статус-Системс» многих насторожила электронная суть взимаемых с пассажиров платежей. Ведь согласно уже устоявшемуся порядку работы на многих предприятиях, водитель после окончания смены заправляет автобус со средств от образовавшейся у него за день выручки. Легко ли будет перевозчикам пересмотреть свой привычный режим? Да и весьма сомнительно, чтобы частникам, некоторые из которых предпочитают оплату пассажирами проезда на выходе, захотелось обременять себя выдачей гражданам талонов…

Не вызывает сомнения только заинтересованность в переходе на новую технологию провоза пассажиров со стороны муниципалитета и правительственных структур. Ведь проект, реализуемый в рамках федерального, не будет стоить для города ни копейки. Вместе с тем осуществится голубая мечта бюрократических кабинетов: систематизировать затраты бюджета на предоставление населению определенных социальных льгот.

Так что поживем, поездим, увидим.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5022008164309&oldnumber=429