"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (444) от 22.05.2008

Коридоры Власти

Развеется ли мрак вокруг бюджета?

Послесловие к публичным слушаниям по бюджету

лександр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

29 апреля 2008 года состоялись публичные слушания по отчету об исполнении бюджета

за 2007 год. Как и прогнозировалось, горожане дружно проголосовали за то, чтобы городская власть осталась закрытой

и неподконтрольной жителям.

Что же скрывается за этим странным голосованием? О чем думали присутствующие горожане, когда поднимали руку, отказываясь от своих прав и свобод?

Вот об этом мне и хочется немного поразмышлять.

Прежде всего несколько слов о том, на каком общественно-политическом фоне проходили эти публичные слушания. Следует отметить, что городская власть выполнила формальную часть подготовки публичных слушаний. Не ее вина в том, что местные средства массовой информации, за исключением газеты «Богатей» и журнала «Общественное мнение», предстоящего события не заметили. Точно так же, как ни одна областная политическая партия, ни одно общественное движение не проявили интереса к вопросу прозрачности и достоверности отчета об исполнении городского бюджета.

Последнее обстоятельство, на мой взгляд, достоверно свидетельствует, что наши региональные и местные политики рассматривают свое вхождение во власть как средство прежде всего личного, а затем корпоративного или кланового обогащения за счет доступа к бюджетным деньгам. Для каждого из них (правда, в разной степени) открытие городского бюджета и представление отчета об его расходовании до рубля представляет прямую угрозу планам быстрого и баснословного обогащения. Именно поэтому наш правозащитный центр «Солидарность» общественное звание «Самый ненародный депутат» за деятельность, связанную с сокрытием бюджета от горожан, присвоил депутатам, состоящим во всех партиях, представленных в городской думе: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «ЯБЛОКО».

Второе важнейшее обстоятельство заключается в том, что сами публичные слушания традиционно проводятся по технологии, позволяющей манипулировать их ходом.

Председателем публичных слушаний был избран депутат от ЕдРа, имеющий почетное звание «Самый ненародный депутат» за 2007 год Г. Задков. Только он имел программу проходящих слушаний, всем остальным присутствующим программа роздана не была. На это организационное безобразие обращается внимание на всех без исключения публичных слушаниях с 2005 года, но воз, как говорится, и ныне там. С этого же года постоянно ставится вопрос об опубликовании перед публичными слушаниями всех актов проверок, проведенных счетной палатой, заключения счетной палаты по обсуждаемому бюджету и о включении доклада счетной палаты в повестку дня слушаний. Оргкомитет традиционно остается глухим к этим предложениям.

Заинтересованные горожане на публичные слушания не пришли. Организаторами и не скрывалось, что основная масса присутствующих «мобилизована» и что все происходящее для них пустая трата рабочего времени.

Чем же вызвано такое более чем странное отношение горожан к проблеме формирования и расходования городского бюджета. Ответ далеко не прост. Причина, определяющая безразличие саратовцев к городскому бюджету, обусловлена многими обстоятельствами.

Во-первых, она связана с тем, что общий объем налогов, который выплачивает сегодня саратовец из своего кармана в городскую казну, представляет незначительную сумму. Эти деньги не являются обременительной ношей для его семейного бюджета, а, следовательно, и не порождают у саратовца желания проконтролировать их расходование таким образом, чтобы можно было за счет эффективности расходования городского бюджета экономить семейный бюджет.

Всем известно, что налоги в цивилизованных странах составляют значительную часть семейного дохода гражданина, что, естественно, заставляет жителя Копенгагена или Лондона настойчиво интересоваться, на что и как тратятся собранные с жителей деньги.

Зато в африканских странах, где налоги, как и в России, минимальны, отношение к проблеме контроля за расходованием муниципального бюджета у населения точно такое же, как у саратовцев. То есть плевое.

Второе обстоятельство, влияющее на отношение саратовцев к проблеме контроля над формированием и расходованием бюджета, является господствующая иждивенческая психология жителя сырьевого государства. Поскольку основной источник формирования бюджета в обществе не является продуктом производительной деятельности всей массы населения, результатом общего вклада интеллектуальных, организационных и материальных ресурсов, а является следствием только изъятия и продажи природных ресурсов, то саратовцы, как и жители всей нашей страны, не чувствуют себя вправе ставить под свой личный контроль и требовать прозрачности власти, добиваться реализации в повседневной жизни прав и свобод человека.

Третье обстоятельство – это отсутствие политической и общей культуры, высокая алкоголизация и наркоманизация населения, его духовная пустота и отсутствие чувства собственного достоинства.

