"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (461) от 23.10.2008

Кто разгонит тьму над бюджетом города?

Александр НИКИТИН Председатель СПЦ «Солидарность»

В спецвыпуске «Саратовской панорамы» от 4 октября 2008 года опубликован проект решения Саратовской городской думы

«О бюджете города на 2009 год» и проекты 11-ти документов, совокупность которых нам и предлагается считать за проект городского бюджета на 2009 год.

На 5 ноября в 10 часов в помещении администрации Волжского района г. Саратова (Соборная площадь, д. 3) назначены публичные слушания по проекту городского бюджета на 2009 год.

Ознакомившись с опубликованными приложениями к проекту решения по городскому бюджету, невольно испытываешь разочарование. Никаких подвижек в объеме и качестве информации по проекту бюджета не произошло. Убедиться в этом несложно. Достаточно сравнить опубликованный проект бюджета с предыдущей публикацией в прошлом году.

Предлагаемый нам для размышления и обсуждения объем бюджетной информации, который по-прежнему ограничивается исключительно ведомственной росписью, как и прежде, не дает нам, жителям, сделать главный и принципиальный вывод, что бюджетные деньги не будут разворованы и разбазарены, а будут использованы наиболее рациональным и эффективным образом. Как бы ни хотелось нам, жителям города, истосковавшимся по честной и открытой городской власти, погордиться и порадоваться за нашу наконец-то радикально обновленную городскую власть, видимо, долгожданная радость откладывается, по крайней мере, до предстоящих публичных слушаний.

Жители и чиновники по-разному видят городской бюджет?

Без убеждения, что с городским бюджетом полный порядок, что цели и приоритеты в нем расставлены правильно, мы, жители, не можем быть спокойными за порядок и чистоту в городе, за слаженную работу городского транспорта, за качество обучения наших детей в школах и оказываемой нам медицинской помощи в больницах и поликлиниках и еще за сотни других, менее заметных городских услуг, способных при дезорганизации и запущенном финансировании отравить нам повседневную жизнь.

Насколько широк разрыв между представлениями администрации города Саратова об основных параметрах и приоритетах опубликованного проекта бюджета, подлежащего принятию депутатами, и пожеланиями неравнодушной части жителей города, заинтересованной в максимальной открытости бюджета, судить трудно. Однако общее представление об имеющейся трещине наглядно показали недавно прошедшие публичные слушания по экологической программе и по градостроительной политике, где затрагивалась проблема желательности направления бюджетных средств на «расшивку узких мест» в городе Саратове. Объективности ради надо признаться, что этот факт отнюдь не исключает, что подавляющая масса присутствующих на этих слушаниях не только не проявит интерес к опубликованному проекту бюджета, а из-за прирожденной лени и свойственного нам нелюбопытства либо из-за по-детски наивной веры в честность и прозорливость городских чиновников, но даже не заметят эту более чем важную для них публикацию.

Во всяком случае, прошлогодние острые вопросы неравнодушного общественника А.П. Журбина о том, включены ли в проект бюджета и в каком объеме расходы по проведению в городе Саратове жилищно-коммунальной реформы, и в этом проекте бюджета на 2009 год остались без ответа, наглядно демонстрируя всю степень непрозрачности опубликованного проекта.

С моей точки зрения, единственная возможность, которая бы сняла проблему доверия жителей города Саратова к компетентности городских чиновников, формирующих очередной бюджет, это опубликовать проект бюджета в таком подробным виде, чтобы, например, каждый житель Саратова мог сам, самостоятельно ознакомившись с проектом, решить, нашли ли в статьях проекта бюджета отражение интересующие его затраты на образование, здравоохранение, культуру и на проведение жилищно- коммунальной реформы и в каком объеме. Кто, например, из перечисленных главных администраторов доходов (здесь мы находим, например, городскую поликлинику № 4 комитета здравоохранения города Саратова, МОУ гимназия № 2 г. Саратова, МДОУ детский сад № 209 Ленинского района г. Саратова и еще многие другие учреждения и организации культуры, образования и здравоохранения, на которых проектом бюджета возложена обязанность зарабатывать деньги от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также от благотворительных взносов для городской казны), но при этом от нас, жителей города, сокрыта во мраке информация, какой конкретно доход в рублях каждое такое учреждение должны принести казне города и какая сумма бюджетных средств каждому из них выделена в будущем году, а также на какие цели эти бюджетные деньги ими будут израсходованы.

