"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 36 (461) от 23.10.2008

Нагреть руки на мусоре

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Глобальная в масштабах страны и Саратова, в частности, проблема утилизации бытовых отходов в каждом отдельно взятом городском дворе находит свои оригинальные пути решения. Ведь на тему мусора любят пофантазировать и коммунальщики, и сами жители. Особенно радикально за дело взялись в некоем «ТСЖ–4» Фрунзенского района: год назад на местных свалках заполыхали первые пожары.

Подобная картина в Саратове вообще не редкость. Иногда мусор горит прямо в контейнерах, так что даже трудно определить, для чьего глаза это зрелище слаще: местных ли дворников или местных мальчишек. Однако для жильцов домов по улице Железнодорожной в квадрате между улицами Астраханская, Вавилова и Слонова зловонные костры с некоторых пор превратились в неотъемлемую часть уличного пейзажа. Жительница дома № 15/21 по ул. Железнодорожной Людмила Алексеева утверждает, что огонь на трех окрестных мусорках стал привычным явлением с тех самых пор, как соседние с домом улицы плотно обросли магазинами.

«Самый страшный пожар был неделю назад, на свалке за магазином «Минима», куда обычно складывают пустые коробки, – вспоминает Людмила. – Около восьми вечера всю улицу вдруг заволокло черным дымом, и пошел запах гари. Жильцы сразу вызвали «пожарку», но та, видно, не успела приехать вовремя, потому что огонь перекинулся на тополь, от дерева остался один обуглившийся ствол».

Вот только сгоревшее дерево – не самое страшное последствие пожара из тех, что могли бы приключиться в тот злополучный вечер. В непосредственной близости от металлических мусорных контейнеров, возле которых и произошло возгорание, находятся частные гаражи-«ракушки» и … электрическая подстанция. Комментарии, что называется, излишни. И хотя отныне место происшествия живописует свежими следами пожара, на площадке для мусора есть зрелище и поинтересней. Уж больно красиво работники «ТСЖ–4» уложили разорванные на части коробки прямо под трубы отопления. Видимо, предстоящей суровой зимой в квартирах близлежащих домов заметно потеплеет. Лишь бы шутники не вздумали подогревать температуру в трубах проверенным способом – с помощью костра.

Аналогичная картина наблюдается на участке пересечения Железнодорожной с улицами Вавилова и Слонова. Там тоже имеются свои, почерневшие от копоти, достопримечательности: трубы и обгоревшие пни. Благо окрестные ларьки и магазины исправно поставляют пустую тару и другой крупногабаритный мусор на все три площадки. Да и сами жители, как водится, оставляют у баков все, что не жалко, вплоть до отслуживших свой век мебельных гарнитуров. Однако вывозить эти остатки былой роскоши, по уверениям людей, никто не торопится. А хлам исправно исчезает сам – в огне.

«Иногда все три помойки загораются одновременно, – говорит Людмила. – Я называю это «кострами инквизиций». Летом, когда все окна настежь, дышать просто невозможно. Да и страшно. Мало того, что огонь может перекинуться на жилые дома, так еще и в коробках все трещит и взрывается – те же лампы дневного света, в которых ртуть».

Не без оснований жильцы подозревают поджигателей в коммунальных работниках собственного ТСЖ. По словам Людмилы, одна из соседок, возвращаясь с дочкой из Детского парка, случайно услышала, как местным дворникам было дано распоряжение сжечь непомерно разросшуюся свалку. А вездесущие мальчишки якобы видели, как некие дяденьки пускали в дело жидкость из канистр – уж больно весело всякий раз занимался огонь на мусорных кучах.

Ну, да неблагодарное это дело – верить слухам. В марте этого года на отчаянный призыв жителей откликнулся областной комитет охраны окружающей среды и природопользования. В ходе проведенной специалистами комитета совместно с представителями «ТСЖ–4» проверки факты поджога на мусорках подтвердились. Но, как видно, в день экспедиции надзорных органов по местным помойкам площадки для сбора мусора странным образом пустовали, и виновные найдены не были. Как явствует из письма, управляющая данного ТСЖ Ирина Богучарская сочла нужным пояснить инспекторам, что «никаких распоряжений своим подчиненным о сжигании ТБО на контейнерных площадках она не давала» и даже «была свидетельницей того, когда сами жильцы … сжигали … старые оконные рамы и дверные коробки». Несмотря на это, предписание о недопущении возгорания мусора впредь коммунальщики все же получили. А пожары благополучно продолжились.

Собственно, те же самые объяснения «Богатей» получил и в самом товариществе, от мастера по благоустройству Татьяны Карповой. По ее словам, с огнем балуются местные хулиганы: дети или бомжи. А самому ТСЖ избавляться от коробок и пластиковой тары не с руки – ведь на нем лежит обязанность по утилизации лишь мелких бытовых отходов, которые скапливаются непосредственно в контейнерах.

Все верно. Но вот какая интригующая деталь. У большинства близлежащих торговых точек заключены контракты на вывоз отходов с неким ООО «Хапилин». Вместе с еще одной частной организацией эта фирма подрядилась оказывать аналогичные услуги заодно и всем ТСЖ Фрунзенского района. Причем, если верить слухам и газетным публикациям, учредителем данного ООО является г-н С. Исаев, он же – председатель «ТСЖ–4».

В самой фирме комментировать оное совпадение отказались. «С «ТСЖ–4» нас связывают договорные отношения на вывоз ТБО, и больше ничего», – сообщила корреспонденту «Богатея» сотрудница ООО «Хапилин». А заодно посетовала на то, что коробки на контейнерных площадках и впрямь взяли моду расти в геометрической прогрессии. Но, как заверила женщина, сладить с этой напастью организация не может – якобы потому, что вывоз крупногабаритных отходов в заключаемых между магазинами и фирмой договорах не значится. Услышав закономерный вопрос «почему?», на том конце провода нам посоветовали удовлетворить свое любопытство во Фрунзенской администрации. Впрочем, нам подумалось, что это лишнее. Ведь дело самовоспламеняющихся коробок вполне достойно того, чтобы заинтересовать сразу районную прокуратуру.


Кризис и деньги

Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ

Общественно политический и экономический журнал «Общественное мнение» и Торгово-промышленная палата Саратовской области провели 21 октября совместный круглый стол на тему набирающего обороты мирового финансового кризиса и его возможных отголосков для саратовцев. Состав участников дискуссии был весьма разнородным, как, впрочем, и оценки и выводы, звучавшие в тот день в стенах ТПП.

Во вступительном слове главный редактор журнала Алексей Колобродов привел известное американское изречение о том, что свобода слова заканчивается в переполненном театре, когда там начинается пожар. Фигурально это было адресовано к освещению проблемы в средствах массовой информации, точнее, контекст цитаты, как нетрудно понять, вмещал в себя задачу: как не допустить того, чтобы в условиях возможного финансового обвала на прессу под самыми логичными предлогами была наложена фактическая удавка, отчего пострадали бы в итоге даже те, кто и в более спокойные дни не раскрывает страницы неразвлекательных газет и не смотрит информационные программы по телевидению. Президент ТПП Максим Фатеев, сразу перейдя к чисто экономической подоплеке вопроса в его региональном измерении, отметил, что до сих пор областное правительство не обозначило своих четких позиций по кризису, который не будет «ждать», подготовится ли Саратовская или какая-нибудь другая область к нему или нет.

«Кризис не надо политизировать», – в ответ на это заявил депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия» Олег Коргунов. Ажиотажность, которая в настоящее время вольно или невольно нагнетается всюду, по мысли единоросса, проявляется на бытовом уровне, который в дальнейшем абсолютизируется, но на поверку выходит лишь то, что люди бросились в банки за своими вкладами и происходит дефицит наличности в банкоматах. А много ли граждан знают, вопрошал парламентарий, что банки сейчас повышают ставки ранее взятых кредитов?

Обсуждение выявило не только прагматический, но и в некотором смысле методологический подход. Депутат облдумы от КПРФ Сергей Афанасьев, а впоследствии проректор СГТУ Вазген Атоян призвали к научному подходу, к коллизии, увидев в нем именно концептуальный, цивилизационный кризис и даже крах той идеологической пирамиды, которая воздвигалась со времен Адама Смита. Афанасьев, возвращаясь с высот теории на саратовскую землю, резонно поинтересовался: а где гарантия эффективности для всей экономики в целом вложения денег в нынешнюю банковскую систему, что делается под флагом ее стабилизации? Это первое. И как избежать рецидива 98-го года, когда «борьба» с дефолтом вылилась в то, как установила позже специальная комиссия Совета Федерации, что многие банки и ассоциированные с ними структуры просто погрели руки на этом, а реальная экономика как была, так и осталась ни с чем? «Я недавно слушал Саркози, его соображения по кризису», – поделился с собравшимися депутат облдумы. По его впечатлению, он нашел много созвучного во взглядах нынешнего французского лидера своим представлениям по необходимости вмешательства государства в экономику, тем паче в таких нештатных ситуациях. Депутат гордумы Виктор Марков, конкретизируя тему монополизма, привел в пример данные, что как раз финансовую помощь запрашивают от государства далеко не бедные структуры, имеющие собственные банковские образования, – Газпром и нефтяные корпорации.

Веские аргументы оптимиста предъявила аудитории первый заместитель начальника Главного управления Центрального банка по Саратовской области г-жа Муфтахетдинова. Она заявила, что на территории области действует 12 самостоятельных банков, которые работают с устойчивой прибыльностью; кроме суматохи и суеты в двух-трех банках положение не имеет под собой оснований для паники. Согласно ее данным, система страховых вкладов с 2004 года – в работоспособном состоянии, на этот счет Центробанк их досконально проверял. Одним из результатов проверки стал отзыв у двух банков лицензии.

