"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (461) от 23.10.2008

Аномальные явления и их тени

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Изобилие аномальных природных проявлений в некоторых местностях, таких, как Медведицкая гряда в Волгоградской области, село Барденево в Калужской и Прихоперская аномальная зона в Воронежской областях, многих приводит к мысли о внеземном влиянии на эти места. Неопознанные летающие объекты просто обязаны были появиться для подтверждения подобных предположений. Они и появляются. Охота за НЛО составляет одну из достопримечательностей нашего времени вообще и Медведицкой гряды, ближайшей к нам «непознанной планеты»,

в частности. Достоверность их как бы считается установленной. Множатся и версии, пытающиеся объяснить аномалии.

Об одном таком классе явлений, с которым столкнулся и автор, пойдет разговор в сегодняшней статье.

Появление высокочувствительной цифровой техники увеличило количество наблюдателей и наблюдаемых явлений НЛО. Да и возможности ее таковы, что она служит дополнительным фактором убедительности. А если еще накладываются и некоторые побочные обстоятельства, которые иначе как мистикой не назовешь, то в достоверности уже мало кто сомневается. Во всяком случае, верящих в действительность запечатленного на снимке объекта и интерпретации его в этом качестве оказывается гораздо больше, чем скептиков. С этим феноменом столкнулся и я, в обстоятельствах, совершенно не связанных с охотой «на зеленых человечков» или НЛО.

Дух Парусинова. Лаборатория

катастроф

Фотосъемку я проводил совершенно по другому поводу, решил сфотографировать «реликтовую» стенку времен изготовителя чугунной лестницы Парусинова, которая предполагалась к сносу в процессе сильно затянувшегося ремонта в 6 корпусе СГУ. Этот корпус оснащен православным крестом «домового храма», закрепленным снаружи на стене здания, обращенной на Московскую, так что его макушка торчит прямо за окном кабинета руководителя кафедры геоэкологии, расположенной этажом выше. Вот он-то, крест, да еще – этажом выше кафедры – помещение духовно близких к религии, но несвойственных государственному светскому образовательному учреждению Ассоциации православных ученых, и были «побочными обстоятельствами». То есть обстоятельствами, придававшими рядовому делу – фотосъемке – какой-то эзотерический привкус. И дух Парусинова как бы материализовался в деревянной, истлевшей, с почти отбитой штукатуркой стене. И совершенно абсурдистскую драматургию строительному бедламу придавало то, что еще выше располагалась… «Лаборатория катастроф». И фантастический хаос ремонтного пространства услужливо вытащил откуда-то из подсознания игривую мысль: интересно, как она их, катастрофы, там моделирует? И уж не лаборатория ли породила весь этот бедлам, а, может, и вызвала «дух Парусинова»?

Шутка шуткой, но после просмотра отснятых фотоснимков «дух» и в самом деле проявился, причем своеобразно. На двух снимках, сделанных с промежутком в несколько секунд из одной точки, в совершенно одинаковых условиях и в одном режиме (со вспышкой), «дух» был только на одной. Он выглядел как множество размытых полупрозрачных кружков. Отличие снимков было только в одном: на первом из них по ступеням лестницы, к объективу спиной, поднимался человек. На втором он дошел до лестничной площадки и стоял лицом к объективу. Именно на этом снимке появились «духи». Слетелись, как мухи или комары. Желая убедиться, что имею дело не с дефектом аппарата, я спустя пару дней повторил съемку сразу двумя фотоаппаратами. Ремонт по-прежнему шел на всех этажах, и духи, будто растревоженные этим обстоятельством, а может, предыдущей съемкой, похоже, и не покидали «нехорошее» место. Они роились в еще большем количестве. «Ну и местечко!» – подумалось мне тогда. Истинный хаос «мыслеформ» самого пространства плюс хаос ремонта – да тут только и место дьяволам и иной нечисти, никакой крест не поможет.

Сложилось так, что через несколько дней мне довелось оказаться с экспедицией в селе Куракино Пензенской области и посетить заброшенную церковь в этом селе. Естественно, и я сам, и другие участники экспедиции не отрывались от фотоаппаратов, стремясь запечатлеть каждую деталь этого образца поистине «эстетики распада». Было что-то трагичное в величавом куполе церкви с образовавшейся в нем за последние годы дыре – предшественницы обрушения. И что за черт! На снимках, сделанных внутри церкви, в главной, подкупольной зале – трапезной – порхали «духи», будто привезенные из Саратова. И явились они не только мне, но и некоторым другим участникам экспедиции, делавшим съемку в том же месте! Духи на разных фото располагались в различных местах фотоснимков, они будто плавали в подкупольном пространстве, несколько в стороне от рокового отверстия вверху. О дефектах техники здесь не могло идти и речи. И снова побочное, но почти типичное обстоятельство – заброшенная церковь, разрушение, угроза обрушения – будто работает дьявольская «лаборатория катастроф».

А еще через несколько дней экспедиция была уже в Зубрилове – имении князей Голицыных. Дворец стоял в строительных лесах, внутренние помещения и даже цокольный этаж с загадочной «изумрудной комнатой» были очищены от мусора и доступны для осмотра. Разрушенный в советское и постсоветское время остов дворца несколько лет назад выкупил и задумал реставрировать известный предприниматель Батурин. Понятно, что и эти останки памятника истории не остались без пристального внимания фотографов экспедиции, в том числе и цокольный этаж, темное почти подземелье. Но и там, в хаосе разрухи и запустения, никому и в голову не приходило, что они фотографируют нечто большее, чем «эстетику распада». Только много позже, просматривая все сделанные фото, увидели, что и в темных полуподвальных помещениях, как и над «домовым храмом» университета в Саратове, как и под куполом церкви в Куракино, витают те же самые бесплотные, будто сделанные из тумана, сгустки – словно мистические «духи» когда-то живших здесь людей. Думаю, что появись на снимках образ кого-то из князей Голицыных, мало кто удивился бы. Место самое подходящее для привидений, а убедить людей в реальности этих сущностей за последнее время сильно постаралось телевидение. Но все-таки совпадение «побочных» факторов во всех трех случаях было очевидно, и с этим стоило дотошно разобраться.

