"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (444) от 22.05.2008

Фестиваль

Илья Кияненко: «Мы не боимся числа 13»

Беседовала Нианила ЗАБИРОВА

О приближении этого грандиозного события знают все, кто любит театр. На протяжении двадцати лет Саратовский академический театр оперы и балета в конце мая проводит весенний праздник музыки – Собиновский музыкальный фестиваль. Великий тенор Леонид Собинов в 1910–1929 гг., будучи в апогее славы, приезжал на гастроли в Саратов и оставил свой след в музыкальной истории города.

Накануне открытия фестиваля мы побеседовали с Ильей Кияненко, директором фестиваля и оперного театра.

Корр.: Илья Федорович, как начинался Собиновский фестиваль?

И. Кияненко: Изначально это был «Фестиваль оперного искусства им. Собинова». Начиная с XII фестиваля в 1999 г., он перестал быть чисто оперным и стал называться музыкальным. Рождением оригинальной концепции этот фестиваль обязан своему художественному руководителю – лауреату Государственной премии РФ, народному артисту России Юрию Кочневу.

Многоплановость Собиновского музыкального фестиваля делает его неповторимым. Саратовский праздник исполнительского мастерства отличает многообразие стилей и жанров музыкального искусства – это и оратории, и симфонические произведения. На Собиновском фестивале звучат и произведения, которые Ю. Кочнев называет «перпендикуляр к классической музыке», – рок, эстрада и т. п. И каждый год мы стараемся сохранить это богатство концепции.

А самая главная отличительная черта нашего фестиваля состоит в том, что в него включен уже десятый год Конкурс конкурсов вокалистов, который не проводится больше нигде в мире. В нем состязаются в вокальном искусстве лауреаты из лауреатов. Конкурс состоит из двух туров, но, по традиции, в нем не принимают участия саратовские исполнители.

Корр.: С чем связано это ограничение?

И. Кияненко: Сейчас очень много нареканий на всевозможные конкурсы как инструменталистов, так и вокалистов. Сидят обычно в жюри педагоги конкурсантов и договариваются между собой: «Ты сегодня моему дай премию, а я завтра твоему дам». У нас этого быть не может в принципе, потому что мы специально так придумали – жюри не знает ни самих конкурсантов, ни их педагогов. И поэтому наш конкурс пользуется очень большим авторитетом. К нам едут с удовольствием, зная, что здесь не будет никаких натяжек: все объективно – как человек звучит, так он и будет оценен. Приезжают конкурсанты из разных стран: Китая, Японии, Кореи, США, Италии, Болгарии… Для нас не имеет значения, откуда конкурсант.

Корр.: А как исполнители из других стран узнают о конкурсе?

И. Кияненко: Первое время, когда конкурс только завоевывал авторитет, мы делали рассылки в посольства разных стран. Теперь мы перестали это делать, поскольку конкурс и так известен. Оставляем сообщения только на информационных сайтах. Все желающие заходят на сайт, смотрят условия и делают заявку.

Корр.: Огромное количество заявок; наверное, отобрать лучших из лучших непросто? Как вы это делаете?

И. Кияненко: Жюри конкурса собирается и смотрит, лауреатами каких престижных конкурсов, котирующихся в мире, являются претенденты. Мы выбираем только 12 участников – самых интересных. Но на будущий год обязательно рассматриваем и те заявки, которые поступили на предыдущий с опозданием.

Кроме того, есть еще и другой принцип: стараемся подбирать неоднотипные голоса, чтобы были представлены и басы, и баритоны, и тенора, и сопрано. Чтобы нашему зрителю интересно было слушать.

Корр.: Кто определяет концепцию мероприятия?

И. Кияненко: Формирует программу фестиваля его художественный руководитель, постоянный и бессменный – уже много лет это Юрий Леонидович Кочнев. Но есть вещи, которые обозначены уже в концепции. Допустим, прописано, что мы каждый год на фестивале должны показывать свежие премьеры. И мы это обязательно делаем. В этом году мы включили три премьеры года: «Бал-маскарад», спектакль-концерт «В стиле ретро» и «Севильский цирюльник». Конкурс вокалистов проводится два вечера. Вот уже пять мероприятий есть. Обязательным пунктом обозначается открытие фестиваля произведением, которое редко исполнялось не только в России, но и в мире. В этом году фестиваль открылся потрясающим произведением «Совершишася» А. Караманова – симфоническое Евангелие.

Корр.: Почему именно это произведение поставили первым?