Не случайно на круглый стол были приглашены министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Федотов и депутат облдумы Леонид Писной. Судя по всему, потенциальные сбои в финансовой сфере – при пессимистическом сценарии – могут наиболее негативно сказаться прежде всего на строительной сфере, как одной из немногих обладающих заделом на рост и развитие и имеющей серьезную завязку с банками – достаточно одной только ипотечной программы. Федотов также призвал не драматизировать обстановку; во всяком случае, «со своей колокольни» он констатировал, что по производству стройматериалов саратовские строители не зависят ни от зарубежных импортеров, ни от отечественных производителей. Хотя не исключено, что часть строительных объектов, не связанных с жилым комплексом, будет в самое ближайшее будущее приостановлена (торговые комплексы, объекты логистики). По ипотеке вырисовывается не вполне радужная картина. К сожалению, признал Федотов, в последние месяцы произошло резкое ужесточение требований к банкам-заемщикам и увеличение процентной ставки. «Мы в прошлом году говорили о возможности такого сценария», – уточнил министр и посетовал, что федеральные власти «не услышали наш голос» и практически вывели из-под своей опеки столь социально значимое направление в финансовой сфере, как ипотечное кредитование.

Леонид Писной привел поговорку «нет худа без добра», проиллюстрировав ее тем, что если бы не такие встряски, как кризис, которым все грозят, у нас не развивалась бы так, как надо, конкуренция, и не только в строительстве. Но с другой стороны, парадоксально для нашей страны, когда при значительно меньшем (в разы), чем за границей, количестве машин и вводимых квадратных метров наблюдается кризис ликвидности. Поддержав коллегу по облдуме Афанасьева, Писной высказал опасения, что при недостаточно грамотной политике мы рискуем создать условия для скупки валюты и финансирования через биржу банков, которые сегодня нуждаются в помощи. Но мы можем не дождаться того момента, когда государство возьмет этот процесс под жесткий финансовый контроль, и потому совсем не исключено, что могут начаться массовые неплатежи, все поработают пару недель на доверии, на обещаниях, что вклады будут выдаваться, а на самом деле за углом замаячит самый настоящий «военный коммунизм» с талонами и прочей знакомой атрибутикой, не раз бравший в клещи российскую экономику. Выход в тщательной продуманности, комплексности и сбалансированности между различными интересами мер. Для чего, собственно, и созываются, подобные круглые столы.


Как сообщить о преступлении

Игорь САЛЬНИКОВ

В этом тревожном мире каждый из нас может стать жертвой преступления. Это не обязательно разбой, избиение и изнасилование, но и оскорбление, мошенничество, коммерческий подкуп и еще 350 с лишним статей УК РФ.

Расследовать уголовные дела имеют право довольно много органов – милиция, прокуратура, таможня, судебные приставы-исполнители, ФСБ, Федеральная пограничная служба и т. д. Как правило, люди не разбираются в тонкостях подследственности: какой именно правоохранительный орган какое преступление должен расследовать, и идут в милицию. И если театр начинается с вешалки, то раскрытие преступления – с приема сообщения о его совершении. Именно на этом этапе заявителя могут подстерегать довольно большие трудности.

Начнем с того, как должен происходить прием сообщений о преступлении. Этот вопрос регулируется ст.ст. 144–145 УПК РФ и Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 985 от 01.12.2005 г.

В соответствии с ними, сообщения о преступлениях подразделяются на заявления, явки с повинной и рапорты сотрудников милиции в случае самостоятельного обнаружения ими преступлений. Явки пишут преступники, рапорты милиционеры, а потерпевшие обращаются с заявлениями. Важно знать, что человек не обязан подавать заявление именно в письменном виде, оно может быть устным и оформляется соответствующим протоколом. Какой-либо обязательно установленной формы для заявлений не существует, в нем только должно быть указано, куда оно подается, кем (фамилия, имя, отчество, адрес), само сообщение о преступлении, подпись. Анонимные заявления и заявления без адреса не рассматриваются. Если вы точно не знаете, как называется должность начальника подразделения милиции, в которое обращаетесь, а также не знаете его фамилию, то можете просто написать «в такой-то отдел внутренних дел». К тому же, если вы пришли непосредственно в отдел (управление), можете узнать это из вывесок на стенах или от кого-либо из сотрудников.

Пункт 7 Инструкции гласит, что поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Допустим, если вы в Москве на улице Тверской радовались историческим победам российского футбола на Чемпионате Европы 2008 года и вас кто-то на радостях немного побил и ограбил, то вам вовсе не нужно снова ехать в Москву, чтобы подать заявление, вы можете сделать это в любом органе внутренних дел. Даже если с вами что-то произошло несколько лет назад, заявление у вас все равно обязаны принять. В заявлении не надо расписывать подробности случившегося с вами, указывать точную квалификацию содеянного и т. п., вам надо лишь сообщить об имевшем место факте. Я бы порекомендовал писать заявления по формуле «дата, время, место, факт», то есть в пределах 1–2 предложений указав, когда, где и что с вами случилось. Необходимо отметить, что относительно места подачи заявлений о преступлениях речь идет именно о любом органе внутренних дел, а не об отделе (управлении). Круг органов значительно шире – это может быть и участковый пункт милиции, и стационарный пост, и лицензионно-разрешительная инспекция, и подразделение по делам несовершеннолетних, приемная начальника ГУВД области, хозяйственная часть. Кроме того, в соответствии со ст. 18 закона РФ «О милиции» сотрудник милиции на территории России независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции. Иными словами, находится сотрудник милиции в отпуске, идет где-то в Лазаревском в плавках по пляжу, в этот момент к нему подбегаете вы и говорите: «Примите заявление о преступлении». В соответствии с законом сотрудник милиции обязан его у вас взять и доставить в ближайшее подразделение.

Однако надо помнить, что, обладая такими правами, вы получаете и обязанность, и ответственность. В соответствии со статьей 306 УК РФ за заведомо ложное сообщение о преступлении предусмотрена уголовная ответственность. Сразу уточню, что ответственность наступит лишь тогда, когда будет установлено, что вы знали, что преступления не было, но сообщаете о нем. Донос о преступлении не будет заведомо ложным, если вы в момент обращения в милицию не знали о том, что преступления на самом деле не было, или если вы сообщаете о действительно имевших место фактах, которые, как впоследствии выяснится, не являются преступлением. Первый случай: вы сидите дома у окна и видите, как из окна на первом этаже соседнего дома кто-то вытаскивает телевизор. Думая, что это кража, вы сообщаете об этом в милицию, но позже оказывается, что хозяин полутораметровой плазменной панели не может протащить ее в дверь из-за изгибов коридора и решил сделать это через окно. Нет проблем. Вы не знали подробностей, действия походили на кражу. Вы, как добропорядочный гражданин, сообщили об этом куда следует. Не менее правомерными ваши действия будут, если происшествие с телевизором вы не видели сами, а услышали об этом от соседа.

Второй пример: знакомый взял у вас довольно большую сумму денег взаймы на 2 месяца, прошло уже 6, а он деньги все не отдает. На ваши расспросы кормит вас «завтраками». По вашему убеждению, он просто мошенник, о чем вы и сообщаете органам внутренних дел. На самом деле оказывается, что умысла на хищение у вас денег путем обмана или злоупотребления доверием у него нет, просто он неверно рассчитал коммерческие риски и ваши деньги у него «прогорели». Никакого состава преступления в его действиях нет, а вам дорога в суд – подавать на него иск, арестовывать имущество и т. д. Во всех этих и любых других случаях заявление у вас обязаны принять.

На практике так получается не всегда, поскольку распространены случаи укрывательства сотрудниками милиции преступлений от учета, с целью улучшения своих статистических показателей, что является следствием «палочной системы» отчетности. Поэтому бывает, что гражданина, обратившегося в дежурную часть, сотрудник милиции отговаривает не подавать заявление. Делаться это может как в грубой форме (типа «пошел вон», «иди отсюда» и т. п.), так и в мягкой. При «мягкой» форме сотрудник милиции сетует на перегруженность, практическую невозможность раскрытия совершенного в отношении вас преступления. Оказывая моральное воздействие таким образом, он может привести вас к мысли, что все равно ничего сделать нельзя, похищенная, к примеру, у вас вещь все равно найдена не будет, зато придется ходить на допросы, после чего вы сами попросите его не регистрировать ваше сообщение. Возможны «придирки» к вашему заявлению: нет доверенности, документов на похищенный сотовый телефон, с момента пропажи человека не прошло 3-х дней и т. п. Вам надо знать, что эти рассуждения не основаны на законе, как говорит В.В. Путин, «выковыряны из носа и размазаны по бумажкам».

Так, для подачи заявления об исчезновении человека не нужно выжидать никаких дней, отсутствие приложений к заявлению не является основанием для отказа в его приеме. Наоборот, ведомственные приказы четко гласят, что заявление должно быть принято в любом виде. Грубо говоря, если вы придете в милицию и подадите заявление, что облака на небе сложились в слова о том, что вас хотят убить, несмотря на то, что это бред, сотрудник милиции все равно должен принять у вас такое заявление, а уже потом дать оценку содержащейся в нем информации. Важный момент: заявление должно быть зарегистрировано, а заявителю выдан талон в его получении. Некоторые находчивые сотрудники милиции принимают заявления, но не регистрируют их, не выдают талон. Доверчивым гражданам они объясняют, что пока не будут давать заявлениям ход, а когда преступники будут найдены, тогда и проведут регистрацию. Иногда доходит до анекдотических ситуаций: у мужчины похитили сотовый телефон, он позвонил по нему и ему ответили похитители. Сообщив об этом в милицию, он получил совет вести со злодеями радиоигру, выводить их на контакт и приносить отчет об этом в дежурную часть. При этом его заявление не зарегистрировали. Другой вариант – вам могут предлагать довольно странные формулировки заявлений: «прошу зафиксировать факт», «прошу мер не предпринимать». В принципе, уголовное дело по факту преступления возбуждается независимо от воли потерпевшего (кроме нескольких статей УК РФ), например, даже если вы против возбуждения дела по краже кошелька из кармана, его обязаны возбудить; но такой настрой сотрудников милиции и такие предложения должны дать вам четкий сигнал, что вашим заявлением скорее всего, увы, заниматься не будут.

