"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (460) от 16.10.2008

КМО: знания или гонка

Владимир ЕФИМОВ

Без объяснения причин категорически отказавшись участвовать

в проведенном 10 октября в Литературно-мемориальном музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского заседании круглого стола на тему «Личность учителя. История и современность», посвященного первым оценкам реализации комплексной модернизации образования (КМО), руководители Саратовского городского комитета образования и министерства образования области недвусмысленно дали понять, что не желают объясняться с «посторонними» о направлениях движения этой подчиненной им социальной отрасли и об изменениях на основе новаций личности и роли учителя.

Однако, может, и хорошо, что чиновники от образования не почтили своим вниманием это мероприятие: в их отсутствие разговор получился «раскрепощенным» и свободным, очень интересным и поучительным, как и предварившая его увлекательная музейная лекция о Чернышевском-педагоге. Во всяком случае, не звучали победные реляции о первых и масштабных достижениях на ниве реформ, а на основе социологических исследований показано, что наше отечественное образование, вопреки утверждениям его руководителей, не только не пребывает в представляемом ими радужном состоянии, но и затеянными ими реформами внесло определенный хаос в устоявшуюся работу школ и педагогов и устроило гонку за набиванием кошелька. Как отметил преподаватель СГУ Адольф Демченко, «реформы будут правильными, если они решат накопившиеся в школах проблемы и будут направлены на личности учителя и ученика». Пока же, как отмечалось, положительных сдвигов не наблюдается.

Печальную характеристику происходящих сейчас сумятицы и непонимания того, что же директивно вводится и предлагается, дали результаты опроса учителей ряда школ области, проведенного студентами-социологами СГУ, в том числе, как пояснила корреспонденту «Богатея» одна из студенток, в одной из влачащих жалкое существование, с протекающей крышей, школ Петровского района. Отвечая на зачитанный в ходе заседания один из вопросов анкеты «Готовы ли Вы к инновациям в школе?», очень многие респонденты откровенно отвечали «нет», ссылаясь на плохую информированность, отмечали перегруженность классной и внеклассной работой, порой не нужными бумагами, многочисленностью учебных групп, что мешает наладить нормальную индивидуальную работу с учащимися. Более того, как заявила на заседании научный сотрудник музея Инна Захарова, «об очередных переменах в школе конкретно не сообщается, не объясняется, зачем все рушится в ходе начатых реформ».

Корреспондент «Богатея» поинтересовался причинами декларируемых руководителями образования реформ лишь в плане повышения заработной платы педагогам и экономии средств в результате сокращения количества школ, что уже происходит на практике и о чем в августе писала наша газета на примере перевода старшеклассников 98-й школы в 83-ю. При этом не говорится о повышении заметно отставшей от современного уровня материальной базы даже городских школ, не говоря уже о сельских малокомплектных, где вместо досок на замену прогнившего пола чуть ли не оптом предлагаются интерактивные обучающие доски. Эти заданные в начале дискуссии острые и злободневные вопросы повернули ее ход в аналитическое русло с критической направленностью, несмотря на «вежливый уход» проректора Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Натальи Рыхловой от их обсуждения. Как член региональной стратегической команды по реализации комплексных проектов модернизации образования, она с сожалением заявила, что по ряду причин основной упор в эксперименте сделан на школах только трех городов области: Саратова, Энгельса и Балаково, попавших в число «пилотных» проектов и получивших соответствующие гранты. Как следовало понимать, подавляющее большинство школ области осталось без финансовой поддержки. Тем не менее, была заявлена основная, воистину фатальная цель проводимых преобразований: «выйти сегодня на уровень 15 тысяч рублей зарплаты учителя, а завтра и на 50-тысячный, хотя сейчас уже некоторые достойные педагоги получают и по 23 тысячи, как, например, директор одной из школ Перелюбского района». Было сказано о происходящих перераспределениях часов нагрузки каждого учителя, налаживании оплаты учителя за внеклассные занятия, о недельной норме в 36 уроков, но вместе с тем замечено, что директора школ еще никак не могут вникнуть в новые для себя обязанности менеджера в педагогике и научиться считать и распределять деньги между подчиненными им учителями, зарплата которых прямо пропорциональна зарплате самого директора. Согласно этим выводам, во вступивших в реформу 346 школах области дух денег в виде зарплаты учителя вытесняет из них главную и исторически присущую им учебную и воспитательную сущность, отчего в итоге может случиться, что за набиваемыми кошельками учителя перестанут видеть главное свое профессиональное предназначение. О чем с большой тревогой говорилось на круглом столе.

Жаль, что этих абсолютно справедливых опасений не услышали «генералы» от образования, разработавшие и внедряющие планы тотального преобразования школы…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008130421&oldnumber=460