Многим жителям, насколько мне известно, интересно было бы узнать, какие средства выделены на ремонт дорог в городе и какие именно дороги планируется отремонтировать за счет города в 2009 году.

Обеспечение плодотворной и тяжелой деятельности одного депутата городской думы нам, жителям, в 2009 году обойдется в среднем в 3 млн 646 тыс. рублей, а содержание только центральной городской администрации в 574 млн 519 тыс. рублей. Очень многим жителям хотелось бы поподробнее разобраться в этих вопросах. Куда идут городские денежки и на что. Например, какие заработные платы и социальные льготы запланированы в 2009 году персонально у наших городских депутатов и ведущих городских чиновников, чтобы каждый горожанин мог оценить, по достоинству ли оплачивается этот титанический труд и способны ли отцы города, получая такое вознаграждение, осознать нужды и проблемы среднего обывателя.

Видимо, городские чиновники и городские депутаты считают, что нам, жителям, знать эти данные совсем необязательно. Да и им так удобно, не так, должно быть, стыдно.

Зачем городским бюрократам

мутный бюджет?

Уважаемые читатели, которые наблюдают ход нашей городской жизни не с обломовского дивана и не по передачам саратовского ГТРК, наверное, обратили внимание на следующие из года в год повторяющиеся обстоятельства:

а) ни одна депутатская группа в городской думе, ни даже отдельный депутат не обнародовали перед публичными слушаниями особой позиции и даже отдельных замечаний по проекту бюджета;

б) оргкомитет публичных слушаний не опубликовал и не вынес на обсуждение жителей Саратова необходимые для этого документы: заключение по проекту бюджета городской контрольно-счетной палаты, концепцию городского бюджета и заявки, составленные получателями бюджетных средств;

в) ни одна из политических партий (ни одна!), претендующих на роль защитников интересов народных масс, причем как представленные, так и не представленные в Саратовской городской думе, со своими замечаниями по проекту городского бюджета не выступили, который раз показав населению, что у их вождей главная задача пробиться к бюджетному пирогу и добыть свой кусок пожирней, а не делать бюджетный процесс прозрачным и подконтрольным жителям;

г) даже самые обиженные распределители бюджета не решаются рассматривать публичные слушания полезным и, возможно, самым последним инструментом, дающим им хотя бы маленькую возможность пересмотреть бюджетные приоритеты в пользу своего ведомства.

Это означает, что все бюджетные номенклатурные баталии если и были, то нас, городских жителей, решено было в них не посвящать.

Из этих примечательных фактов можно сделать, на мой взгляд, только два вывода.

Первый. Проект городского бюджета подготовлен исключительно квалифицированно и даже идеально, настолько идеально, что публично оспаривать приоритеты и запрограммированные суммы невозможно.

Второй. Степень коррумпированности делителей и получателей бюджетных средств столь высока, что даже в принципе не может быть речи, чтобы сбросить черную пелену с тайны бюджетной кухни. Другими словами, бюджет распилен по понятиям, все городские депутаты и главные управленцы города допущены к бюджетному пирогу. Всем нам, жителям города, мимо которых пронесли бюджетный пирог, остается только радоваться карьерным успехам немногих городских избранных, личное благосостояние которых в будущем году увеличится на несколько десятков, а то и сотен миллионов рублей.

Интересно, уважаемые читатели, какой из этих выводов вы считаете правильным?

К слову, в прошлом году я в одной из статей, опираясь на мнение некоторых специалистов, высказал предположение, что до 25 % городского бюджета, а это несколько миллиардов рублей, ежегодно разворовывается и разбазаривается. Вы не поверите, уважаемый читатель, но возражений против этого предположения ни от администрации города, ни от депутатов городской думы не поступило. Как тут не вспомнить дедушку Крылова: «А Васька слушает, да ест!»

Как сделать бюджет прозрачным

Сегодня необходимо постоянно, при каждом удобном случае, без истерики и злопыхательства говорить и напоминать чиновникам городской администрации и депутатам Саратовской городской думы о важности раскрытия бюджетных тайн для жителей города.

