"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (454) от 04.09.2008

Если в доме нет воды

Игорь САЛЬНИКОВ

Одной из наиболее острых и неурегулированных законодательно во всей сфере жилищно-коммунальных отношений проблем является отключение коммунальных ресурсов – горячей и холодной воды, отопления, газа, электричества – от потребителей.

Наиболее распространенный вид отключений – горячая вода, следом в таком своеобразном «рейтинге» идет отопление, а затем электричество. Согласен, сейчас, пока тепло, это может показаться не таким злом, но с приходом зимы отсутствие, например, горячей воды, не говоря уже об отоплении, для пострадавших может оказаться главной жизненной проблемой на конкретном временном отрезке, если не вопросом выживания. Поэтому важно задуматься над этим вопросом уже сейчас, пока «все хорошо», пока можно решить имеющиеся проблемы заблаговременно.

Начну с того, что в ряде случаев жильцы квартир, независимо от того, являются ли они собственниками или нанимателями, не имеют прямых юридических отношений непосредственно с поставщиками энергоресурсов. Как правило, договоры на поставку теплоисточника для отопления и горячего водоснабжения заключаются между поставляющей организацией и юридическим лицом (например, ТСЖ, ЖСК и т. п.), которое, в свою очередь, централизованно собирает плату за это с собственников квартир. Таким образом, поставщик в этом случае не имеет перед собой в качестве стороны договора человека-потребителя, а имеет юридическое лицо – ТСЖ, ЖСК, с которым и происходят все расчеты. В результате, например, ТСЖ, не обеспечив стопроцентного сбора средств за горячее водоснабжение с собственников квартир, может обеспечить поставщику только частичную оплату предоставленного ресурса, на что тот начинает реагировать в том числе и ограничением подачи горячей воды. При этом формально предъявить к нему претензии собственникам квартир, добросовестно оплачивающим услугу, затруднительно, поскольку они получают услугу от ТСЖ.

Сделано это потому, что поставщикам невыгодно разбираться с каждым неплательщиком индивидуально. Причин этому несколько. Во-первых, это обусловлено большим количеством «противников». Например, даже в небольшом 5-этажном 4-подъездном доме от 60 до 80 квартир, а значит, и сторон индивидуальных договоров. Если за отопление, например, не платят 10–15 человек, то снабжающей организации надо выдвигать требования к 10–15 лицам, подавать в суд 10–15 исков, собирать 10–15 комплектов необходимой для этого документации, посещать 10–15 судебных заседаний и т. д. Кроме того, поставщик ограничен в средствах: он не может отключить конкретных неплательщиков, поскольку это технически невозможно. Он не может отключить весь дом или хотя бы подъезд, поскольку в нем имеются добросовестные плательщики и закон однозначно будет на их стороне. Кроме того, законодательно права людей, даже не оплачивающих потребляемые ресурсы, достаточно хорошо защищены. Чтобы их отключить, надо подождать определенный срок, направлять каждому уведомления, при необходимости потом доказывать, что человек его получил, а оно не «пропало из почтового ящика». Очевидно, что при работе с множеством плательщиков больше проблем. При работе с ТСЖ наоборот, поставляющая организация имеет перед собой 1 юридическое лицо, которое может объединять в себе и 300, и 500, и 700 человек. Во-вторых, пользуясь преимущественным положением, поставщики навязывают договоры «коллективному» потребителю, мол, «все вы мне должны, вот между собой и разбирайтесь», тем самым перекладывая свои проблемы на «коллективный» орган.

Какие действия реально может предпринять человек в таких условиях? В целом, такие проблемы призвано решать ТСЖ или иная структура, которой вы доверили управление домом. Если вы сомневаетесь, что все средства, полученные ТСЖ от жильцов за горячее водоснабжение, были направлены именно на эти цели, вы можете инициировать вопрос о проведении ревизии на собрании ТСЖ собственными силами или с привлечением аудиторской фирмы. Если проблема в неплатежах со стороны несознательной части жильцов, то я бы рекомендовал вам поставить в ТСЖ вопрос о перезаключении договора поставки горячего водоснабжения, перейти на непосредственное заключение жильцами таких договоров с поставщиком. Отказать вам поставщик не сможет, а проблемы ТСЖ станут его проблемой; теперь поставщик должен будет индивидуально разбираться с неплательщиками, получит возможность подавать к ним иски, через суд арестовывать имущество, отключать горячую воду именно им, а вы получите возможность при оплате услуг в случае их непредставления предъявлять претензии непосредственно к поставщику.

Иная ситуация в случаях, когда собственники квартир имеют индивидуальные договоры с поставщиками: в Саратове это ЗАО «СПГЭС» (электричество) и ООО «СГК» (газ). Если у вас нет задолженности по оплате услуг этим компаниям, а вас отключили (неважно индивидуально или весь дом), повторю совет, данный в № 27 «Богатея», – немедленно обращайтесь в любое подразделение следственного комитета при прокуратуре с заявлением о возбуждении уголовного дела по п. 1 ст. 215.1 УК РФ (прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения), в прокуратуру вашего района и области с жалобами, в суд с иском о признании таких действий незаконными, понуждении к включению электроэнергии, компенсации материального вреда (плата за дни без электричества, испорченные продукты в холодильнике и т. д.) и морального ущерба.

Также необходимо сказать, что даже если вы имеете задолженность перед поставщиками энергоресурсов, это не означает, что им дано право по своему усмотрению «отключать» вас. Данные отношения урегулированы законодательством. Так, в соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление) через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты (задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы). При этом направляется уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления уведомления, предоставление коммунальных услуг может быть приостановлено или ограничено с указанием их перечня, который прилагается. Уведомление доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом. При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить их предоставление с письменным извещением за 3 суток. В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения, то есть последние 3 услуги не могут быть отключены в любом случае.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15102008172410&oldnumber=454