Так как обеспечить спокойствие своих нервов и защиту прав при обращении в милицию? Начнем с того, что если преступление, совершенное в отношении вас, не требует экстренного вмешательства (например, мошенничество, неуплата алиментов и т. п.), то заявления в милицию можно отправлять почтой, заказным письмом на адрес отдела, в чьем районе совершено преступление. Практика показывает, что заявления, попавшие в канцелярию, никуда не исчезают. Если ситуация требует оперативного вмешательства, совет такой: напишите заявление до прихода в милицию, снимите с него копию. Приходите к окошку дежурной части вместе с обоими экземплярами. Подлинник передаете милиционеру, копию – себе, предложив ему расписаться на ней в получении. После этого потребуйте у него выдать вам специальный талон. Если ваше заявление дежурный не принимает, не утруждайте себя спорами. Обратитесь к начальнику отдела или его заместителям, в прокуратуру соответствующего района. Помните главное – вы никому ничего не должны. Сотрудники милиции не создают прибавочный продукт, а делают определенную работу, за которую даете им деньги вы, уплачивая налоги.


Кто разгонит тьму над бюджетом города?

Александр НИКИТИН Председатель СПЦ «Солидарность»

В спецвыпуске «Саратовской панорамы» от 4 октября 2008 года опубликован проект решения Саратовской городской думы

«О бюджете города на 2009 год» и проекты 11-ти документов, совокупность которых нам и предлагается считать за проект городского бюджета на 2009 год.

На 5 ноября в 10 часов в помещении администрации Волжского района г. Саратова (Соборная площадь, д. 3) назначены публичные слушания по проекту городского бюджета на 2009 год.

Ознакомившись с опубликованными приложениями к проекту решения по городскому бюджету, невольно испытываешь разочарование. Никаких подвижек в объеме и качестве информации по проекту бюджета не произошло. Убедиться в этом несложно. Достаточно сравнить опубликованный проект бюджета с предыдущей публикацией в прошлом году.

Предлагаемый нам для размышления и обсуждения объем бюджетной информации, который по-прежнему ограничивается исключительно ведомственной росписью, как и прежде, не дает нам, жителям, сделать главный и принципиальный вывод, что бюджетные деньги не будут разворованы и разбазарены, а будут использованы наиболее рациональным и эффективным образом. Как бы ни хотелось нам, жителям города, истосковавшимся по честной и открытой городской власти, погордиться и порадоваться за нашу наконец-то радикально обновленную городскую власть, видимо, долгожданная радость откладывается, по крайней мере, до предстоящих публичных слушаний.

Жители и чиновники по-разному видят городской бюджет?

Без убеждения, что с городским бюджетом полный порядок, что цели и приоритеты в нем расставлены правильно, мы, жители, не можем быть спокойными за порядок и чистоту в городе, за слаженную работу городского транспорта, за качество обучения наших детей в школах и оказываемой нам медицинской помощи в больницах и поликлиниках и еще за сотни других, менее заметных городских услуг, способных при дезорганизации и запущенном финансировании отравить нам повседневную жизнь.

Насколько широк разрыв между представлениями администрации города Саратова об основных параметрах и приоритетах опубликованного проекта бюджета, подлежащего принятию депутатами, и пожеланиями неравнодушной части жителей города, заинтересованной в максимальной открытости бюджета, судить трудно. Однако общее представление об имеющейся трещине наглядно показали недавно прошедшие публичные слушания по экологической программе и по градостроительной политике, где затрагивалась проблема желательности направления бюджетных средств на «расшивку узких мест» в городе Саратове. Объективности ради надо признаться, что этот факт отнюдь не исключает, что подавляющая масса присутствующих на этих слушаниях не только не проявит интерес к опубликованному проекту бюджета, а из-за прирожденной лени и свойственного нам нелюбопытства либо из-за по-детски наивной веры в честность и прозорливость городских чиновников, но даже не заметят эту более чем важную для них публикацию.

Во всяком случае, прошлогодние острые вопросы неравнодушного общественника А.П. Журбина о том, включены ли в проект бюджета и в каком объеме расходы по проведению в городе Саратове жилищно-коммунальной реформы, и в этом проекте бюджета на 2009 год остались без ответа, наглядно демонстрируя всю степень непрозрачности опубликованного проекта.

С моей точки зрения, единственная возможность, которая бы сняла проблему доверия жителей города Саратова к компетентности городских чиновников, формирующих очередной бюджет, это опубликовать проект бюджета в таком подробным виде, чтобы, например, каждый житель Саратова мог сам, самостоятельно ознакомившись с проектом, решить, нашли ли в статьях проекта бюджета отражение интересующие его затраты на образование, здравоохранение, культуру и на проведение жилищно- коммунальной реформы и в каком объеме. Кто, например, из перечисленных главных администраторов доходов (здесь мы находим, например, городскую поликлинику № 4 комитета здравоохранения города Саратова, МОУ гимназия № 2 г. Саратова, МДОУ детский сад № 209 Ленинского района г. Саратова и еще многие другие учреждения и организации культуры, образования и здравоохранения, на которых проектом бюджета возложена обязанность зарабатывать деньги от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также от благотворительных взносов для городской казны), но при этом от нас, жителей города, сокрыта во мраке информация, какой конкретно доход в рублях каждое такое учреждение должны принести казне города и какая сумма бюджетных средств каждому из них выделена в будущем году, а также на какие цели эти бюджетные деньги ими будут израсходованы.

Многим жителям, насколько мне известно, интересно было бы узнать, какие средства выделены на ремонт дорог в городе и какие именно дороги планируется отремонтировать за счет города в 2009 году.

Обеспечение плодотворной и тяжелой деятельности одного депутата городской думы нам, жителям, в 2009 году обойдется в среднем в 3 млн 646 тыс. рублей, а содержание только центральной городской администрации в 574 млн 519 тыс. рублей. Очень многим жителям хотелось бы поподробнее разобраться в этих вопросах. Куда идут городские денежки и на что. Например, какие заработные платы и социальные льготы запланированы в 2009 году персонально у наших городских депутатов и ведущих городских чиновников, чтобы каждый горожанин мог оценить, по достоинству ли оплачивается этот титанический труд и способны ли отцы города, получая такое вознаграждение, осознать нужды и проблемы среднего обывателя.

Видимо, городские чиновники и городские депутаты считают, что нам, жителям, знать эти данные совсем необязательно. Да и им так удобно, не так, должно быть, стыдно.

Зачем городским бюрократам

мутный бюджет?

Уважаемые читатели, которые наблюдают ход нашей городской жизни не с обломовского дивана и не по передачам саратовского ГТРК, наверное, обратили внимание на следующие из года в год повторяющиеся обстоятельства:

а) ни одна депутатская группа в городской думе, ни даже отдельный депутат не обнародовали перед публичными слушаниями особой позиции и даже отдельных замечаний по проекту бюджета;

б) оргкомитет публичных слушаний не опубликовал и не вынес на обсуждение жителей Саратова необходимые для этого документы: заключение по проекту бюджета городской контрольно-счетной палаты, концепцию городского бюджета и заявки, составленные получателями бюджетных средств;

в) ни одна из политических партий (ни одна!), претендующих на роль защитников интересов народных масс, причем как представленные, так и не представленные в Саратовской городской думе, со своими замечаниями по проекту городского бюджета не выступили, который раз показав населению, что у их вождей главная задача пробиться к бюджетному пирогу и добыть свой кусок пожирней, а не делать бюджетный процесс прозрачным и подконтрольным жителям;

г) даже самые обиженные распределители бюджета не решаются рассматривать публичные слушания полезным и, возможно, самым последним инструментом, дающим им хотя бы маленькую возможность пересмотреть бюджетные приоритеты в пользу своего ведомства.

Это означает, что все бюджетные номенклатурные баталии если и были, то нас, городских жителей, решено было в них не посвящать.

Из этих примечательных фактов можно сделать, на мой взгляд, только два вывода.

Первый. Проект городского бюджета подготовлен исключительно квалифицированно и даже идеально, настолько идеально, что публично оспаривать приоритеты и запрограммированные суммы невозможно.

Второй. Степень коррумпированности делителей и получателей бюджетных средств столь высока, что даже в принципе не может быть речи, чтобы сбросить черную пелену с тайны бюджетной кухни. Другими словами, бюджет распилен по понятиям, все городские депутаты и главные управленцы города допущены к бюджетному пирогу. Всем нам, жителям города, мимо которых пронесли бюджетный пирог, остается только радоваться карьерным успехам немногих городских избранных, личное благосостояние которых в будущем году увеличится на несколько десятков, а то и сотен миллионов рублей.

Интересно, уважаемые читатели, какой из этих выводов вы считаете правильным?

К слову, в прошлом году я в одной из статей, опираясь на мнение некоторых специалистов, высказал предположение, что до 25 % городского бюджета, а это несколько миллиардов рублей, ежегодно разворовывается и разбазаривается. Вы не поверите, уважаемый читатель, но возражений против этого предположения ни от администрации города, ни от депутатов городской думы не поступило. Как тут не вспомнить дедушку Крылова: «А Васька слушает, да ест!»

