"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (460) от 16.10.2008

Бомонд на саратовской сцене

Беседовала Светлана ТЕНЕТКО

Новый музыкальный сезон филармония открывает четвертым по счету фестивалем «Бомонд». Фестиваль разнопланов по исполнительским жанрам: здесь и классическая музыка, и литературные, и джазовые вечера, драматические постановки, хоровое пение, вокал – в общем, репертуар на самого даже очень взыскательного слушателя.

О том, как рождался этот проект, мы попросили рассказать художественного руководителя Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке, заслуженного артиста России Анатолия Иосифовича Катца.

Корр.: Фестиваль «Бомонд» проходит уже не первый год и снискал определенную популярность, приобрел своих поклонников. Но все же давайте напомним нашим читателям о том, как и почему возникла идея создания подобного проекта.

А. Катц: Впервые фестиваль «Бомонд» был задуман и состоялся в сезоне 2003–2004 годов. Идея его была такова: в названии «Бомонд» существует подзаголовок «Элита мирового исполнительского искусства на саратовский сцене». И просто очень захотелось приглашать сюда действительно настоящих именитых музыкантов – мировой исполнительский бомонд. Задумка была такова, что и в зале должен находится бомонд. Бомонд не в гламурном понятии, а в смысле того, что это должны быть настоящие квалифицированные слушатели, любящие музыку, ценящие то, что приезжают действительно настоящие мировые знаменитости, гастрольный график которых на пять-шесть лет вперед уже расписан и которые находят какую-то лазейку для того, чтобы приехать в Саратов и сыграть концерт. Потому что, по единодушному впечатлению, саратовская публика отличается от многих других провинциальных (хотя я не люблю это слово) городов России. Здесь публика очень теплая, очень знающая, очень грамотная. Правда, она в последние годы немножко стареет. Но это, между прочим, мировой процесс, за редким исключением. И все же, будучи за рубежом и в Соединенных Штатах, я видел довольно большой процент молодежи на концертах классической музыки.

Вот с этой целью и был задуман фестиваль. Кроме того, есть еще одна у нашей публики, да и у любой другой, такая странность: фестиваль привлекает большее внимание, чем просто рядовой концерт. Когда пишешь фестиваль Нейгауза, Собиновский фестиваль, фестиваль «Бомонд», еще несколько фестивалей проводятся в Саратове: фестиваль памяти Руслановой, фестиваль Паницкого – то фестивальные концерты публикой воспринимаются с большим энтузиазмом, будем так говорить.

Первый опыт прошел у нас очень удачно. И мы решили его время от времени повторять, и вот сейчас фестиваль «Бомонд–2008» будет проходить в четвертый раз.

Отличительная черта фестиваля «Бомонд» от всех прочих фестивалей в том, что это разножанровый фестиваль. Потому что, идя уже, я считаю, по нашим стопам, Собиновский фестиваль стал приглашать рок- и поп-группы: и Шевчук там был, и Макаревич, и какие-то группы, и ансамбли. Это они от нас взяли, это я точно знаю.

«Бомонд» – это фестиваль, включающий и академическую серьезную музыку, и джазовые вечера, и литературные вечера, и даже, очень редко правда, театральные постановки. В этом сезоне, в четвертом фестивале, мы открылись джазовым вечером – совершенно замечательными двумя пианистами Анатолием Кроллом и Валерием Гроховским. Гроховский меня просто потряс. Это человек, который сидит и сочиняет прямо на сцене. Неважно, что происходит в зале, он сидит и сочиняет – это есть подлинный джаз. Один из постоянных посетителей джазовых концертов мне сказал: «Вы знаете, Анатолий Иосифович, впервые за сорок лет в Саратове я услышал настоящий джаз». Это очень приятно. Вот этим концертом мы и открыли фестиваль.

Корр.: А чем еще порадует нас «Бомонд»?

