"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (448) от 19.06.2008

Фестиваль

Утренник отдыха для СМИ

Владимир ЕФИМОВ

В концерт художественной самодеятельности студентов социально-экономического университета, обрамленный несколькими приветствиями высокопоставленных лиц

и вручения ими наград, превратился проведенный 11 июня областным министерством информации и печати области пятый фестиваль саратовских средств массовой информации.

Традиционно организуемое накануне Дня России как праздник саратовской печати и должное дать представление о всеобщем расцвете местных СМИ в эпоху тотальной демократии, оно, вопреки намерениям устроителей, с каждым разом утрачивает профессиональную значимость и причастность к журналистике, превратившись в откровенный утренник отдыха в основном для руководителей газет и отмеченных в какой-либо конкурсной номинации журналистов, причем преимущественно из лояльных к власти изданий. Остальным, кажется, была уготована пассивная роль статистов-слушателей и зрителей, они откровенно скучали на очередной «говорильне», очень далекой от настоящего фестиваля – праздника областной печати.

Если по большому счету фестиваль – есть предоставленная каждому СМИ возможность показать себя и свои профессиональные достижения: разместить на стендах несколько разных номеров газеты, представить ее тематическую направленность, лучшие рубрики и материалы ведущих журналистов и т. д. и т. п. Таким «парадом газет» никак нельзя считать задвинутый в дальний уголок и потому малодоступный для всеобщего обозрения небольших размеров единственный стенд с коллажем из первых полос явно помещенных туда десятка районок и маловыразительные, не отвечающие конкурсным требованиям фотографии – претенденты на победу в областном конкурсе в честь Дня Победы.

Вот поэтому произошедшее мероприятие и нельзя считать фестивалем. Но в случае его отсутствия, может, если перефразировать слова классика, самый лучший способ отметить праздник – остановиться на нерешенных проблемах? В саратовской прессе одними из них по-прежнему остаются финансовая и административная зависимость редакций, особенно районных СМИ, от власти, диктат чиновника, скудная материальная и кадровая база газет, низкие, постоянно сокращающиеся тиражи. Возможно, приглашенные на фестиваль редакторы газет ожидали в присутствии высокопоставленных чиновников области начала давно назревшего важного разговора о трудной доли печати. Но так и не дождались. Так что же за праздник, если ни себя представить, ни о давно наболевшем поговорить?

Не удивительно, что с каждым разом фестиваль теряет интерес к нему тех, кому в первую очередь предназначен. Теперь в актовом зале социально-экономического университета собралось не более двух сотен журналистов, хотя, если верить приветствовавшему участников данного мероприятия вице-губернатору Александру Бабичеву, в нашей области одних только печатных изданий более пятисот с впечатляющим годовым тиражом в 79 миллионов экземпляров, 13 радиоорганизаций, а электронных СМИ – около 200. Даже если предположить, что каждая испытывающая материальные трудности редакция изыскала средства на командировку сюда лишь по одному своему представителю, то в зале должно быть более 700 человек. На самом же деле, как удалось выяснить журналисту «Богатея», перед началом фестиваля зарегистрировалось 78 журналистов и 37 из 39 редакторов районных и городских газет (по неизвестным причинам, отсутствовали представители духовницкого «Авангарда» и хвалынской «Звезды»). Фестиваль почтили своим вниманием 26 руководителей областных печатных СМИ, 6 собкоров федеральных изданий, 11 пресс-секретарей министерств и ведомств областного правительства, УФСБ по Саратовской области, Судебного департамента и студенты – будущие журналисты. Зато не было первых лиц из ГТРК «Саратов», «АиФ в Саратове», «Времени», «КП-Саратов», «Деловой газеты», «МК-Саратов», «Нашего города Саратов», «Саратовских вестей» и других реально существующих изданий, радиостанций и телевизионных компаний.

Что же значит этот парадокс в количестве между официально числящимися 700 областными СМИ и 200 представителями из приблизительно 80 редакций газет, радио и ТВ? Почему даже руководители крупных СМИ, кого официально известили о фестивале, игнорировали профессиональное мероприятие? С одной стороны, надо признать, что 700 СМИ в области объективно просто нет, очень многие официально зарегистрированные издания выходят с периодичностью раз в год, лишь бы по закону не утратить регистрацию, с другой – получается, что такому количеству средств массовой информации нет никакого дела до организуемого профильным министерством «планового» мероприятия с большими материальными затратами.

Что же сказали в напутствие или назидание почтенной прессе почтившие ее своим вниманием высокопоставленные лица? Александр Бабичев, кроме того, что назвал численность информационного потенциала области, предельно коротко высказался: «Мы будем думать только о хорошем». Разумеется, самым приятным стала более продолжительная церемония вручения им наград номинантам премии губернатора «За наибольший вклад в развитие Саратовской области» за 2007 год. Главный федеральный инспектор по Саратовской области Павел Гришин: «У каждого из вас много удач и находок, но нужно строить взаимоотношения власти и журналистов». А федеральный инспектор Александр Бурдавицын, продолжая тему отношения власти и прессы, как бывший чекист, выразился в духе своей профессии: «Слухмейстеры должны получать информацию от власти», поставив зал в недоумение: кто такие слухмейстеры, уж не сексоты ли в новом обличии? Но ни один из них не ответил на интересующее журналистов: наступят ли когда-нибудь добрые времена, когда чиновники всех уровней будут с журналистами на «вы» и перестанут скрывать необходимую для общества информацию и, самое главное, наступит ли в обозримом будущем реальная свобода слова?

Вышедший на сцену последним из когорты чиновников заместитель председателя комитета областной думы Николай Чукалин в том же духе пожелал традиционное «удач!» и, как генеральный директор полиграфкомбината, предложил: «Пишите на здоровье, а мы вас напечатаем», а потом вручил награды облдумы очередной группе победителей в различных номинациях.

После завершения полуторачасовой церемонии награждения, обрамляемой короткими дежурными приветствиями, пожеланиями и длинными концертными номерами студенческой самодеятельности, праздник наконец-то принял деловую окраску. В двух аудиториях специально приглашенные из белокаменной теоретик и практик журналистики вели мастер-классы. Преподаватель факультета журналистики МГУ Екатерина Алиева говорила о роли и специфике рекламы. Руководитель образовательных программ Фонда развития информационной политики и тренер по ключевым направлениям деятельности СМИ Владимир Касютин на примерах деятельности нескольких районных и городских газет раскрывал секреты их успеха и причины их творческих неудач и заявил, что очень плохо, когда газета сообщает лишь о свершившихся событиях, а не пишет о грядущих, чтобы побудить читателей к участию в них. Напоследок он сделал сенсационное открытие, что главным творцом успеха любой газеты является ее редактор: он не должен бояться столкновений с властью, но при этом держать ухо востро, предвидеть неизбежность конфликта с нею и, чтобы не остаться безработным после вынужденного увольнения, приготовить «запасной аэродром» для собственной благополучной посадки. Этим наставлением редакторам районных газет и закончился областной фестиваль прессы, покидая который, жалеешь о напрасно потерянном времени и искренне задаешься вопросом: «Зачем и кому нужно это дорогостоящее мероприятие в дежурной форме?»

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25062008071922&oldnumber=448