Как сделать бюджет прозрачным

Сегодня необходимо постоянно, при каждом удобном случае, без истерики и злопыхательства говорить и напоминать чиновникам городской администрации и депутатам Саратовской городской думы о важности раскрытия бюджетных тайн для жителей города.

Еще более важным было бы организовать широкое движение городских жителей за прозрачный городской бюджет. Организовать такое общественное давление на городских чиновников и городских депутатов, под гнетом которого они бы не только утратили радостное чувство хозяев на празднике номенклатурной жизни, но чтобы в них возрастало чувство неконтролируемого страха утратить свои теплые и доходные места, если проигнорируют так однозначно сформулированную народную волю.

Правда, для этого нужны энтузиасты, готовые не за страх, а за совесть организовывать пикеты, митинги и демонстрации, печатать и раздавать листовки, совершать иные активные действия в интересах общественного блага и собирать материальные средства, которые без поддержки богатых городских жителей и бизнесменов в необходимых объемах собрать трудно.

Если все же появятся энтузиасты, то наш правозащитный центр «Солидарность» готов предоставить им место для своих организационных встреч.

Что касается меня, то на предстоящие 5 ноября бюджетные публичные слушания мной поданы следующие предложения:

1. Перед вынесением проекта бюджета в Саратовскую городскую думу для утверждения опубликовать для всеобщего сведения:

– все поданные заявки получателями бюджетных средств на 2009 год;

– согласованные заявки с главным распорядителем бюджетных средств на 2009 год;

– экспертное заключение по проекту бюджета на 2009 год контрольно-счетной палаты;

– прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый 2009 год;

– основные направления бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый 2009 год;

– план развития муниципального сектора экономики на 2009 год;

– анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый 2009 год.

2. Предусмотреть в бюджете города Саратова на 2009 год средства для опубликования полного и подробного до рубля отчета об исполнении бюджета города Саратова за 2008 год, то есть на таком уровне прозрачности, чтобы исключалась сама возможность сокрытия воровства и злоупотреблений с бюджетными средствами, а также чтобы отчет по бюджету включал в себя полные и подробные отчеты всех без исключения муниципальных учреждений, предприятий и организаций.

3. Предусмотреть в бюджете города Саратова на 2009 год средства для обеспечения прозрачности и гласности процесса подготовки проекта бюджета на 2010 год и общественного контроля со стороны жителей города Саратова и опубликовать:

– все поданные заявки получателями бюджетных средств на 2010 год;

– согласованные заявки с главным распорядителем бюджетных средств на 2010 год;

– экспертное заключение по бюджету контрольно-счетной палаты;

– прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый 2010 год;

– основные направления бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый 2010 год;

– план развития муниципального сектора экономики на 2010 год;

– анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый 2010 год.

Очень важно, чтобы мы, жители города, 5 ноября 2008 года оставили свои повседневные дела и подумали о самих себе, о своих детях и близких хотя бы на один год вперед и попытались отогнать кота Ваську от уворованного куска мяса. Для этого надо совсем немного. Явиться на публичные слушания и честно и активно добиваться, чтобы выше указанные мной предложения были приняты на публичных слушаниях.

Я думаю, неужели на наш миллионный город не найдется триста-пятьсот неравнодушных и честных граждан, имеющих возможность в 10 часов утра 5 ноября, взяв свой паспорт, придти и зарегистрироваться в администрации Волжского района в качестве участника публичных слушаний?

Ну а те, кто по уважительным причинам не смогут сами явиться и стать непосредственными творцами местной городской истории в качестве участников публичных слушаний, неужели они не смогут взять чистый лист бумаги, переписать мои предложения и сдать их до 1 ноября 2008 года в организационный комитет в кабинет № 103 администрации города Саратова

ул. Первомайская, дом 78? Неужели на миллионный город таких не найдется всего-то одной тысячи человек?

Хотелось бы, чтобы каждый прочитавший мою статью задал себе простой и одновременно важный вопрос: Если не ты, то кто? Если не сейчас, то когда?

Если есть такие, кто положительно отвечают на эти вопросы, но не знают, как выразить и оформить свое отношение к проблеме прозрачности городского бюджета, просим обращаться в СРОО ИЧ Саратовский правозащитный центр «Солидарность» к Никитину Александру Дмитриевичу (г. Саратов, ул. Московская, дом 92, ком. 4, телефон 27–77–17).


Настоящий полковник

Сергей НИКОЛАЕВ

Тема рейдерства не сходит в последнее время с газетных полос. Весьма актуальна она и для Саратова. Обычно рейдерством занимаются предприниматели, используя при этом силовые структуры и судебные инстанции. Военнослужащие в рейдерских захватах замечены не были. Пока.

Полковник Александр Шинкаренко, возглавляющий ФГУП «9 ЦАЗР» (Центральный автомобильный ремонтный завод), мог бы послужить образцовым примером для старших офицеров Российской армии. Александр Владимирович не только на протяжении многих лет успешно руководит энгельсским заводом по ремонту бронетехники для армии, но и являет собой образец армейской смекалки и находчивости.

Один из подрядчиков ФГУП – завод ООО «Прогресс», расположенный в Саратове в районе ВСО, год назад получил от Шинкаренко в аренду колесно-токарный станок «Rafamed» UBB 122. Договор № 63/1 от 29.10.2007 г. заключен между ООО «Прогресс» и лично Александром Владимировичем, как физическим лицом. Арендная плата за пользование станком составляет 200 тысяч рублей в месяц. Откуда в собственности у начальника военного завода появился токарный станок, остается только догадываться. Как сказал Михаил Жванецкий: «Кто что охраняет – тот то и имеет». Однако не будем строить догадки, а просто порадуемся за находчивого полковника, сумевшего организовать себе такую солидную прибавку к и без того немаленькому жалованию.

Среди обывателей с перестроечных времен бытует стереотип о бедности российских военных. Дескать, рост их зарплаты отстает от инфляции. Самих военных иногда по уровню доходов ставят сразу за учителями и врачами. На самом деле это не так. Например, полковник Шинкаренко, которому федеральный закон «О статусе военнослужащего» не позволяет заниматься коммерческой деятельностью, смог (вероятно, на зарплату) не только приобрести дорогостоящий станок, но и отдавать значительные суммы в рост. С апреля по июль 2008 года Шинкаренко передал ООО «Прогресс» почти полтора миллиона рублей по четырем договорам займов. Александр Владимирович не просто одалживал предприятию деньги, а отдавал их под проценты. Отметим, что полковник-ростовщик за сверхприбылью не гнался. Деньги давал под 7,5 процентов годовых. Если бы Александр Владимирович разместил свои сбережения в каком-нибудь консервативном банке, то проценты его по вкладу были бы раза в полтора больше. Возможно, что Шинкаренко не гнался за наживой, а хотел прокредитовать партнеров руководимого им предприятия по льготным процентным ставкам. Но есть также и предположение, что он преследовал и другие цели.

13 октября 2008 года на завод «Прогресс» поступил целый пакет документов от Шинкаренко. Часть документов напечатана на бланках ФГУП «9 ЦАРЗ» и подписана его начальником, часть – многоликий полковник подписал как гражданин. И ФГУП «9 ЦАРЗ», и лично Шинкаренко хотели от «Прогресса» только одного – денег. Причем Шинкаренко, выступающий как кредитор, требовал досрочного погашения ссуды. Кроме того, Шинкаренко и юрист ООО «Прогресс» Федор Казан оказались обладателями долговых обязательств «Прогресса» перед другими юридическими лицами на сумму примерно 300 тысяч рублей каждый. Казан был принят юристом на «Прогресс» по протекции Шинкаренко и, по слухам, приходится ему племянником. Зачем им понадобилось выкупать долги завода у третьих лиц, остается только догадываться. Возможно, для того, чтобы в один прекрасный день выдвинуть свои требования. Ситуация с ООО «Прогресс» напоминает нынешний банковский кризис. Когда у надежного банка, активы которого значительно превышают его обязательства, внезапно побежали вкладчики, возник кризис. И теперь инициаторы слухов о банкротстве по дешевке покупают бизнес.

По мнению директора завода Н.Н. Изотова, аккумулирование долгов завода в одних руках произошло не случайно: «Все это напоминает рейдерский захват», – говорит Николай Николаевич.

На следующий день после предъявления требований к заводу «Прогресс» между директором завода, обладателем 90 процентной доли, и супругой предприимчивого полковника Еленой Шинкаренко был заключен договор уступки доли в уставном капитале ООО «Завод Прогресс». Согласно этому договору, 90 процентов доли завода Елена Владимировна приобретала за 4 миллиона 850 тысяч рублей. При этом, в соответствии с договором, часть доли считалась переданной с момента подписания документа, а денежный расчет должен был произвестись до 28 февраля будущего года.

По некоторым оценкам, стоимость завода «Прогресс» оценивается в 100 миллионов рублей. С этой оценкой можно поспорить. Но давайте вернемся к договору аренды станка, принадлежащего Шинкаренко. Согласно этому договору, станок приносит Александру Ивановичу 2 миллиона 400 тысяч рублей ежегодно. То есть, по мнению четы Шинкаренко, стоимость двухлетней аренды токарного станка равна стоимости завода, на котором он работает. А в то, что Александр Владимирович не знал о сделке, совершенной его супругой на следующий день после предъявленных им требований, трудно поверить. Вообще, покупка менее чем за 5 млн рублей завода, одни только производственные и административные помещения которого составляют 3,5 тысячи квадратных метров, могла бы стать самой удачной сделкой четы Шинкаренко.

Эта сделка, противоречащая не только экономическим законам, но и элементарному здравому смыслу, была отменена по требованию второго держателя доли завода Ольги Павловой. В соответствии с уставом ООО «Завод Прогресс», участники общества имеют первоочередное право выкупа доли.