А. Катц: 13 октября, регулярный, так сказать, гость Саратовской филармонии – камерный хор Московской консерватории, которым руководит наш земляк Борис Григорьевич Тевлин.

Особенность этого хорового коллектива, уникального, я считаю, что это консерваторский коллектив. У них нет штатного расписания, у них нет постоянного состава. Например, студент учится на дирижерско-хоровом отделении Московской консерватории и участвует в работе хора. Пятый курс заканчивает консерваторию, они уходят. Приходит первый курс – работа начинается сначала. Вот такой уникальный коллектив: каждый год обновляется практически, обновляется и репертуар, все время что-то новое, все время все поют. Концерты этого коллектива всегда интересны. Они замечательно поют, иногда театрализуют.

30 октября будет литературный вечер. У нас в предыдущих фестивалях «Бомонд» уже приезжали и Сергей Юрский, и Михаил Казаков, та же Елена Камбурова. На сей раз это актриса театра им. Ермоловой Ольга Москвитина. Она предложила программу «Царственное слово», где будет рассказывать о творчестве Ахматовой и читать и стихи Ахматовой, и «Реквием». В общем, она хорошая очень актриса, я знаю это, видел ее спектакли. И читает очень интересно, Это будет в зале областной библиотеки, у нас же нет своего зала сейчас, к сожалению.

Корр.: На мой взгляд, саратовцы уже получили большой сюрприз в первый день фестиваля – великолепный джазовый концерт с участием Анатолия Кролла и Валерия Гроховского. Надеюсь, на этом сюрпризы не закончатся и нас ждет еще что-то необычное рамках этого фестиваля.

А. Катц: Следующий концерт, которого мы с трепетом и надеждой большой ждем, приезд великой пары – Натальи Гутман и Элисо Вирсаладзе. Знаете, ситуация там такая: они, в общем, нам задолжали немножко, между нами говоря, потому что они обещали приехать на фестиваль Нейгауза, но приехать не смогли по разным, совершенно объективным причинам. Однако твердо обещали, что обязательно приедут. Причем играть они будут два концерта. Первый концерт сольный – 8 ноября. Вроде бы они собираются играть все пять сонат Бетховена для виолончели. Это будет называться «Посвящение фестивалю». А 9 ноября – симфонический концерт, включенный в программу фестиваля «Бомонд», где обе они будут играть концерт для виолончели с оркестром и фортепиано с оркестром. Репертуар пока не знаю. Но должно состояться, если что-то не помешает. Все-таки они великие исполнители, известные во всем мире. Мало ли что может случиться. Но мы надеемся.

А закроется фестиваль 30 ноября приездом опять же нашей землячки, солистки всех мыслимых и немыслимых оперных театров мира: и Ковент Гарден, и Метрополитен, и Ла Скала, и Большой театр в том числе – Елены Манистиной. Это роскошное меццо-сопрано сейчас известно во всем мире. Она приезжала на Собиновский фестиваль и сама пришла в филармонию и сказала: «Ну, ребята, давайте я у вас спою». И мы естественно сразу же за это дело ухватились. Она раскрыла свой талмуд, посмотрела свой график, опять же расписанный на много лет вперед, и сказала: «Вот у меня есть несколько дней свободных». 30 ноября она будет петь с оркестром арии из опер и западных, и русских композиторов. Так что, концерт будет очень интересным.

Вот такой у нас будет фестиваль «Бомонд». Мне кажется, программа его достаточно интересна, разнообразна, многожанрова. И действительно, фестиваль, аналогов которому я не знаю в российских регионах, крупных филармониях, в том числе: Екатеринбургской, Нижегородской, Новосибирской.

Корр.: Анатолий Иосифович, как Вам удается собирать такие звездные составы. Ведь, как Вы уже сказали, график их гастролей расписан на несколько лет вперед? И тем не менее, они появляются у нас?

