"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (444) от 22.05.2008

Актуально

Не взрослое это дело – ЕГЭ

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

На прошлой неделе у выпускников Саратова и области началась пора сдачи единого госэкзамена (ЕГЭ). К проверке знаний по последнему экзаменационному предмету – а на «десерт» экзаменаторы приберегли не самый простой, но обязательный русский язык – старшеклассники приступят в следующий четверг, 29 мая.

Накануне этого события и за день до начала двухнедельного ЕГЭ-марафона, 15 мая кафедра филологического образования саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования («СарИПКиПРО») провела встречу с представителями СМИ и творческой интеллигенции под интригующим названием «ЕГЭ глазами взрослых».

Взрослых попросили взглянуть, главным образом, на русский язык. Не случайно в раздаточных материалах участники встречи обнаружили комплекты демонстрационного варианта «свежего» образца ЕГЭ по русскому. К своему стыду, вглядываясь в предложенные тестовые вопросы, я искренне порадовалась тому, что отвечать на них мне не придется. И уж тем более, под угрозой непоступления в облюбованный вуз. Впрочем, желающим из числа присутствующей интеллигенции подвергнуть себя «пыткам» в этом удовольствии не отказали. Наоборот, даже материально поощрили – за лучшее сочинение-рассуждение, написанное в формате ЕГЭ.

И все-таки основная часть мероприятия свелась к обсуждению того, «как это было» в прошлые годы и «как будет» на этот раз. Что касается некоего промежуточного анализа, то он действительно напрашивался. Ведь Саратовская область централизованно вступила в эксперимент по ЕГЭ с 2004 года, и за прошедший с той поры период практика проведения единого госэкзамена не получила единодушного одобрения ни среди учеников и их родителей, ни среди учителей. Как, впрочем, не удостоилась и однозначной критики. Зато все это время система совершенствовалась на собственных сбоях. Едва ли не самый заметный из которых случился в прошлом году, когда выпускники-«стобалльники» получили низшие оценки после перепроверки результатов ЕГЭ.

Между тем, сами чиновники от образования убеждены в том, что в течение всех четырех лет экзамен проходил как нельзя более успешно. По мнению начальника отдела организации надзорной деятельности управления по контролю исполнения законодательства в сфере образования Татьяны Кичаевой, об этом свидетельствует анализ полученных выпускниками оценок. К примеру, в прошлом году средняя отметка ЕГЭ по русскому языку среди учащихся области составила 48,8 балла, что является наивысшим результатом за все прошедшие годы. Вместе с тем количество отличников по русскому возросло в два раза. По статистике, «пятерки» получают более трети выпускников лицеев, гимназий и колледжей. Правда, статистика не настолько безоблачна, как кажется. С 2004 года самым распространенным среди участников единого госэкзамена баллом продолжает оставаться «тройка». Кроме того, если в 2005 году работы хотя бы пяти старшеклассников получили наивысшую оценку, то в 2007 году из 29 претендующих на 100 баллов работ ни одна из них не была оценена высшими отметками двумя экспертами сразу.

Нововведением схемы проведения экзаменов в этом году станет расширенный круг предметов. Если в прошлом году к русскому языку, обществознанию и географии добавилась одна биология, то теперь перечень дисциплин пополнился сразу двумя предметами – информатикой и физикой. Но это еще не предел. По словам Татьяны Кичаевой, специалисты от образования рассматривают текущий год как «переходный период для проведения ЕГЭ в штатном режиме». Уже со следующего года образовательные учреждения области окончательно перейдут на единый госэкзамен, сдавать который выпускникам предложат на выбор уже не из шести, а из двенадцати дисциплин.

В этом году школьников ждет еще одно новшество. Впервые они получат возможность пересдать ЕГЭ с неудовлетворительной отметкой по одному из предметов. Другое дело, что едва ли эта поблажка спасет их при поступлении в вуз, ведь на руках у приемной комиссии окажутся сразу оба результата.

Специалисты заверили скептически настроенных журналистов в том, что повлиять на объективность выставления оценки по ЕГЭ извне практически невозможно. Этому призван воспрепятствовать ряд обязательных для проведения экзамена условий. Во-первых, в аудитории, где проходят испытания по ЕГЭ, гарантированно отсутствует учитель-профильник. Во-вторых, при проверке работы преподаватель получает не оригинал, а отсканированную компьютером копию, на которой вместо фамилии и имени ученика стоит полученный при кодировании шифр. Наконец, выставленную машиной оценку проверяют сразу двое учителей, случайный выбор которых заранее предсказать невозможно.

Для несогласных с итоговым баллом по ЕГЭ или усмотревших нарушения установленной процедуры в ходе его проведения существует возможность подачи апелляции. Но, по словам Александра Волкова, заведующего кафедрой филологического образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», за четыре года апелляция была проведена лишь однажды, и то причиной ее послужили претензии не к результату экзамена, а к его процедуре. Более того, как показывает статистика, примерно в 50 процентах случаев подача апелляции по итоговому баллу ЕГЭ приводит к обратному результату – понижению оспариваемой оценки. Происходит это из-за того, что, перепроверяя работу, эксперты зачастую обнаруживают не замеченные предшественниками ошибки. В то же время в 30 процентах апелляционных случаев отметка остается без изменений и лишь в 20 процентах действительно повышается.

«Существует единственный момент, который может и должен насторожить родителей или самого выпускника и заставить их всерьез задуматься над необходимостью апелляции, – считает Волков. – Если школьник всегда учился на «четыре-пять», а на ЕГЭ вдруг получил низкие баллы. Такое может случиться из-за того, что учащийся перепутал на бланках числовые и буквенные обозначения вариантов. Что же касается самого компьютерного сканирования, то ошибок в нем за все годы проведения ЕГЭ еще не было».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062008224835&oldnumber=444