Четвертое обстоятельство – последствия пережитой криминальной революции в ходе проведения грабительской приватизации и фактического разворовывания нашего национального достояния ничтожной кучкой олигархов, постоянные криминальные войны за передел собственности и сфер кланового влияния, что не только породило пропасть между богатыми и бедными и отбросило до 30 % населения за черту бедности, но одновременно повсеместно заразило население психологией правового нигилизма и приемлемости взяточничества, воровства и коррупции как способа быстрого и эффективного решения личных проблем. Наглядным проявлением этого синдрома является твердое убеждение значительной части саратовцев, что сегодня за воровство и взяточничество у нас в области к уголовной ответственности лояльных системных чиновников и бизнесменов не привлекают, а если такие факты вскрываются, то это, как уверяют нас СМИ, следствие исключительно закулисных интриг и «подставы» неугодных лиц.

Пятым обстоятельством, влияющим на отношение саратовцев к проблеме контроля над формированием и расходованием бюджета, является отсутствие информационной свободы, особенно на ведущих каналах телевидения, политической и экономической конкуренции, свободного и открытого обмена мнениями по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, ограничение участия населения в выборах органов власти всех уровней – другими словами, сложившаяся у нас, на мой взгляд, феодальная система организации общественно-политической жизни.

Все это так. Тем не менее, пусть не по своей воле, но жители города на слушания были городской властью собраны. Весь зал был полон. И мне неизвестно ни одного случая, чтобы кто-то из желающих не был допущен в зал. В зале сидели, по моей оценке, в основном люди, уже умудренные жизненным опытом и с высшим образованием.

Я думаю, что подавляющее большинство из них не только понимало, о чем идет речь на публичных слушаниях, но и знало, почему очень важно для каждого саратовца и для всего города в целом, чтобы городской бюджет был прозрачен и поставлен под непосредственный контроль каждого жителя Саратова.

Как и раньше, о том, каким образом и на что был израсходован городской бюджет, не говорил ни один из официальных докладчиков. Доклад от счетной палаты на публичных слушаниях об исполнении городского бюджета даже не планировался. В общем, как и в 2007 году, ясного и конкретного предмета для обсуждения исполнения бюджета не было. Это обстоятельство было ясно всем присутствующим, поскольку лицемерие и фальшь происходящего скрыть было невозможно.

Выступая на этих слушаниях с докладом против принятия основного документа, я пытался достучаться до разума сидящих в зале рядовых жителей, а в отношении представителей городской власти – до совести. Ни первого, ни второго мне сделать не удалось. Возможно, я плохо выполнил свою миссию и совсем не те слова говорил. Может быть. Однако на публичных слушаниях замечательно и аргументировано выступили хорошо информированные глава города Саратова О. Грищенко и депутат областной думы Л. Писной. Оба они обратили внимание на проблему эффективного и целевого использования бюджетных средств, на проблему ошибок в расстановке бюджетных приоритетов. И хотя ни О. Грищенко, ни Л. Писной напрямую однозначно не поддержали требование прозрачности до рубля отчета об исполнении городского бюджета, вывод из их выступления можно было сделать только один: сложившаяся практика исполнения бюджета, если она не будет поставлена под непосредственный контроль жителей города, таит в себе опасности. Обращаю внимание еще раз, что они знали, о чем говорили. Я напомню читателям, что глава города Саратова О. Грищенко и уже признанный специалист по бюджетным проблемам Л. Писной – это люди, которые проделали титаническую работу по наполнению городского бюджета на 2007 год денежными ресурсами и по включению в бюджет таких расходных статей, которые бы способствовали налаживанию и нормализации жизни областного центра. Я лично жалею, что не успел сказать об этом на публичных слушаниях и от чистого сердца поблагодарить их. Хотя убежден, что личные заслуги этих людей саратовцам хорошо известны, и они их ценят высоко.

К моему глубокому сожалению, даже выступления таких авторитетов, как О. Грищенко и Л. Писной, не расшевилили зал и не изменили настроение среди сидящих в нем людей в сторону долга и совести.

Запоздалое выступление депутата городской думы от КПРФ Г. Турунтаева о том, что напрасно было отвергнуто предложение публиковать акты проверок счетной палаты, практического значения не имело. Голосование уже состоялось.

Только два голоса было против лицемерия с утверждением отчета по исполнению мутного бюджета. И свыше ста пятидесяти голосов – за продолжение лжи и лицемерия вокруг мутного бюджета, за возможность его разбазаривать и разворовывать.

Я глядел в проголосовавший бездушно-равнодушный зал и спрашивал себя: какое же духовное разложение должен пережить человек или как глубоко нравственно он должен пасть, чтобы вот так однозначно согласиться, чтобы городской бюджет мог в любой момент стать кормушкой для воров, коррупционеров и проходимцев, что у него нет никакой заинтересованности в том, чтобы каждый рубль городского бюджета расходовался от имени жителей города и только в интересах жителей города, на их благо и процветание, что он не хочет, чтобы за каждый израсходованный рубль власть отчитывалась?

И сколько лет должно пройти, чтобы умонастроения саратовцев изменились?

И развеется ли мрак над городским бюджетом?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062008225245&oldnumber=444