А. Катц: Вы знаете, я все-таки учился немножко в Московской консерватории, в аспирантуре. И как-то так получилось, что за эти четыре года, которые я был в Москве, с очень многими людьми сдружился и до сих пор нахожусь в контакте, и мы все друг друга любим. Поэтому мне достаточно просто позвонить и спросить, предположим у Николая Арнольдовича Петрова: «Коля, а не хочешь ли ты приехать в Саратов?». Он каждый раз говорит: «Толечка, с удовольствием». Мы его сейчас не включили в этот фестиваль «Бомонд», но будем думать насчет следующего фестиваля. Также я могу говорить со Спиваковым, с Элисо Вирсаладзе, с Наташей Гутман.

Корр.: Получается, личные контакты все же имеют значение?

А. Катц: Вы знаете, личные контакты такого рода есть, например, и у Альберта Михайловича Тараканова. Все-таки фестиваль Нейгауза составляет он – и по количеству и по качеству приезжающих гастролеров. И Альберт Михайлович, и я, и администрация филармонии – все это делается совместно. Кроме того, у нашего директора есть огромное количество связей. Например, приезд Кролла с Гроховским – это ее инициатива, с Анатолием Ошеровичем Кроллом они вообще в большой дружбе. Так что все это коллегиальные решения.

Корр.: Несмотря на то, что фестиваль, по большей части, музыкальный, но в него вы включаете и драматические спектакли, и литературные вечера. Как все эти разноплановые жанры вписываются в один проект?

А. Катц: Точный перевод на русский язык слова «филармония» – люблю гармонию. Понятие «гармония», как я понимаю, относится не только к музыке, а ко всем видам литературы и искусства и вообще к мирозданию. Поэтому именно разножанровость привлекательна для нашей публики.

Мы ведь очень боялись за этот литературный вечер. Потому что в прошлом году приезд Казакова как-то прошел не очень активно со стороны публики. В общем, аншлага у нас не было, потому что у нас существует много конкурентов: коммерческие концертные фирмы «Аншлаг–94», «Триумф», «Московский комсомолец», которые привозят чаще все же спектакли. Кто привозит сейчас Розенбаума, я не знаю, кто привозит Губермана, я тоже не знаю. Много есть людей, которые взялись за это дело, и это хорошо. Но я просто боюсь за нашу публику: все тумбы и стенды увешаны афишами с ног до головы. Куда наша бедная публика девается и где она берет столько денег, я не знаю.

Мы очень боялись за этот литературный вечер, но до него еще почти месяц, а билетов уже нет, прибегают наши уполномоченные и просят еще билетов. И вполне вероятен вариант, что мы попросим Москвитину сделать дополнительный вечер.

Разножанровость тоже привлекает слушателей, им это всегда интересно и нам интересно. Потому что чередуются джазовый вечер и академический вечер, литературный вечер и еще один академический вечер. Преобладает, конечно же, классическая музыка.

Корр.: Как Вам все же удалось заполучить Гроховского?

А. Катц: Благодаря связям с Кроллом. Потому что Гроховский – это очень дорогое удовольствие, очень дорогое. Если нам удастся включить его в следующий фестиваль… Фестиваль «Бомонд» активно поддерживает министерство культуры, в том числе и финансово. Что произойдет сейчас с уходом Михаила Аркадьевича Брызгалова, предсказать трудно. Потому что он поддерживал нас всегда, впрочем, как и все театры. Мне очень жаль, что он уехал. Пресса подняла вокруг него такую нехорошую возню, мне это очень не нравится, причем разноголосица безумная. Одна газета мне радостно сообщает, что министр культуры уволен. На следующий день другая мне сообщает, что он приказом министра культуры РФ назначен директором музея; ничего себе, понижение в должности. А музей Глинки – это, между прочим, очень серьезная организация, занимающаяся и издательской деятельностью, и научной деятельностью, и выставочной и концертной. Так что, я очень рад за Михаила Аркадьевича.

Надеюсь, я ответил на все Ваши вопросы.

Корр.: Большое спасибо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008131352&oldnumber=460