После срыва сделки Шинкаренко начал боевые действия с армейской стремительностью и натиском. 16 октября он прибыл на «Прогресс» после окончания рабочего дня. Через проходную Шинкаренко прошел с Казаном, которого охрана пропустила как сотрудника завода. В заводоуправлении велась уборка, и двери кабинетов были открыты. После визита полковника и юриста из сейфа пропали уставные, некоторые бухгалтерские документы и 530 тысяч рублей. Заявление от Изотова в РУВД Ленинского района поступило на следующий день после исчезновения документов и денег. Пока этим делом занимаются милиционеры, но не исключено, что в ближайшее время к нему подключится и военная прокуратура, ведь уголовные дела, по которым проходят военнослужащие, исключительно в ее ведении.


Аномальные явления и их тени

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Изобилие аномальных природных проявлений в некоторых местностях, таких, как Медведицкая гряда в Волгоградской области, село Барденево в Калужской и Прихоперская аномальная зона в Воронежской областях, многих приводит к мысли о внеземном влиянии на эти места. Неопознанные летающие объекты просто обязаны были появиться для подтверждения подобных предположений. Они и появляются. Охота за НЛО составляет одну из достопримечательностей нашего времени вообще и Медведицкой гряды, ближайшей к нам «непознанной планеты»,

в частности. Достоверность их как бы считается установленной. Множатся и версии, пытающиеся объяснить аномалии.

Об одном таком классе явлений, с которым столкнулся и автор, пойдет разговор в сегодняшней статье.

Появление высокочувствительной цифровой техники увеличило количество наблюдателей и наблюдаемых явлений НЛО. Да и возможности ее таковы, что она служит дополнительным фактором убедительности. А если еще накладываются и некоторые побочные обстоятельства, которые иначе как мистикой не назовешь, то в достоверности уже мало кто сомневается. Во всяком случае, верящих в действительность запечатленного на снимке объекта и интерпретации его в этом качестве оказывается гораздо больше, чем скептиков. С этим феноменом столкнулся и я, в обстоятельствах, совершенно не связанных с охотой «на зеленых человечков» или НЛО.

Дух Парусинова. Лаборатория

катастроф

Фотосъемку я проводил совершенно по другому поводу, решил сфотографировать «реликтовую» стенку времен изготовителя чугунной лестницы Парусинова, которая предполагалась к сносу в процессе сильно затянувшегося ремонта в 6 корпусе СГУ. Этот корпус оснащен православным крестом «домового храма», закрепленным снаружи на стене здания, обращенной на Московскую, так что его макушка торчит прямо за окном кабинета руководителя кафедры геоэкологии, расположенной этажом выше. Вот он-то, крест, да еще – этажом выше кафедры – помещение духовно близких к религии, но несвойственных государственному светскому образовательному учреждению Ассоциации православных ученых, и были «побочными обстоятельствами». То есть обстоятельствами, придававшими рядовому делу – фотосъемке – какой-то эзотерический привкус. И дух Парусинова как бы материализовался в деревянной, истлевшей, с почти отбитой штукатуркой стене. И совершенно абсурдистскую драматургию строительному бедламу придавало то, что еще выше располагалась… «Лаборатория катастроф». И фантастический хаос ремонтного пространства услужливо вытащил откуда-то из подсознания игривую мысль: интересно, как она их, катастрофы, там моделирует? И уж не лаборатория ли породила весь этот бедлам, а, может, и вызвала «дух Парусинова»?

Шутка шуткой, но после просмотра отснятых фотоснимков «дух» и в самом деле проявился, причем своеобразно. На двух снимках, сделанных с промежутком в несколько секунд из одной точки, в совершенно одинаковых условиях и в одном режиме (со вспышкой), «дух» был только на одной. Он выглядел как множество размытых полупрозрачных кружков. Отличие снимков было только в одном: на первом из них по ступеням лестницы, к объективу спиной, поднимался человек. На втором он дошел до лестничной площадки и стоял лицом к объективу. Именно на этом снимке появились «духи». Слетелись, как мухи или комары. Желая убедиться, что имею дело не с дефектом аппарата, я спустя пару дней повторил съемку сразу двумя фотоаппаратами. Ремонт по-прежнему шел на всех этажах, и духи, будто растревоженные этим обстоятельством, а может, предыдущей съемкой, похоже, и не покидали «нехорошее» место. Они роились в еще большем количестве. «Ну и местечко!» – подумалось мне тогда. Истинный хаос «мыслеформ» самого пространства плюс хаос ремонта – да тут только и место дьяволам и иной нечисти, никакой крест не поможет.

Сложилось так, что через несколько дней мне довелось оказаться с экспедицией в селе Куракино Пензенской области и посетить заброшенную церковь в этом селе. Естественно, и я сам, и другие участники экспедиции не отрывались от фотоаппаратов, стремясь запечатлеть каждую деталь этого образца поистине «эстетики распада». Было что-то трагичное в величавом куполе церкви с образовавшейся в нем за последние годы дыре – предшественницы обрушения. И что за черт! На снимках, сделанных внутри церкви, в главной, подкупольной зале – трапезной – порхали «духи», будто привезенные из Саратова. И явились они не только мне, но и некоторым другим участникам экспедиции, делавшим съемку в том же месте! Духи на разных фото располагались в различных местах фотоснимков, они будто плавали в подкупольном пространстве, несколько в стороне от рокового отверстия вверху. О дефектах техники здесь не могло идти и речи. И снова побочное, но почти типичное обстоятельство – заброшенная церковь, разрушение, угроза обрушения – будто работает дьявольская «лаборатория катастроф».

А еще через несколько дней экспедиция была уже в Зубрилове – имении князей Голицыных. Дворец стоял в строительных лесах, внутренние помещения и даже цокольный этаж с загадочной «изумрудной комнатой» были очищены от мусора и доступны для осмотра. Разрушенный в советское и постсоветское время остов дворца несколько лет назад выкупил и задумал реставрировать известный предприниматель Батурин. Понятно, что и эти останки памятника истории не остались без пристального внимания фотографов экспедиции, в том числе и цокольный этаж, темное почти подземелье. Но и там, в хаосе разрухи и запустения, никому и в голову не приходило, что они фотографируют нечто большее, чем «эстетику распада». Только много позже, просматривая все сделанные фото, увидели, что и в темных полуподвальных помещениях, как и над «домовым храмом» университета в Саратове, как и под куполом церкви в Куракино, витают те же самые бесплотные, будто сделанные из тумана, сгустки – словно мистические «духи» когда-то живших здесь людей. Думаю, что появись на снимках образ кого-то из князей Голицыных, мало кто удивился бы. Место самое подходящее для привидений, а убедить людей в реальности этих сущностей за последнее время сильно постаралось телевидение. Но все-таки совпадение «побочных» факторов во всех трех случаях было очевидно, и с этим стоило дотошно разобраться.

Разбор «духовных» полетов

О явлении, казавшемся нам загадочным, нашлась масса информации в Интернете. Наши «духи» имели даже название» «шары праны» и были настолько вездесущи, что встречались и в гробницах фараонов, и в индийских храмах, и вообще всюду, где пахло тленом, распадом, хаосом. И как следовало из одного из сообщений, они весьма охотно слетались во время медитаций и тому подобных «духовных» упражнений. Вот как «настраивает» посетителей один такой сайт: «Следим, собираем информацию о шарах праны: Предлагается еще один инструмент для объективного фиксирования когерентности поля при медитации по технике TM (трансцендентальная медитация), а также в ее углубленном варианте – программе ТМ-Сидхи, включая йогические полеты. Этот метод, на наш взгляд, является дополнением к другим методикам, применяемым для изучения явлений, связанных с ТМ (эффект Махариши, когерентность и пр.) – измерения электроэнцефалограммы мозга, частоты пульса и дыхания, электрической проводимости кожи. Шары праны фиксируются, как правило, на цифровую фотокамеру, лучше в режиме со вспышкой, в местах проведения медитаций, молодежных собраний (концерты, шоу, КВН), т. е. когда присутствует положительная, созидательная энергия. Присылайте свои интересные фото, делитесь впечатлениями».

Вдумаемся, какие приемы в этом тексте применяются для создания большей убедительности. С одной стороны, используются слова, свойственные научной терминологии (объективность, когерентность поля, энцефалограмма мозга и другие). С другой – они стоят рядом с терминами, которые в науке если и используются, то лишь для обозначения феноменов, далеких от методов, какие применяются в науке (трансцендентальная медитация, йогические полеты). Правда, не обошлось и без фиксации чисто физических условий появления шаров праны: цифровая фотокамера, наличие вспышки, концерты, шоу, КВН. Правда, терминов типа «положительная, созидательная энергия» в естественных науках нет. Это типично антинаучная терминология. Исследования шаров праны, по научной методике, четки, понятны и доступны для повторения. Вот пример такого подхода, описанный в Интернете: «В последнее время все больше снимков делается цифровой техникой … возможности современной цифровой техники позволяют рядовым пользователям почувствовать себя профи.

Естественно, с появлением цифры проявились и различные эффекты, которые несведущие люди могут принять за проявление чего-то необычного – аномального.…Объясним появление загадочных концентрических кругов, которые некоторые люди всерьез считают проявлением душ умерших, зондов НЛО и пр. На самом деле все до банальности просто – это мельчайшие частицы пыли или влаги, оказавшиеся на небольшом (3–5 см) расстоянии от объектива фотоаппарата и попавшие в свет вашей фотовспышки. Это было доказано экспериментально.

