"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (444) от 22.05.2008

Худсовет

Дон Жуан нашего времени

Светлана ТЕНЕТКО

Май оказался богатым на премьеры. Драма и ТЮЗ, «замахнувшись на Вильяма нашего Шекспира», пытались поразить зрителей то вариацией

на тему показа «Haute couture», то новым прочтением и переносом действия пьесы из средневековья в эпоху весьма неопределенную. «Теремок» порадовал, на фоне творческих изысканий других театров, показав хорошего Мольера.

Спектакли для взрослых в постановке «Теремка», на мой взгляд, отличаются классическим подходом к материалу. В то же время правильно расставленные акценты, грамотная подача позволяют говорить о не утративших современности проблемах, которые пытались решить Шекспир, Мольер, Уильямс.

В «Дон Жуане» Мольер пародирует нравы аристократической верхушки своего времени. Эта мысль почти с первых же минут доводится зрителю Донной Анной (Т. Кондратьева) в аду, которая говорит о том, что здесь нет ничего настоящего. Донна Анна, введенная в спектакль режиссером-постановщиком Геннадием Шугуровым, – «вечная невеста», олицетворение совести, судьбы, смерти, наконец. Ведь смерть не сможет солгать, как бы мы того ни хотели.

Продолжением уже заявленной темы фарса и гротеска являются слегка выбеленные, наподобие маски, лица актеров, как бы подчеркивающие, что мир – театр. Временами актеры и сами начинают двигаться, как марионетки, давая понять атмосферу, в которой живет главный герой – Дон Жуан (А. Усов).

Дон Жуан предстает не как герой-любовник, красавец-обольститель, к ногам которого падают женщины, он скорее похож на жестокого, эгоистичного подростка, причиняющего боль и страдания окружающим его походя, даже не замечая этого. В герое Усова есть немного и от Печорина (холодное пренебрежение, равнодушие), и от Гамлета (нарочитое надевание «маски»). В то же время он храбро и бесстрашно приходит на помощь незнакомому человеку (Дону Карлосу, одному из братьев своей брошенной жены), на которого напали бандиты, даже не подозревая, что спасает своего врага. Наверное, самую точную характеристику дает своему хозяину его слуга Сганарель (А. Грызунов): «Мой господин, Дон Жуан – это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в черта, который живет, как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы. Ты говоришь, что он женился на твоей госпоже? Будь уверен, что он бы и не то еще сделал ради своей страсти и заодно женился бы и на тебе, и на ее собаке, и на ее кошке. В брак ему ничего не стоит вступить: он пользуется им, как ловушкой, чтобы завлекать красавиц, он тебе на ком угодно женится».

И в то же время Дон Жуан по-своему, можно сказать, честен, оставляя Донью Эльвиру (С. Зинческо) потому, что просто разлюбил. «Так мне подсказывала совесть, я уже не мог себя уверить, будто и впредь могу жить с вами, не впадая в грех», – объясняет он свой внезапный отъезд Эльвире. А встретив другую красотку и влюбившись, как честный человек, обещает на ней жениться. Правда, когда на горизонте появляется еще одна прелестница, он готов отдать уже ей руку и сердце. А когда обе претендентки призывают его к ответу, просто разводит руками: мол, сами как-нибудь разберитесь между собой. Да, не желая жить в нелюбви, он честен перед собой, вот только может ли это оправдать его поступки?

С другой стороны, мог ли он научиться любить, если по сути любви-то не видел даже в семье? Что и показывает нам режиссер в сцене с отцом. Дон Луис (Е. Бельский) и сам не без греха, но требует от сына соблюдения норм морали, предписанных обществом. Пожурив для проформы нерадивого сына и получив такое же формальное заверение исправиться, оба расстаются, как и прежде безразличные друг к другу.

Безразличие, двуличие, эгоистичность, лицемерие общества, в котором живет Дон Жуан, сделали свое дело. Он меняет маски, с которыми ему удобно жить, но живет ли он. Его жизнь, скорее, похожа на пустое существование, такое же пустое, как бокал, из которого выпили вино. Дон Жуан не хочет бороться, а, может, просто не в силах, но решает стать судьей чужих поступков: «обо всех буду плохо отзываться, а хорошего мнения буду только о самом себе». Довольно удобная позиция. Возможно, озвучивая свое отношение к обществу и поражение перед ним, в последнем монологе он впервые искренен. Но опять возникают сомнения: не очередная ли это «маска», ведь говорит он об этом со своим слугой, с чего бы вдруг?

Даже Сганарель – поборник морали – достойный слуга своего хозяина. У Грызунова он получился этаким добродушным парнем себе на уме. Преданным хозяину, несмотря ни на что, немного жуликоватым, но довольно милым. Возможно, он единственный, кто искренне сожалел о Дон Жуане: «Какой был человек!»

В спектакле каждая деталь имеет свой смысл, раскрывающий тот или иной подтекст мольеровской пьесы, заставляет искать аллюзии: пустой бокал, сцена для марионеток и даже музыка – все работает на это.

О музыкальном оформлении Г. Шугурова хочется сказать особо. Музыка действительно удивительная. Она не только помогала актерам, но и держала зал в напряжении весь спектакль: в ней звучали и венгерские, и еврейские мотивы, вроде бы не имеющие отношения к Испании, но очень точно передающие атмосферу.

Спектакль ставит много вопросов перед зрителями. На одни получаешь ответ в ходе действия, другие уносишь с собой. Пожалуй, это один из спектаклей, который хочется посмотреть еще раз: для того чтобы найти подтверждение догадкам или получить ответы.

В связи с тем, что спектакль готовился в ускоренном режиме, в него не вошли некоторые сцены. В новом сезоне зрители увидят «Дон Жуана» в новом варианте. Можно сказать, нас ждет премьера уже состоявшейся премьеры.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062008230503&oldnumber=444