"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (460) от 16.10.2008

Свобода может быть абсолютной

(Продолжение. Начало см. в №№ 31 и 33 за 2008 год)

Обзор подготовил Александр СВЕШНИКОВ

Во время недельной поездки в Стокгольм, организованной Саратовским региональным отделением Союза журналистов России в рамках реализации международного проекта «Шведская модель честной и независимой журналистики и ее трансформация в СМИ Саратовской области», главные редакторы имели возможность, что называется, из первых рук узнать, чем обеспечены свобода печати и свобода слова у шведских коллег.

В отличие от России и других стран, в Швеции нет специального закона, регламентирующего деятельность средств массовой информации. Законодательное регулирование прессы прописано в конституции страны, в специальном «Акте о свободе слова и свободе самовыражения», принятом (впервые в мире) еще в 1766 году. В 1992 году аналогичное законодательство было принято для радио, телевидения, кинематографа и других средств массовой информации в виде Закона о свободе слова, который входит в число основных законов.

Закон о свободе печати

В Швеции, как и в некоторых других демократических странах, однозначно запрещена официальная цензура печати, а также иные серьезные ограничения публикации и распространения печатной продукции. Шведские законодатели постарались обеспечить гарантии свободы печати с помощью продуманного сочетания мер.

Главная среди них – введение института ответственного издателя. Всякое периодическое издание, выходящее четыре раза в год или чаще, должно назначить ответственного издателя, которого назначает владелец издания. Издатель единолично отвечает за содержание публикации, и только он может быть привлечен к ответственности за любое нарушение Закона о свободе печати. Когда издатель или его заместитель не могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона о печати, законом предусматривается «цепочка ответственности», в соответствии с которой правовая ответственность далее возлагается на владельца издания, типографию или, в особых случаях, даже распространителя.

Защита источников информации

Введением института издателя с единоличной ответственностью законодатели сознательно создали «козла отпущения» за все нарушения Закона о свободе печати. Обозначив лицо, на которое всегда можно возложить ответственность за любые нарушения, они совершенно намеренно оправдали подлинного виновника. Действительно, закон недвусмысленно запрещает поиск или раскрытие источников журналистской информации. Из этого следует, что лицо, дающее газете какие-либо сведения, не только защищено от судебного преследования, будучи недоступным, но и его личность становится несущественной и тем самым не принимается во внимание с точки зрения закона. Тем самым защита информации распространяется и на государственных, и коммунальных служащих, которые таким образом могут свободно давать информацию газетам и другим средствам массовой информации, не опасаясь юридических последствий или неправового давления или шантажа.

Такие исключительные меры защиты источников информации вызваны тем, что для средств массовой информации – «третьей власти» (по шведской классификации) нужна по возможности самая полная «прозрачность» деятельности общества, поэтому им необходимо пристально следить за действиями двух других ветвей власти – парламента и правительства.

Однако не следует преувеличивать отрицательные последствия того, что безнаказанность информаторов может побудить некоторых из них дать «утечку» безответственных, вредных или даже лживых сведений в средства массовой информации. Закон может защищать информатора, но не освобождает от ответственности за преступление.

Нарушения закона

Нарушения, наказуемые согласно Акту о свободе печати и свободе самовыражения, перечислены в Основном законе. К ним относятся преступления против государства (государственная измена, подстрекательство к войне и мятежу, заговор, антиправительственная агитация и т. п.), а также клевета, угрозы или оскорбление меньшинств по причинам расы, цвета кожи, убеждений, этнического происхождения, незаконное применение насилия и т. п. Относительно мер наказания этот закон отсылает к другим законам, таким как Уголовный кодекс или Закон о секретности.

Судебные преследования газет связаны главным образом с клеветой. Порнография более не наказывается по шведским законам, за исключением особых случаев, например, детская порнография.

В целом уголовные и гражданские дела, связанные с нарушением Закона о свободе печати, в Швеции чрезвычайно редки.

Ведение судебного процесса

Для судебного преследования средств массовой информации нужно решение канцлера юстиции, поэтому обычные местные прокуроры не могут возбудить дело. Канцлер обязан заручиться согласием правительства до начала дела, которое может иметь политические последствия. Более того, дела в отношении прессы рассматриваются судом присяжных – институтом, не характерным для шведской судебной системы. Задача присяжных – поддержать или отвергнуть конкретные обвинения, предъявленные в суде относительно виновности ответственного издателя. Члены суда могут оправдать обвиняемого независимо от признания присяжными его вины, однако не могут отменить их решения о невиновности. То есть судопроизводство поставлено таким образом, что газеты находятся в несколько привилегированном положении.

Приведенные данные о законодательстве по печати в основном касаются периодических средств массовой информации. Однако те же самые основные принципы и гарантии, за исключением особых правил в отношении ответственных издателей журналов, применимы к продолжающимся и непериодическим изданиям. Наиболее важное отличие состоит в том, что юридическая ответственность за содержание непериодических изданий обычно возлагается на конкретного автора. В других случаях цепочка ответственности в основном та же.

Закон о свободе слова

Закон о свободе слова создан по образцу Закона о свободе печати и охватывает почти все существующие электронные средства массовой информации, такие как радио, телевидение, видео и кино. Так, цензура любой программы официальными органами запрещена. За каждую программу единоличную юридическую ответственность несет заранее назначенное одно лицо. Положения законов для прессы по поводу клеветы и других правонарушений, ведения судебных дел и судебных процедур применимы также к радио и телевидению. Однако есть два исключения. Одно касается использования диапазона радиочастот. Из-за нехватки свободных частот лишь небольшое число компаний («Шведское радио», «Шведское телевидение» и независимый канал ТВ–4) получили право вести радио- и телепередачи для широкой аудитории. Этот статус квази монополии выдвигает особые требования к содержанию программ. Так, вещательные компании обязаны придерживаться строгих критериев объективности и непредвзятости. Назначенная правительством Комиссия по вещанию изучает программы и рассматривает жалобы, чтобы обеспечить соблюдение данных критериев.

Второе исключение касается предварительных просмотров. Закон о свободе слова предусматривает правовую основу для внимательного изучения фильмов, предназначенных для широкого показа. Предназначенные для широкого показа в Швеции кинофильмы просматриваются Государственным управлением по цензуре фильмов, которое уполномочено устранять из фильмов сцены насилия или разврата, или совсем запрещать показ фильма, прежде всего, в интересах самых юных зрителей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008130736&oldnumber=460