Был сделан для эксперимента стробоскоп с частотой 5–20 Гц на базе импульсной фотовспышки. И была проведена серия экспериментов с целью выявления размеров шаров и расстояния до них… Шары были выявлены только в одном случае. Стробоскоп был ориентирован отражателем вверх, на расстоянии 5 см от него была установлена цифровая фотокамера так, что оси отражателя стробоскопа и объектива камеры были перпендикулярны (чтобы исключить засветку матрицы прямым светом вспышки). В режиме видеокамеры был отснят ролик с возникновением и перемещением АЯ. Так вот, АЯ были зафиксированы ТОЛЬКО на расстоянии 1–3 см от вспышки-стробоскопа. Чтобы окончательно убедиться в НЕ аномальности происходящего, был смоделирован процесс получения «аномального явления». Для этого был взят прибор под названием пульверизатор. За мгновение до фотосъемки (со вспышкой, в темной комнате) перед объективом была распылена вода. И получено огромное количество аномальных шаров! Объяснение, как вы уже поняли, довольно простое – мельчайшие капельки воды, ярко освещенные вспышкой, да еще не в фокусе, дают это красивое, но не аномальное явление.

Можете попробовать сами. Если вдруг не получиться, обязательно сообщите нам. Вероятно, не все фотоаппараты подвержены этому эффекту, и…было бы очень важно знать, оптика каких камер не дает подобных бликов».

После описанного эксперимента все становится и в самом деле до банальности просто и объяснимо, даже мистические «духовные» совпадения типа церквей, крестов, «лабораторий катастроф». Ключ – в сходстве физических условий: разрушение, влажность, вспышка.

Первое и второе порождают мельчайшие частицы, третье – вспышка – вызывает эффект «праны». И тот снимок на лестницы в СГУ, что вызвал самое первое удивление, объясним: человек, пройдя рядом со строительными лесами, поднял в воздух пылинки перед фотокамерой. И времени, пока человек дошел до площадки, оказалось достаточно, чтобы они воспарили вверх настолько, что попали в луч света от фотовспышки. На этом можно было бы ставить и точку. Но цифровая техника преподносит новые сюрпризы. И еще один снимок, для объяснения которого мы пока не можем даже предложить никакой версии, мы предлагаем на суд читателя.

Снимок передан автору этих заметок сотрудником редакции нашей газеты. Эффект, запечатленный на фотоснимке, еще, кажется, не встречался в публикациях. И, возможно, версию происхождения изображения, предложат читатели нашей газеты.


Наследница высокого авангарда

Александр ДАВИДЕНКО

В «Доме Павла Кузнецова» проходит выставка интересного художника с очень своеобразным, ни на кого не похожим способом живописного высказывания, – Надежды Шанаевой. Название цикла, в который объединены представленные работы, – «Взаимодействие» – является, пожалуй, наиболее обобщенным, включающим различные характеристики, каждая из которых сама по себе может быть (и была ранее) определением живописно–пластических решений.

Н. Шанаеву увлекает драматургия цветных пятен; именно их «взаимодействие» и составляет основные мотивы ее живописных работ. Мотивы не в традиционном предметном регистре, а очищенные от примесей «вторичных сущностей», ставшие основой для интригующих процессов взаимного влияния, отношений цветов, формы, фактуры. Первичное «вещество искусства» проявляется здесь в самом непосредственном и обнаженном виде.

В работах присутствует и сюжетность, но опять же в ином, чисто живописном регистре. Внимательный и чуткий зритель легко обнаружит и лирическую, и драматическую канву в ее чрезвычайно эмоциональных живописных высказываниях. Он увидит и гармонии сближенных цветов, и конфликтность зон, и примирение контрастов, и статическое равновесие устойчивой определенности, и динамическое равновесие подвижных масс, и скольжение развивающихся структур. Никакая четко формулируемая «ассоциативность» не приложима к сфере чистой абстракции Н. Шанаевой; она даже становится помехой для восприятия, не позволяющей в полной мере насладится красотой цвета как такового, их взаимоотношений во всем многообразии характеристик и интригующих подробностей (в связи с этим нельзя не сказать о том, что названия работ даже общего характера часто мешают восприятию, ограничивая интерпретацию). Многих вводит в заблуждение тот факт, что иные работы пишутся «на натуре», но из этого не следует, что пишется сама натура. Просто в этой среде художнику легче всего настроить свое «внутреннее зрение», получить начальный творческий импульс. А путь от этого импульса до живописных образов часто иррационален, сложно опосредован и не укладывается в рамки простых ассоциаций.

Беспредметна ли, нефигуративна ли абстракция? Нет, все эти качества присутствуют, меняется содержательное наполнение этих понятий, но конструктивные элементы, характеризующие их, остаются. Остается рисующая линия, жесткий остов формы, материальность фактуры, очертания (иногда исчезающие, призрачные). В этом смысле в творчестве И. Танги, П. Клее и др. присутствуют все признаки и фигуративности, и предметности, (геометрическая абстракция «фигуративна» в наиболее категорическом виде), но это предметы не видимой реальности, а реальности придуманной, воображенной, «сюрреальности».

В живописи Н. Шанаевой не только важную, но основную роль играет цвет (фактура лишь модифицирует «характер» цвета). В этом существенное отличие ее живописи не только от привычного разнообразия реалистической живописи, но и от большинства абстрактной живописи (К. Малевича, В. Кандинского, П. Мондриана и др.). Кстати, именно поэтому ее живопись в большей степени лишена признаков «предметности», чем у многих других абстракционистов. «Форма», а вместе с ней и «предметность» зарождается уже тогда, когда пятно цвета проявляет свою материальность: легкую неоднородность цветового поля, несглаженность поверхности. Этот процесс развивается благодаря очевидной, даже намеренной «неодинаковостью» мазка (направление, ширина, длина, «приподнятость»), появлению пятен разного цвета и конфигураций, вступающих в диалоги друг с другом и образующие «сыгранные» ансамбли. Когда одно пятно, кроме всего прочего, становится подкладкой для другого, вдруг выявляются очертания: пятно обретает вес, появляются физические характеристики. Этот процесс «проклевывания» формы хорошо показывает в своих работах Н. Шанаева. Кстати, в силу характера материала (масляная пастель) и способа нанесения его на поверхность бумаги, на этих небольших листах можно увидеть дополнительный элемент выразительности – некоторую «взвихренность», порождающую ощущение объема и рыхлости внутренней структуры цветного пятна. Формообразовательный аскетизм, нарочитая «затрудненность» пластического языка, ограничение количества живописных «иероглифов» компенсируется интонационным многообразием немногочисленных составляющих выразительности. Это своеобразное изучение семантических основ, «первоэлементов» выразительности живописного языка. Создается впечатление, что Н. Шанаеву увлекает возможность соединения двух, казалось бы, разнородных начал – рационального и эмоционального, доказательства возможности компромисса между двумя течениями абстрактной живописи.

Если попытаться определить «встроенность» живописного языка Н. Шанаевой в широкий спектр многоязычного абстракционизма, то на одном его конце следует расположить холодноватые, подчеркнуто геометризованные, словно лишенные какого-то отношения к человеческому «Я», пластические конструкции К. Малевича, П. Мондриана, О. Эрбена. На другом конце окажутся художники, выражавшие «дионисийское» начало, – выплеск энергии человеческого естества (сублимация жестокости, по Ницше), – это Д. Поллок, А. Йорн, а также более рафинированные представители «космизма» в живописи: Ж. Матье, Вольс. В центральной части этого спектра также царит большое разнообразие – это и эмигрировавшие из России С. Поляков, Н. де Сталь, представлявшие в своих работах драму человеческого существования (по внутреннему пафосу их живопись экзистенциальна). Это М. Ротко и Э. Рейнхард с их исследованиями тончайших нюансов тона. Они словно пытаются освободиться от представлений о человеческой сущности, от понятий о ценностях реальной жизни, их стихия – это вопросы бытия вообще (т. е. метафизические вопросы). Это и Х. Кройтц, у которого, как ни странно может показаться на первый взгляд, много общего с Н. Шанаевой. Его живопись более темпераментна, более экспансивна, более «экстравертна». Пятна не удерживаются в своих границах, а, взрываясь, устремляются друг в друга, процесс взаимодействия носит бурный характер и отличается стремительностью, даже некоторой «бесшабашностью». В то время как у Н. Шанаевой он вдумчив и протекает как бы с оглядкой, с опаской, в ожидании чего-то. Но у них есть важная общая черта: выявление сложных отношений исключительно при помощи пятен цвета неупорядоченной формы, передачей эмоциональных нюансов оттенками цвета и использование в качестве дополнительного элемента выразительности фактуры живописной поверхности. У них отсутствует и рисующая линия, отделенная от плоти пятна цвета, как самостоятельная составляющая.

Можно провести и более знакомые параллели с творчеством русских художников начала ХХ века. Проблемой цвета занимались и Е. Гуро (правда, форма, в том числе привычная, присутствует в ее работах), и М. Матюшин, теоретически обосновавший понятия цветоформы, и Л. Попова, заявлявшая о самостоятельности цвета в формообразовании (но на практике при конструировании формы опиравшаяся на активность линий контура, подчеркивание, даже с жесткой определенностью, поверхностей, на создание иллюзий объемности, в том числе и за счет напряженных, звенящих геометрий). В активности формы просматривается (в той или иной степени) влияние кубофутуризма. Ближе всего творчество Н. Шанаевой к последним опытам в области «цветописи» О. Розановой, прерванных ее смертью, а также работам Б. Эндера, продолжавшего начатое М. Матюшиным и Е. Гуро (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на его «Беспредметное. 1919 г.», хранящееся в саратовском музее им. Радищева).

