"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (448) от 19.06.2008

Худсовет

Американскую классику в Театре юного зрителя поставили американцы

Татьяна ЛИСИНА

10 и 11 июня в Саратовском ТЮЗе с успехом прошла премьера спектакля «Стеклянный зверинец». Эта пьеса известного американского драматурга Теннеси Уильямса была впервые поставлена в нашем городе шесть лет назад театром кукол «Теремок». И даже даты этих двух событий (тогдашней премьеры в «Теремке» и нынешнего так называемого «прогона», предшествующего премьере, в ТЮЗе) приходятся на один и тот же день.

Американскую пьесу в ТЮЗе поставили самые что ни на есть настоящие американцы: режиссер-постановщик Уолтер Шоен и художник-постановщик Вест Варвик Рид. Репетиции шли пять недель, что для режиссера из США было радостно и непривычно: у себя на родине он привык ставить спектакли и за более короткое время. «Стеклянный зверинец» хорошо знаком актеру и режиссеру, профессору Ричмондского университета Уолтеру Шоену. Ведь он его ставил до этого целых семь раз.

Первое, что производит впечатление, едва только начинается спектакль – удачно решенные декорации. Спектакль поставлен на Малой сцене Нового ТЮЗа, и все зрители небольшого камерного зала сами как бы оказываются в подвальчике, где расположена квартира семьи Вингфилдов. Лестница спускается в квартиру настолько достоверно, что кажется, если мы вслед за героем поднимемся по ней, то очутимся на улице.

Именно на этой лестнице, остановившись на площадке перед своей квартирой, ведет разговор со зрителями главный герой Том (артист Алексей Чернышев). Именно здесь состоится и его разговор с матерью (Аманду играет заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии Елена Вовненко). Здесь же, смотря на новорожденный месяц, тонкий, как туфелька, герои загадывают свои сокровенные желания. Сюда Том выходит покурить с приятелем (молодого человека играет Алексей Кривега) и сообщает ему о своем решении уехать из родного дома...

Казалось бы, в самой квартире, где живет семья Вингфилдов, должно быть покойно и уютно. Об этом уюте заботится мать двоих детей Аманда. Об их благополучии, здоровье, жизни, счастье. Но чем настойчивее она ставит лампу присевшему за стол что-то записать в тетрадь сыну, чем упорнее она в этот момент говорит о том, что нельзя сутулиться, тем больше понимаешь сына, которого раздражает любящая его мать. Стремление этого романтика вырваться из подвальчика и, легко пробежавшись по лестнице, бежать отсюда дальше – в мир дальних стран и путешествий, вполне понятно. Ведь захватывающие кинокартины и морские приключения ему гораздо ближе по духу, чем ежедневная работа в обувном магазине.

«Стеклянный зверинец» обнажает различные пласты житейских проблем. Почему порой нас раздражают самые близкие люди? Невольно задаешься этим вопросом, наблюдая за жизнью семьи. В ней трое: мать, сын и дочь. Все они любят друг друга. Но несмотря на это, между ними возникают ссоры, споры, конфликты. Эта порою трудно разрешимая проблема названа в русской литературе еще в XIX веке как взаимоотношения «отцов и детей».

Второй пласт пьесы – замкнутый круг материальной необеспеченности. Отец бросил и жену, и двух детей и уехал и за все эти годы ни разу не позаботился о том, как там они живут без него? Аманда осталась одна, и о том, как ей приходилось тяжело, говорит нынешнее положение дел: семья еле сводит концы с концами теперь, когда дети выросли, когда Том получает зарплату. А на что семья жила прежде? И что ждет их впереди?

Пласт третий – вечная тема первой и неразделенной любви.

И, наконец, четвертый пласт. Это влияние небольшого (почти незаметного) физического недостатка на формирование характера человека, появление у него комплекса неполноценности.

Мы привели сейчас основные составляющие сюжета пьесы только для того, чтобы показать, насколько она многогранна, современна и актуальна (несмотря на то, что написана она в далеком от нас 1945 году). Не случайно время действия спектакля в его программке обозначено «Теперь и Тогда».

Мы не станем рассказывать сюжет пьесы до конца, дабы, если вы с ней не знакомы, вам было внове и интересно смотреть спектакль. А смотрится он с интересом. В маленьком зале стояла настолько напряженная тишина, что мне было даже неловко щелкать фотоаппаратом. Скажем лишь, что первый акт озаглавлен в программке как «Приготовление к визиту молодого человека», а второй – «Визит молодого человека».

Работы режиссера и признанного мастера сцены Елены Вовненко заслуживают самой высокой похвалы. Они проявили в них свой высочайший профессионализм. Хочется немного сказать о молодых участниках спектакля: актриса Анастасия Бескровная очень естественно исполняет роль дочери Аманды Лоры. Она создает образ слишком робкой, неуверенной в себе девочки, очень ранимой, способной при этом глубоко и долго любить, не ожидая при этом ничего в ответ. Она живет только миром старых патефонных пластинок и своей коллекцией стеклянных зверушек (отсюда и название пьесы). Прекрасно справились со своими ролями и молодые артисты Алексей Чернышев и Алексей Кривега.

В этой пьесе, где в события настоящей жизни вплетаются воспоминания о прошлом и мечты о будущем и где часто реальность подменяют иллюзии, нет отрицательных персонажей. Да, шумлива и порой несносна Аманда. Да, ненадежным братом и сыном оказывается любящий своих близких Том. Да, психопатологически странна Лора. Но перед нами – живые люди. Заботливая мать. Любящий брат. Поступивший благородно гость.

Давая самую высокую оценку спектаклю в целом, рискну все-таки сделать два небольших критических замечания. Кажется не совсем удачным световое решение спектакля. Он весь проходит в сумраке на сцене. Даже трехрожковая люстра, висящая над круглым столом, выполняет чисто бутафорскую функцию. Если затенение сцены вполне оправданно во втором действии (в квартире за неуплату выключают электричество), то непонятно, почему в полумраке проходит фактически весь спектакль?

Второе – вызывает недоумение одна длинная мизансцена второго действия. В ней герои разговаривают сидя на полу. Они располагаются так близко к первому ряду зрителей, что со всех остальных рядов их просто не видно.

Но, несмотря на сделанные замечания, спектакль безусловно большая удача театра. Хочется думать, что «Стеклянный зверинец» на долгое время впишется в репертуар нашего любимого ТЮЗа.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25062008072603&oldnumber=448