"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (435) от 13.03.2008

Худсовет

Новая Иоланта

Ксения БАТУЗОВА

В конце февраля на сцене Саратовского академического театра оперы и балета давали «Иоланту». Эта вещь есть в репертуаре театра, так что в самой постановке ничего экстраординарного не наблюдалось. А вот исполнители партий Водемона и Иоланты и дирижер прибыли к нам из Нижнего Новгорода.

Алла Проволоцкая (Иоланта) – обладательница нежного, чистого сопрано – весьма порадовала меня органичным исполнением. Да, ей не 15 лет, но эмоциональный настрой, способность одним лишь голосом создать образ героини, компенсируют все. Сергей Перминов (Водемон) понравился еще больше. Сколько страсти и пыла! Какие сомнения, перемежающиеся с приступами решимости! Причем все это чувствовалось не только в голосе, но и в игре артиста на сцене. На него как раз и пришлась львиная доля внимания зрителей. Оно и понятно: Иоланте по сути своей положено быть скромным и застенчивым созданием и не лезть ни поперек батьки, ни поперек потенциального жениха.

Под стать героине и стилистика спектакля: плавная, сдержанная, с игрой на нюансах. Все это очень хорошо удалось гостю из Нижегородского театра им. Пушкина, дирижеру Евгению Борисовичу Шейко. Нежные волны звуков окатывали зал, рассыпаясь на тысячи крохотных капелек и оседая пеной морской. Все было в меру, вовремя и по делу. Что думает по поводу своей непростой профессии этот интересный человек, мы узнали из личной беседы с ним:

Корр.: Вы волнуетесь перед выступлением?

Е. Шейко: Естественно! Любой нормальный человек волнуется перед выходом на сцену. Тот, кто утверждает обратное – лукавит. Если не испытываешь эмоций по поводу своей работы, значит тебе надо уходить.

Корр.: А что Вы ощущаете после концерта?

Е. Шейко: Чтобы оценить свою работу, человеку творческому, выступающему перед людьми, требуется два–три дня. Тогда ты можешь адекватно воспринимать свои достижения и ошибки. Если же концерты идут, как конвейер, один за одним, то тут ни о какой оценке не может идти и речи. Об осмыслении и совершенствовании – тем более.

Корр.: Самый важный критерий оценки своей работы?

Е. Шейко: Главное – раскрыть партитуру. Чтобы ощутить, что ты сделал все, что мог. Ощутить баланс оркестра, одухотворение от работы.

Корр.: Дирижер, по сути дела – вождь оркестра, его голова. Трудно ли быть в авангарде?

Е. Шейко: Требуются огромные волевые качества. Без этого не сможешь повести за собой людей. А еще необходимы колоссальные знания – как в области музыки, так и в смежных областях: архитектуре, изобразительном искусстве, литературе. Тогда придет ощущение глобальности происходящего. Так, по крайней мере, нас учили в свое время. Дирижер должен быть человеком всесторонне образованным. И очень желательно, чтобы он сам владел игрой хотя бы на одном инструменте. Очень многие приходят в нашу профессию из исполнителей.

Корр.: Как протекало Ваше становление в профессии?

Е. Шейко: По окончании консерватории я впервые в 26 лет вышел на сцену в качестве дирижера. А в 29 уже стал работать в Нижегородском театре оперы и балета. Там и работаю по сей день.

Корр.: Не секрет, что у всякой профессии есть свой возрастной ценз. Например, танцоры и спортсмены очень рано уходят на пенсию. Каковы возрастные рамки в вашей области?

Е. Шейко: У нас все немного по-другому. Чтобы понять некоторые произведения и наиболее полно раскрыть их, требуется иметь определенный жизненный опыт эмоциональных переживаний. Молодые берут темпераментом, свежестью восприятия, куражом. А вот годам к сорока свежесть вянет, и если взамен ее не приходит нечто другое (мудрость, глубинное понимание сути вещей), то дирижер становится неинтересен. Но вообще-то самый расцвет и раскрытие потенциала наблюдается у дирижеров где-то после сорока лет.

Корр.: У каждого своя манера работать. Особенно это верно для творческих профессий. У художников даже существует такое понятие, как женская манера письма. Есть ли подобное в дирижерской среде и как Вы относитесь к женщинам-дирижерам?

Е. Шейко: У нас же сейчас равноправие, так что никто не может запретить человеку работать в той или иной профессии из-за его половой принадлежности. Но ведь не работают прекрасные дамы в забое шахтерами! И это оправданно их природными склонностями. Я предпочитаю воспринимать женщин-дирижеров только как женщин, а не как представителей определенной профессии. Пусть украшают нашу жизнь!

Вот такой он категоричный к слабому полу, Евгений Шейко. Но талантам многое позволено.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032008141643&oldnumber=435