Разбор «духовных» полетов

О явлении, казавшемся нам загадочным, нашлась масса информации в Интернете. Наши «духи» имели даже название» «шары праны» и были настолько вездесущи, что встречались и в гробницах фараонов, и в индийских храмах, и вообще всюду, где пахло тленом, распадом, хаосом. И как следовало из одного из сообщений, они весьма охотно слетались во время медитаций и тому подобных «духовных» упражнений. Вот как «настраивает» посетителей один такой сайт: «Следим, собираем информацию о шарах праны: Предлагается еще один инструмент для объективного фиксирования когерентности поля при медитации по технике TM (трансцендентальная медитация), а также в ее углубленном варианте – программе ТМ-Сидхи, включая йогические полеты. Этот метод, на наш взгляд, является дополнением к другим методикам, применяемым для изучения явлений, связанных с ТМ (эффект Махариши, когерентность и пр.) – измерения электроэнцефалограммы мозга, частоты пульса и дыхания, электрической проводимости кожи. Шары праны фиксируются, как правило, на цифровую фотокамеру, лучше в режиме со вспышкой, в местах проведения медитаций, молодежных собраний (концерты, шоу, КВН), т. е. когда присутствует положительная, созидательная энергия. Присылайте свои интересные фото, делитесь впечатлениями».

Вдумаемся, какие приемы в этом тексте применяются для создания большей убедительности. С одной стороны, используются слова, свойственные научной терминологии (объективность, когерентность поля, энцефалограмма мозга и другие). С другой – они стоят рядом с терминами, которые в науке если и используются, то лишь для обозначения феноменов, далеких от методов, какие применяются в науке (трансцендентальная медитация, йогические полеты). Правда, не обошлось и без фиксации чисто физических условий появления шаров праны: цифровая фотокамера, наличие вспышки, концерты, шоу, КВН. Правда, терминов типа «положительная, созидательная энергия» в естественных науках нет. Это типично антинаучная терминология. Исследования шаров праны, по научной методике, четки, понятны и доступны для повторения. Вот пример такого подхода, описанный в Интернете: «В последнее время все больше снимков делается цифровой техникой … возможности современной цифровой техники позволяют рядовым пользователям почувствовать себя профи.

Естественно, с появлением цифры проявились и различные эффекты, которые несведущие люди могут принять за проявление чего-то необычного – аномального.…Объясним появление загадочных концентрических кругов, которые некоторые люди всерьез считают проявлением душ умерших, зондов НЛО и пр. На самом деле все до банальности просто – это мельчайшие частицы пыли или влаги, оказавшиеся на небольшом (3–5 см) расстоянии от объектива фотоаппарата и попавшие в свет вашей фотовспышки. Это было доказано экспериментально.

Был сделан для эксперимента стробоскоп с частотой 5–20 Гц на базе импульсной фотовспышки. И была проведена серия экспериментов с целью выявления размеров шаров и расстояния до них… Шары были выявлены только в одном случае. Стробоскоп был ориентирован отражателем вверх, на расстоянии 5 см от него была установлена цифровая фотокамера так, что оси отражателя стробоскопа и объектива камеры были перпендикулярны (чтобы исключить засветку матрицы прямым светом вспышки). В режиме видеокамеры был отснят ролик с возникновением и перемещением АЯ. Так вот, АЯ были зафиксированы ТОЛЬКО на расстоянии 1–3 см от вспышки-стробоскопа. Чтобы окончательно убедиться в НЕ аномальности происходящего, был смоделирован процесс получения «аномального явления». Для этого был взят прибор под названием пульверизатор. За мгновение до фотосъемки (со вспышкой, в темной комнате) перед объективом была распылена вода. И получено огромное количество аномальных шаров! Объяснение, как вы уже поняли, довольно простое – мельчайшие капельки воды, ярко освещенные вспышкой, да еще не в фокусе, дают это красивое, но не аномальное явление.

Можете попробовать сами. Если вдруг не получиться, обязательно сообщите нам. Вероятно, не все фотоаппараты подвержены этому эффекту, и…было бы очень важно знать, оптика каких камер не дает подобных бликов».

После описанного эксперимента все становится и в самом деле до банальности просто и объяснимо, даже мистические «духовные» совпадения типа церквей, крестов, «лабораторий катастроф». Ключ – в сходстве физических условий: разрушение, влажность, вспышка.

Первое и второе порождают мельчайшие частицы, третье – вспышка – вызывает эффект «праны». И тот снимок на лестницы в СГУ, что вызвал самое первое удивление, объясним: человек, пройдя рядом со строительными лесами, поднял в воздух пылинки перед фотокамерой. И времени, пока человек дошел до площадки, оказалось достаточно, чтобы они воспарили вверх настолько, что попали в луч света от фотовспышки. На этом можно было бы ставить и точку. Но цифровая техника преподносит новые сюрпризы. И еще один снимок, для объяснения которого мы пока не можем даже предложить никакой версии, мы предлагаем на суд читателя.

Снимок передан автору этих заметок сотрудником редакции нашей газеты. Эффект, запечатленный на фотоснимке, еще, кажется, не встречался в публикациях. И, возможно, версию происхождения изображения, предложат читатели нашей газеты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102008145945&oldnumber=461