Привкус мистицизма и сильный заряд пантеистического мироощущения присутствуют в работах Н. Шанаевой со всей очевидностью. Безусловно, можно говорить и об их духовности, но духовности особого рода, замешанной на гностицизме, находящейся вне рамок ортодоксальных представлений христианства. При попытках интерпретировать подобные работы можно легко впасть в ошибку, но рискну предположить, что «Деление. 2007 г.» можно трактовать как своеобразное проявление онтологического монодуализма (происхождение темной сущности от светлой). Впрочем, в основе могло лежать и простое ассоциативное восприятие физических процессов реального мира. Но это уже иная проблема, проблема влияния сознательного и бессознательного на творческий процесс и его результаты, которые могут превосходить исходную концепцию. Легко распознаваемый биоморфизм, характерный для многих абстракционистов (Х. Миро, М. Эрнст и др.), не в чести у Н. Шанаевой. Эта фаза пластической эволюции является для нее слишком знакомой, исследованной, вторичной. Ее интересы распространяются на более ранние, «исходные», «праформы», еще не имеющие простого геометрического определения, но уже тяготеющие к ним («досупрематическая» стадия?). Освободившись от какого бы то ни было привычного подобия, она освободилась и от обременительной социализации живописи, от этических констант. В мире ее образов драматические коллизии могут таковыми вовсе не являться, т. к. исчезают определения верха и низа, высокого и низкого, добра и зла. Но при всем при этом, эмоция как таковая не исчезает, она присутствует, как принявшая релятивистские формы, реакция на эстетические изыски, очищенная от общественной догматики и отзывающаяся исключительно на живописные вызовы.


Элана: «Мой жанр – Песня!»

Беседовала Татьяна ЛИСИНА

Без всякого преувеличения можно сказать, что состоявшийся на днях в ТЮЗе сольный концерт саратовской певицы Эланы прошел с триумфальным успехом. О нем красноречиво говорили восторженные крики «Браво!», долгие рукоплескания, бесчисленные букеты цветов.

Успеху концерта способствовали качественный мелодизм песен, их нетривиальные тексты (Элана исполняла собственные произведения), широкий голосовой диапазон певицы, ее в меру раскованное поведение на сцене. И, конечно же, яркое музыкальное и художественное оформление концерта. Первое обеспечили великолепные музыканты студии «Река» (клавишные, духовые – Михаил Гольцев, ударные – Сергей Коннов, гитара – Андрей Цопа), известный ансамбль «Бридж», струнный квартет «Моц-Арт», прекрасные солисты: Михаил Гринчук (виолончель), Павел Мангасарян (аккордеон), Сергей Мальцев (кларнет). Художественное оформление концерта усиливало эмоциональное восприятие музыкальных произведений. На экранах по обе стороны сцены крупный план певицы – красивой и привлекательной. А на большом полотне во всю сцену (в соответствии с содержанием песен) появлялись то плывущие в небе облака, то улицы старого города, то осенний листопад, то морские волны. В течение всего вечера Элана не выпускала из рук гитару, которой владеет почти профессионально.

Через день после концерта мы встретились с певицей в студии «Река». Необычное это место. Здесь регулярно проходят творческие встречи с интересными людьми. Тут выступали известный саратовский поэт и прозаик Игорь Алексеев (так рано ушедший от нас в этом году), Андрей Руфанов (творческий псевдоним Сокульский), Валерий Бакуткин (врач, фотохудожник и писатель). Проходил международный фестиваль музыкально-поэтического авангарда «Другие». В этой студии объединяются художники, литераторы, музыканты. И на стыке этих искусств зарождается что-то более сильное, глубокое, обобщающее.

Именно в студии «Река» несколькими днями раньше мы застали известного писателя Алексея Слаповского, уже перебравшегося из Саратова в столицу.

«Без Эланы с такой силой не возобновился бы мой интерес к родному городу, – признался нам писатель. – Студия «Река» и Элана стоят в ряду тех причин, по которым я теперь появляюсь в Саратове чаще. Здесь помогли записать диск моих старых песен «ИзДранное», которые, казалось, я уже никогда не буду петь. Возможно, запишу еще один. Элана создала мне идеальные условия. С ее стороны это очень щедрый подарок: ведь студия предназначена для того, чтобы у самой Эланы была постоянная возможность готовиться к концертам и записывать новые песни. Михаил Гольцев, проделав гигантскую работу, сделал множество аранжировок моих песен. Теперь понимаю, что «Река» – одна из лучших студий, где в любом формате можно записать что угодно. Люди здесь владеют буквально всем. Могут изобразить даже симфонический оркестр».

…Чем больше я общалась с Эланой, тем больше поражалась многогранности талантов этой рыжеволосой, очень обаятельной и энергичной женщины. Здесь сохнут картины: всего только два месяца назад она вдруг начала писать маслом. До этого собственное видение мира проявлялось в ее оригинальных фотографиях. Вот с улыбкой смотрит на мир из деревенского окна умудренная возрастом старушка. Вот умные глаза лошадей. Добродушная морда коровы. Восходы солнца, закат… Все эти фотографии вы можете увидеть на сайте Эланы (www.elana.ru). Его часто посещают те, кому интересно ее творчество. Записи песен, стихи. Сюда пишут, задают вопросы. И Элана обязательно отвечает каждому. Сайт называется «Девять жизней». В нем девять рубрик. Девять кошачьих лапок вы увидите на экране электронной странички. Для этой изысканной женщины кошка – символ свободы, грации, легкости. Кошек в ее уютном студийном кабинете огромное семейство. Фигурки этих ласковых, но своенравных созданий на подоконнике, на столе. За редкими первыми покупками потянулась череда подарков, и все это вылилось в многочисленную кошачью коллекцию.

Корр.: Расскажите о том, как Вы пришли в искусство.

Элана: Это история из области фантастики. Для меня самой она похожа на чудо. Четыре с половиной года назад я начала заниматься йогой. И спустя месяц во сне увидела первое стихотворение, как будто написанное на небе. Эта была какая-то полуявь, что-то из области иррационального. Я увидела рисунок: огненную калитку, под которой пошли строки стихов. Было дико, удивительно, непонятно, возникло ощущение шока. Мы ведь все нормальные люди. Не сразу поняла, что происходит. Прошли минуты, а может, и часы, прежде чем я догадалась вскочить с постели, схватить ручку, все увиденное записать и зарисовать. И только после этого смогла заснуть. И после этого с завидной регулярностью, практически каждую ночь все стало повторяться. Чуть позже таким же образом пришла и музыка. Иногда музыка приходила вслед за стихами, иногда опережала их. На гитаре тогда играть почти не умела, наощупь изобретала аккорды, не зная, что они уже существуют. И вот так с головою рухнула в это искусство, пришедшее ко мне во снах.

Корр.: Песни, которые сочиняете сейчас, приходят так же во снах?

Элана: Первый год они появлялись только так. А теперь бывает по-разному. Иногда они уже готовые возникают где-то внутри меня. Было даже такое: когда бродили по уральским пещерам, где-то глубоко под землей я услышала какой-то напев. Мне самой трудно дать оценку, что же это все-таки такое?

Корр.: Йогой продолжаете заниматься?

Элана: Да. Для меня это святое. Ведь именно йога послужила проводником меня ко мне самой, настоящей. Считаю, что в каждом отдельном случае таким проводником может послужить что-то другое: увлеченность той или иной философией, религией, а кого-то изменяет болезнь или несчастная любовь. Каждый идет своим путем и, так или иначе, в нем находит себя.

Корр.: Как бы Вы определили жанр своих песен?

Элана: У меня нет жанра. И я этим очень горда. Слово «неформат», наверное, создано для меня. Мне по душе свободная палитра слов, мелодий и движений, самые разные краски настроения. Давайте назовем мой жанр «Песня»! С утра у меня может быть джазовое настроение, к вечеру – романсовое. У меня есть и рок, и джаз, и этно. Наверное, за эти годы сочинила около 60 песен. Сейчас записываю диск «Приглашение Гостя». Потом будет диск романсов, их у меня около пятнадцати. Потом фолк.

Корр.: Когда Вы запели, у Вас был эталон певицы? Испытывали на себе чье-то влияние?

Элана: По художественности – Елена Камбурова. Она поет душою. И я этому учусь. Но Елена поет чужие песни. Из тех же, кто поет свои, мне нравились и нравятся какие-то песни Земфиры, какие-то – Арбениной, тепло отношусь к творчеству Ирины Богушевской. Из зарубежных исполнительниц отдаю предпочтение Симоне, Шерил Кроу, Ларе Фабиан. Это певицы, у которых я учусь.

Что касается мужских представителей искусства, здесь безусловными кумирами для меня являются «Битлз» и Питер Гэбриел. Многое нравится в творчестве Андрея Макаревича. Увлекают харизма и энергетика песен Александра Розенбаума.

Корр.: У Вас есть музыкальное образование?

Элана: Три класса музыкальной школы (фортепиано), которую я в свое время бросила. Позже, классе в седьмом, подбирать на слух на фоно меня научила подружка. В институте играть на гитаре учил однокурсник, эдакому студотрядовскому минимуму – пению у костра. На том уровне все бы и осталось, если бы на меня не обрушилась лавина творчества. Стала брать уроки дикции (на театральном факультете у Виктора Георгиевича Кульченко). На них меня отправил Александр Розенбаум, когда я ему показала свои первые песни. «Неплохие романсы, – сказал он. – Но дикция и вокал оставляют желать лучшего…». Если бы не это его резкое замечание, ничего бы сейчас у меня не получилось. Уроки гитары брала у известного джазового гитариста Александра Винницкого и саратовца Виталия Ганеева (сейчас он проректор Тамбовского музыкального института). Параллельно училась (и учусь) вокалу у Наталии Лавриненко. Она стала для меня и педагогом, и соратником, и подругой. Она учит меня не только петь, но и передавать энергетику слова через вокал. А еще Наталия – создатель и вдохновитель вокальной группы «Бридж» Саратовской областной филармонии. И благодаря этому у меня появился опыт совместной работы с этим замечательным коллективом.