И. Кияненко: Мы всегда открываем фестиваль такими значительными произведениями, которые не только редко звучат, но и требуют очень большого исполнительского наполнения. Дело еще и в том, что для репетиции значительного произведения нужно много времени, и перед фестивалем мы специально не показываем никакие спектакли – готовимся очень тщательно. По сути дела, это очередная премьера театра. А звучит всего один раз и больше не повторяется. Хотя в этом году мы решили осуществить аудио- и видеозапись этого произведения.

Корр.: Чем отличается публика, присутствующая на фестивале, от той, которая посещает спектакли и концерты театра в обычные дни?

И. Кияненко: Я могу теперь смело сказать, что фестивальная публика как-то сегментировалась и в основном одна и та же. Конечно, есть какой-то процент людей, приходящих впервые, но поклонников фестиваля мы уже практически знаем. Даже из других городов к нам приезжают одни и те же люди, они получают информацию в Интернете, заказывают там билеты и приезжают.

Корр.: Это, как правило, взрослые, солидные люди?

И. Кияненко: Не обязательно. Молодежи среди зрителей стало заметно больше. «Перпендикуляры» – один из неотъемлемых элементов концепции фестиваля – тоже играют здесь свою роль. У нас выступали ДДТ, «Чиж и компания», приезжал Юрий Шевчук, Мамонов. Много было выступлений, которые, казалось бы, к классической музыке не имеют никакого отношения. Это интересно современной молодежи, и, приходя на эти представления, она показывает увлеченность театром. Таким образом прибавляется зритель.

Корр.: Фестиваль проходит с 18 по 30 мая, то есть 13 дней. Нет ли у вас к этому числу каких-нибудь мистических предубеждений?

И. Кияненко: Не-ет… (улыбается). Знаете, наш фестиваль уже на протяжении многих лет проходит в течение 13 дней, и нет никаких проблем. Мы сакральных чисел не боимся!

Корр.: То есть ничего непредвиденного и курьезного на фестивале не происходит?

И. Кияненко: С числом 13 можно связать только успех нашего фестиваля. В целом же, курьезных случаев происходит много. В этом году мы спланировали афишу фестиваля, она была уже практически готова, и билеты стали продаваться. Но вдруг один коллектив, который должен был к нам приехать, сообщает, что не сможет этого сделать. В течение одного дня нам удалось организовать замену на не менее талантливый коллектив, а может и более интересный, потому что со свежей премьерой. Впрочем, это тоже говорит об авторитете фестиваля: ведь как только я сделал предложение руководителю, он сразу же согласился приехать. Хотя один день мы и были в шоке, но, как видите, сумели выкрутиться за счет уже сложившейся репутации.

Или, допустим, 94-й федеральный закон говорит о том, что мы должны проводить всевозможные тендеры и конкурсы на гостиницы, на приобретение билетов. Сделать это не всегда просто: к нам приезжают лучшие российские музыкальные критики. А они сегодня говорят, что могут приехать, а завтра – не могут. И эти проблемы мы научились разруливать благодаря тому, что Собиновский фестиваль стал саратовским брендом.

Корр.: Что входит конкретно в Ваши обязанности как директора фестиваля?

И. Кияненко: Обеспечить, во-первых, финансовую составляющую события, чтобы хватило денег и на рекламную продукцию, и на то, чтобы оплатить гонорары приглашенным, и на то, чтобы хорошо поселить, и на то, чтобы накормить, встретить, проводить. Всем этим должна заниматься администрация.

Корр.: Каким образом удается решать финансовые проблемы?

И. Кияненко: Зарабатываем деньги тремя путями: спонсорская помощь, бюджетное финансирование и продажа билетов. Генеральный спонсор фестиваля – «Бритиш Американ Тобакко Россия». Эта компания славится своими традициями меценатства и нашим спонсором является уже в течение более 10 лет. У нас хорошие партнерские отношения, и нам приятно это сотрудничество. Среди спонсоров Собиновского много уважаемых организаций. Большой список информационных спонсоров, с которыми мы активно работаем. Последнее время на проведение фестиваля некоторую часть необходимых средств предоставляет Правительство. До этого надеялись только на себя и на неизменного генерального спонсора.

Корр.: В этом году, после юбилейного ХХ фестиваля, наверное, сложно удивить искушенную публику?

И. Кияненко: С каждым годом фестиваль все больше поражает своих гостей новыми подходами и идеями. В этом году у нас очень интересная программа. Приехали заслуженные мастера сцены, известные во всем мире исполнители. Гостей мероприятия ожидает много приятных сюрпризов. Программа, мне кажется, ничуть не менее интересна, чем прошлогодняя. И как всегда, Собиновский музыкальный фестиваль принесет много открытий и ярких впечатлений.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062008230604&oldnumber=444