"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (452) от 21.08.2008

Мосты Елены Мальцевой

Наталья Никифорова

«Мосты и мосточки. Течет река жизни моей» – так называется новая выставка живописных работ художницы Елены Мальцевой, открывшаяся в Доме-музее Павла Кузнецова.

Характерная многосложность названий, как самой выставки, так и отдельных картин в частности, сразу выдает узнаваемую творческую особенность художницы. Мальцеву уже давно хорошо знает саратовский зритель. Она много работает, часто делает выставки, которые в основном носят концептуальный характер, где картины объединяются в отдельные серии. Вот и на этот раз название выставки, как бы родившееся само собой, определило очередное подытоживание творческого отрезка пути художника. Много путешествуя с этюдниками и холстами, Елена Ивановна естественно проживает каждый момент своей жизни в настоящем времени. Она радуется благоухающей природе в любое время года, любуется незатейливым жизненным укладом деревенских жителей, порой грустит, видя, как быстро вокруг все меняется. Не стремясь специально создавать произведения для будущего, для истории, она, тем не менее, вдруг сама оказывается носителем и хранителем родной нам истории. Не так давно написанные пейзажные мотивы приобретают все большую ценность по причине того, что сохранились они лишь на холсте художника.

Но гораздо большей ценностью для Мальцевой оставались и остаются духовные, этические свойства творчества. Она дорожит теми добрыми идеалами, которые получила в семье с детства, а затем в юности – в годы учебы. Ее мировоззрение формировалось в московской творческой среде, где она обучалась во ВГИКе в 70-е годы. Это время неистового прорыва, взлета отечественной культуры. Не случайно на выставке очень органично выглядит ее дипломная работа по произведению Валентина Распутина «Последний срок». Это можно считать началом главного лейтмотива пути художницы – любовь к российским глубинкам, к мудрости старожилов, переживших народные драмы, к чистоте помыслов, душевному целомудрию. Художнице всегда хочется вести неспешные диалоги со зрителем, вызывать его к доверительной беседе, надеяться, что обратная связь с душами людей положена.

Для Мальцевой написать этюд-картину – это еще полдела. Любую выставку она продумывает и моделирует как единый цельный художественный организм. Желание раскрыть тему наиболее широко и во всех аспектах влечет за собой используемый Мальцевой подход, чем-то напоминающий кинематографический. Здесь и режиссура экспозиции, и путевые «заметки на полях» сценариста, и четко сформулированная позиция верующего.

Тот же принцип художница сохраняет и в этой выставке. Рассуждая о текучести времени и постоянстве бытия, она очень конкретно изображает мосты, реки, ручейки, берега рек. «Столько их у меня было по жизни – мостов и мосточков…», – признается художница. Каждый мост – это носитель состояния, это словно одушевленный образ живой природы. Все здесь целостно и едино – это мир вечной гармонии, который художница стремится передать экспрессивно, стремительно, словно боясь упустить изменчивые мгновения. Живописный почерк Мальцевой значительно отличается от более раннего периода. На языке художников в подобном случае говорят: «Художник здорово, свободно расписался». Яркость придает работам и то, что Елена Ивановна, в основном, сменила традиционную масляную живопись на акрил. Это и удобнее в дороге, но и, прежде всего, обогатило мажорную образность картин.

А названия, как всегда, поэтичная параллель живописного ряда, как голос за кадром в фильме: «Власть осени над успокоившимся прудом», «Ясные глаза озер», «Мост плывет в осеннем потоке воды», «Мостик выгнул спину»… Художница очень точно подмечает нюансы характера, словно человека, каждого моста. Это торжественные петербургские мосты, где почти всегда присутствует много неба с клокастыми, несущимися облаками и неспокойная вода. В основном, это ощущение петербургского водного простора и ветра: «Певческий мост», «Мойка. Город, омытый дождями», «Причал на канале Грибоедова», «Аничков мост».

Из поездок по Германии Елена Ивановна привезла несколько иного образного плана работы с преобладанием теплой гаммы: изображение небольших мостков среди уютных немецких домов с черепичными крышами над небольшими речками. Большая серия мостков на озерах и реках Севера России делалась в Архангельской области: «Сийское озеро», «Кенозеро. Баньки на берегу», «Северное лето. Утро после дождя».

И удивительным для самой художницы стало изображение всем известного мостика в городском парке Саратова. Вот уж поистине он, оказывается, таит в себе невероятную силу притяжения для художников, являясь как бы импульсом для вдохновения. Елена Ивановна убедилась в этом, сделав много работ на тему одного лишь мостика. И везде он оказался с разным настроением, а значит, в различной цветовой гамме. И вообще это как будто не одно, а разные места… Открытия, оказывается, можно делать везде: и на краю света, и в своем городе, а точнее, наверное (что и делает постоянно Елена Ивановна как художник), открывает себя для себя и в себе…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27082008160203&oldnumber=452