Еще более важным было бы организовать широкое движение городских жителей за прозрачный городской бюджет. Организовать такое общественное давление на городских чиновников и городских депутатов, под гнетом которого они бы не только утратили радостное чувство хозяев на празднике номенклатурной жизни, но чтобы в них возрастало чувство неконтролируемого страха утратить свои теплые и доходные места, если проигнорируют так однозначно сформулированную народную волю.

Правда, для этого нужны энтузиасты, готовые не за страх, а за совесть организовывать пикеты, митинги и демонстрации, печатать и раздавать листовки, совершать иные активные действия в интересах общественного блага и собирать материальные средства, которые без поддержки богатых городских жителей и бизнесменов в необходимых объемах собрать трудно.

Если все же появятся энтузиасты, то наш правозащитный центр «Солидарность» готов предоставить им место для своих организационных встреч.

Что касается меня, то на предстоящие 5 ноября бюджетные публичные слушания мной поданы следующие предложения:

1. Перед вынесением проекта бюджета в Саратовскую городскую думу для утверждения опубликовать для всеобщего сведения:

– все поданные заявки получателями бюджетных средств на 2009 год;

– согласованные заявки с главным распорядителем бюджетных средств на 2009 год;

– экспертное заключение по проекту бюджета на 2009 год контрольно-счетной палаты;

– прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый 2009 год;

– основные направления бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый 2009 год;

– план развития муниципального сектора экономики на 2009 год;

– анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый 2009 год.

2. Предусмотреть в бюджете города Саратова на 2009 год средства для опубликования полного и подробного до рубля отчета об исполнении бюджета города Саратова за 2008 год, то есть на таком уровне прозрачности, чтобы исключалась сама возможность сокрытия воровства и злоупотреблений с бюджетными средствами, а также чтобы отчет по бюджету включал в себя полные и подробные отчеты всех без исключения муниципальных учреждений, предприятий и организаций.

3. Предусмотреть в бюджете города Саратова на 2009 год средства для обеспечения прозрачности и гласности процесса подготовки проекта бюджета на 2010 год и общественного контроля со стороны жителей города Саратова и опубликовать:

– все поданные заявки получателями бюджетных средств на 2010 год;

– согласованные заявки с главным распорядителем бюджетных средств на 2010 год;

– экспертное заключение по бюджету контрольно-счетной палаты;

– прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый 2010 год;

– основные направления бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый 2010 год;

– план развития муниципального сектора экономики на 2010 год;

– анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый 2010 год.

Очень важно, чтобы мы, жители города, 5 ноября 2008 года оставили свои повседневные дела и подумали о самих себе, о своих детях и близких хотя бы на один год вперед и попытались отогнать кота Ваську от уворованного куска мяса. Для этого надо совсем немного. Явиться на публичные слушания и честно и активно добиваться, чтобы выше указанные мной предложения были приняты на публичных слушаниях.

Я думаю, неужели на наш миллионный город не найдется триста-пятьсот неравнодушных и честных граждан, имеющих возможность в 10 часов утра 5 ноября, взяв свой паспорт, придти и зарегистрироваться в администрации Волжского района в качестве участника публичных слушаний?

Ну а те, кто по уважительным причинам не смогут сами явиться и стать непосредственными творцами местной городской истории в качестве участников публичных слушаний, неужели они не смогут взять чистый лист бумаги, переписать мои предложения и сдать их до 1 ноября 2008 года в организационный комитет в кабинет № 103 администрации города Саратова

ул. Первомайская, дом 78? Неужели на миллионный город таких не найдется всего-то одной тысячи человек?

Хотелось бы, чтобы каждый прочитавший мою статью задал себе простой и одновременно важный вопрос: Если не ты, то кто? Если не сейчас, то когда?

Если есть такие, кто положительно отвечают на эти вопросы, но не знают, как выразить и оформить свое отношение к проблеме прозрачности городского бюджета, просим обращаться в СРОО ИЧ Саратовский правозащитный центр «Солидарность» к Никитину Александру Дмитриевичу (г. Саратов, ул. Московская, дом 92, ком. 4, телефон 27–77–17).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102008145821&oldnumber=461