Корр.: Какую школу Вы окончили?

Элана: Вторую гимназию, тогда это была школа № 80 с углубленным изучением французского языка. Ее закончил и мой сын (сейчас он учится в Академии права), в ней же учится и дочь. А мои бывшие учителя ходят ко мне на концерты.

Корр.: Знание французского языка пригодилось?

Элана: Есть в Саратове французское общество «Альянс-Франсез», который возглавляет советник посла Жан-Мари Пьери. Интереснейший человек. Так получилось, что ему понравились мои песни. И он сам предложил перевести их на французский. А я давно была одержима этой идеей. По счастливому обстоятельству, Жан-Мари оказался известным французским поэтом. Теперь это наш многочасовой интереснейший труд. Мы сделали вместе уже почти десяток песен и не собираемся на этом останавливаться…

Корр.: Какое замечательное совпадение!

Элана: Я не верю в совпадения. Считаю, что если Бог тебя ведет, то он и дорогу указывает, и дает все средства, чтобы идти по тому пути, который для тебя открывается. Мне нравится одна восточная поговорка: «Готов ученик – готов ему учитель».

Корр.: Элана, вероятно, псевдоним. Как он родился?

Элана: Еще одна фантасмагория. Я периодически вижу сны, которые расцениваю как сны-воспоминания о моих возможных прошлых жизнях. В одном из таких снов я увидела женщину. Рыжая, она путешествовала с каким-то инструментом, типа лютни, за плечами. Она была то ли сказительницей, то ли менестрелем. И звали ее именно Эланой. В это же время параллельно со мною Володя Лозинский, продюсер нашей студии, тоже увидел сон, в котором была Элана. После этого вопроса, какое сценическое имя мне взять, уже не оставалось.

Корр.: Вы давно знакомы с Алексеем Слаповским. А как Вы с ним познакомились?

Элана: В 1988 году, сидя у меня на кухне, Алексей распевал мне свои песни. Они мне так нравились! Я записывала Лешу на магнитофонную «мыльницу» и потом разучивала его песни. Тогда он еще не был таким известным писателем, популярным сценаристом и драматургом, как сейчас. Но бардом он был с незапамятных времен. Кто бы мог тогда подумать, что через 20 лет мы встретимся в совершенно иных качествах!

Директор нашей студии Татьяна Деева, супруга покойного Игоря Алексеева, позвала Алексея выступить в «Реке». И так состоялась своего рода «встреча на Эльбе». Я торжественно вручила ему свой DVD-диск. В полдвенадцатого ночи раздался звонок: «Я только что послушал запись! Мне так понравилось! А я боялся налета эдакого «провинциализма», боялся, что мне придется искать какие-то слова, чтобы тебя не обидеть! А это оказалось так здорово!...». От него я услышала запомнившуюся мне фразу: «У тебя умный голос». Он выразил желание, чтобы, возможно, в каких-то фильмах по его сценариям прозвучал мой голос. И так пошло наше сотрудничество. Он записал у нас свой диск. На нем одну из песен Слаповского, бонусом, исполняю я.

Корр.: Несколько Ваших песен посвящено осени. Это Ваше любимое время года?

Элана: У меня нет любимого времени года, вернее, они все мной любимы. Когда изнутри человека что-то греет, ему неважно, что там снаружи: снег, дождь, падает ли листва? Но осень, конечно, красива. Ее краски на скупом редком солнышке радуют глаз. Хотя у каждого времени года – свои прелести.

Корр.: Вечная тема любви тоже звучит в Ваших песнях. А чувство неразделенной любви Вам знакомо?

Элана: Испытано. И я с благодарностью отношусь к этому испытанию. Потому что понять, что такое любовь, не пережив безответного чувства, сложно. Сегодняшняя я считаю, что для того, чтобы любить, не обязательно обладать… И вообще, к очень многим своим сегодняшним «очевидностям» я пришла только благодаря каким-то жизненным урокам.

Корр.: Как Вам удалось подобрать таких высокопрофессиональных музыкантов в Вашу студию? Где Вы их нашли?

Элана: Они нашлись сами. Если что-то очень нужно, оно всегда случается. Михаил Гольцев, например, ради музыкального творчества бросил работу на престижном Первом телеканале. На сегодняшний день он стал музыкальным лидером нашего коллектива. Андрей Цопа, когда мы его пригласили, вообще жил в Аткарске, сейчас же перебрался с семьей в Саратов. Замечательный гитарист. Сергей Коннов – музыкант очень высокого класса. Он работал в цирке, сейчас играет в «Брандт-Брасс Ансамбле», вначале пришел к нам подыграть, да так и остался. Скромен, но виртуозен. Да, с музыкантами мне очень повезло…

Корр.: Какова, на Ваш взгляд, ныне ситуация на современной российской эстраде?

Элана: Честно? Считаю, что законы шоу-бизнеса и коммерциализация, которые ныне диктуют абсолютно все, вызывают ложное представление об искусстве у большей части населения. И кому-то хватает собственного чувства вкуса, жизненного багажа отделять зерна от плевел. А кому-то – особенно подрастающему поколению – нет. Сама я не смотрю телевизор. Но не могу «отвадить» от него свою дочь. Хорошо, что она слушает что-то еще. А другие? Один из мотивов моего творчества – предложить альтернативу хорошо сделанным штампам, которые сегодня захлестнули средства массовой информации… Думаю, что таких «альтернативщиков», как я, на самом деле много, просто не у каждого есть возможность «громко» заявлять о себе…Если ничего не изменится, от нашей культуры, которой мы, русские люди, так гордимся, ничего не останется.

Корр.: А что для Вас «важнее» в песне музыка или слова?

Элана: Для меня важно сочетание слов и музыки, а может быть, даже их единство. У меня есть строки: «Слова без веса и значения пусты./ Попробуй зримым в слове стать/ Всем естеством своим скажи./ Родится музыка тогда».

Многие барды сегодня пишут великолепные стихи. Но у них, к сожалению, зачастую мало мелодики. Куча «хитов» сегодня, наоборот, будучи сделаны высокопрофессионально с точки зрения музыки, «хромают на обе ноги» в поэзии. А только на стыке поэзии и музыки рождается песенное искусство, на мой взгляд.

Корр.: В одной из газет о Вас было написано, что Вы без особых усилий могли бы стать звездой всероссийского масштаба. А Вы сами не думаете расширить свою слушательскую аудиторию?

Элана: Искусственным путем? Он требует больших капитальных вложений. Я к этому не готова. Мы выбрали естественный.

Корр.: Вы выступаете в других городах?

Элана: Да. Может быть, не так часто, как бы хотелось... раз в месяц… иногда раз в два месяца случаются большие концерты. Это Пенза, Нижний Новгород, Калуга, Волгоград, Москва. Сейчас я готовлюсь к Тамбову, еду туда с сольным творческим вечером через неделю. Кстати, в апреле в Тамбове мы уже были. Однажды мой диск попал в руки режиссера и директора драматического театра Геннадия Колесникова. Он позвонил мне и предложил включить мои песни в спектакль «Девушка и кентавр», который тогда у них был в работе. Я согласилась. Целых одиннадцать моих песен, аранжированных специально для театра Михаилом Гольцевым, оказались в результате задействованы в музыкальном оформлении спектакля. И в апреле состоялась премьера, на которую я и была приглашена…

Корр.: Я слышала Ваши песни на нескольких саратовских радиостанциях. А в других городах они звучат?

Элана: Да, звучат. Живут своей жизнью. А в каких городах – я и сама, порой, не знаю. Мы вывешиваем мои песни на сайт tophit.ru. Разные музыканты помещают на этот сайт свои песни, и дальше от них уже ничего не зависит. На этот сайт заходят музыкальные редакторы разных радиостанций и выбирают то, что им нравится. Например, недавно мы вывесили песню «Трамвайчик № 8». В первую неделю было 160 эфиров этой песни, во вторую – 216. Трек используют 30 радиостанций на 121 город вещания. А песня «Осень» выдержала 2345 эфиров.

Мои песни часто включают в mp3-сборники песен. Я нашла и насчитала в Интернете больше 40 таких «солянок». И хоть с этих «пиратских» включений я не имею никаких отчислений как автор, но все равно рада этому процессу: как никак, популяризация творчества.

Корр.: На минутку вернемся к Вашему последнему концерту. Его название «Приглашение Гостя». Каким Вы себе представляете своего основного Гостя?

Элана: Вижу несколько составляющих. Когда в связи с фольклорным циклом, который неожиданно у меня выписался, изучала древнерусские тексты, то обнаружила, что «Гост» – это «Бог». Отсюда «погост», «погостить», «гостевать» и множество других слов. Бог – Гость, который там присутствует на всех ритуалах и на обрядах (свадьбы, разводы, рождение, смерть и т. д.). Поэтому «Приглашение Гостя» у меня прозвучало в концерте таким образом: «Очищение сердца./ Приглашение Гостя./ Бог, вошедший в твой дом,/ Сделал хижину храмом».

Это основная и ключевая мысль моего творчества. В этом Госте, то есть в Боге, ключ ко всему. Но не надо искать Бога далеко. Ищи его в себе, пусти его в свое сердце. И говоря обо всем: о расставаниях, о разрывах, о смешных или грустных вещах, я всегда подразумеваю присутствие Бога.

Есть и второе значение названия программы. Когда я приглашаю Гостя, я приглашаю ВСЕХ. Неважно, сколько лет моему зрителю, неважно кто он и чем занимается. Я вижу в нем божественную составляющую. В каждом. Ибо ВСЕ мы созданы «по образу и подобию».

А «имеющий уши, да услышит»…