"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (448) от 19.06.2008

Вернисаж

Искусство с релаксирующим эффектомИскусство с релаксирующим эффектом

Екатерина БОГДАНОВА

Выставка работ саратовского художника с мировым именем Юрия Лаврентьева в не совсем обычном месте – лечебно-консультативном центре больницы Святой Софии – открыта вот уже несколько месяцев.

В заработавшем чуть больше года назад медучреждении приобщение пациентов к искусству с самого первого дня стало доброй традицией (в стенах клиники уже с успехом прошли экспозиции Николая Аржанова и Милы Гор). А итоговое воцарение в филиале областной психиатрической больницы умиротворяющих и таинственных полотен художника-абстракциониста произвело среди пациентов и посетителей новой выставочной площадки Саратова настоящий аншлаг.

Во всяком случае, мощный терапевтический эффект от созерцания прекрасного до сих пор налицо. И первыми в этом убедились сами врачи. Дабы обеспечить необходимые любому творчеству размах и простор, около пяти десятков картин было решено разместить не только в просторном вестибюле с арочным проемом и приемной, но и в личных кабинетах узких специалистов (в неприемные часы их двери распахнуты, а проход доступен всем желающим). По словам одного из главных поборников идеи превращения лечебного учреждения в альтернативную культурно-выставочную галерею, врача центра Марины Гнатенко, работы для стен кабинетов подбирались без учета специализации и пожеланий принимающих в них медиков. Тем не менее, все остались довольны. Да и картины наилучшим образом вписались в интерьер: так получилось, что самые спокойные композиции в итоге украсили именно кабинеты и приемную.

«Очень хорошо, что мы стараемся приглашать разных художников, а выставки проводим подолгу, – улыбается Марина Витальевна. – За это время мы успеваем хорошенько проникнуться атмосферой». Настроение и сам мир живописных работ Юрия Лаврентьева действительно требуют вдумчивого созерцания. Но если у персонала центра со временем все в порядке – настолько, что с середины марта у каждого успели появиться собственные фавориты, – то неравнодушным к искусству пациентам клиники и рядовым посетителям выставки приходится сложнее. Привыкшие к магии прекрасного сотрудники центра уже не удивляются, когда люди, как завороженные, простаивают перед иными полотнами часами. Некоторые, кто доверяет собственным глазам, вопреки снабжающим полотна надписям, пытаются определить, из какого материала изготовлены работы, других интересует прежде всего тайный язык произведения и зашифрованные в нем фигуры и аллегории.

Отобранные самим художником работы не объединены общим названием, что для выставки, пожалуй, необычно. На выставочной площадке центра разместились произведения разных лет и различных серий. Размытые, приглушенные краски соседствуют с яркими палитрами, при этом, однако, грамотно соблюдается баланс, и общее впечатление целостности не нарушается. Так, выдержанный в полутонах «Июльский сумрак», не споря, а как будто бы оттеняя, мягко контрастирует с уже по-осеннему насыщенным «Августом». В то же время яркие фиолетовый, синий, желтый серий «Лето» и «Август» совершенно неожиданно встречаются с серым и бежевым работ, вошедших в серию «Дождь». Вообще, палевый, бежевый, серый, с одной стороны, и словно промытые до блеска розовый, желтый и насыщенный зеленый, с другой – это две наиболее характерные для выставленных работ цветовые гаммы. Именно цвет, а не выхваченные из ниоткуда лица, предметы, контуры и силуэты, является для художника основным средством передачи настроения. Это своего рода игра на подсознании зрителя с целью затронуть знакомые каждому с детства ассоциации – иногда зрительные, иногда словесно-цветовые. Как, например, в полотне «Март», выдержанном в серой палитре цвета весенней слякоти. Однако тоскливым этот цвет не назовешь – впрочем, как и то ощущение, которое оставляет после себя картина. Ведь серый, который выбрал для своей работы Лаврентьев, не беспросветно уныл и грязен. Напротив, он пробуждает в душе человека радостное предчувствие первого весеннего тепла. Стоит ли после созерцания таких жизнеутверждающих фантазий удивляться целебной силе искусства?

На работы мастера, чьи творения не раз выставлялись в музеях за границей, а часть разошлась по крупным частным коллекциям России и зарубежья, можно взглянуть в лечебно-консультативном центре больницы Святой Софии, расположенном по адресу: улица Ульяновская, 3. Вход на выставку свободный, центр открыт ежедневно с 10 утра по рабочим дням. Планируется, что в стенах медицинского учреждения экспозиция пробудет до осени.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25062008072501&oldnumber=448