"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (472) от 22.01.2009

Работа над ошибками в «Классе»

Екатерина БОГДАНОВА

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского кинофестиваля фильм «Класс»

(так отечественные кинопрокатчики «окрестили» менее благозвучное

«За стенами») французского режиссера Лорана Канте начал свое путешествие по России

с календарного начала этой зимы.

На прошлой неделе каннский призер пополнил репертуар саратовского Дома кино. В минувшую пятницу приглашение на арт-хаусную премьеру с последующим обсуждением увиденного получили журналисты, кинокритики, а также учителя и ученики одной

из энгельсских школ.

Школа как ад… Неуправляемые и уверившиеся в своей безнаказанности ученики; учителя, встречающие каждый новый рабочий день с обреченностью тюремных надзирателей… Легшая в основу фильма одноименная книга Франсуа Бегодо – писателя, публициста, сценариста, актера, а по совместительству еще и преподавателя французского языка с более чем десятилетним стажем – заставляет вспомнить «Вверх по лестнице, ведущей вниз» американской писательницы Бел Кауфман и апдайковского «Кентавра». И дело не только в схожести созданных абсолютно разными авторами миров. Узнаваема сама школьная система, не так далеко отстоящая и от российских реалий. Если отбросить естественные межкультурные различия в образовательном процессе, поведение на уроках подростков можно воспринимать как прогрессирующий с годами тревожный для любого общества синдром.

Честно признаюсь, наслаждаться просмотром мне мешало только одно – необходимость концентрировать внимание на ускользающих строчках субтитров. С другой стороны, это обстоятельство даже как будто вписывается в лаконичный режиссерский контекст и подчеркнуто небрежную операторскую работу, больше характерную для облюбованного Канте документального жанра. В определении специфики фильма вообще легко обмануться: так и кажется, что беспристрастный взор камеры фиксирует разрозненные куски обыденной школьной жизни. Уверить зрителя в этой мысли способна и неизменность декораций к происходящему на экране: съемка главным образом сосредоточена в пространстве одного-единственного класса. Изредка камера позволяет себе путешествовать до коридора, учительской или, скажем, компьютерного класса, но все равно не отлучается дальше школьного двора.

И это не единственный прием придания фильму эффекта документальной спонтанности. Режиссерская работа над «Классом» была сродни сбору модельки хитроумного конструктора. Беснующиеся за партами и натуралистично хамящие учителям школьники, да и сами преподаватели – никакие не актеры, как может показаться вначале. В творческих мастерских, организованных создателями фильма при одном из парижских колледжей, их всех собрал случай: многие откликнулись на объявление из чистого любопытства, никогда прежде не помышляя о карьере артиста. В одном из своих интервью режиссер признается, что работа в студиях велась в течение года. На этих встречах режиссер и будущие герои ленты – в том числе и сам Франсуа Бегодо, исполнивший в фильме центральную роль классного руководителя Франсуа Марена – обсуждали характеры своих персонажей и импровизировали. Такой стиль работы породил многие интересные находки. Например, в результате импровизаций постепенно вырисовались характеры самых непослушных учеников Марена – Сулеймана и Кумбы.

Класс Марена – это маленький срез французского общества, а возможно, и иллюстрация к многонациональной картине мира. Его ученики выросли в африканских, китайских, вьетнамских семьях и отличаются абсолютно разным цветом кожи. Одноклассники, впрочем, вполне сносно уживаются друг с другом. Парадоксально, но детей объединяет неприязненное отношение к коренным французам – быть «лягушатником» в школьной среде считается позором.

Сюжет «Класса» предельно заостряет и некоторые другие моменты: конфликт поколений, противостояние учителей и учеников как надсмотрщиков и заключенных… Все два с небольшим часа, в течение которых длится картина, не покидает мысль о том, что эти и другие углы могли бы стать значительно глаже, если бы героям фильма удалось найти взаимопонимание. «Современное общество, находясь в мощнейшем потоке информации и, казалось бы, имея возможность общаться на самых разных уровнях, сталкивается со страшной проблемой: разъединенностью людей, становящихся все более и более одинокими, – считает главный редактор Нижневолжской студии кинохроники Татьяна Зорина. – Учитель, обучая языку не владеющих им людей, тем самым пытается помочь этим людям найти общий язык друг с другом. Ведь отсутствие его порождает конфликты, которые из местечковых выливаются в глобальные».

Франсуа Марен, как одаренный и профессиональный педагог, безусловно, старается нащупать пути к этому диалогу. Вместе с тем, складывается впечатление, что, обучая детей своему предмету, он не стремится вложить в них нечто большее, чем знание правил произношения и правописания. Как и другие учителя, он априори считает почти всех своих подопечных не способными к обучению бездельниками. И сам не понимает, что такое отношение делает его уязвимым, и в итоге даже заставляет поддаться на провокацию со стороны класса. Опускаясь до уровня школьников, Марен, будучи не в силах себя сдержать, называет двух своих учениц «шалавами». За этим следует вспыхивающая между мальчишками драка, последствием которой становится исключение из школы зачинщика потасовки – Сулеймана. И только во время сцены проведения дисциплинарного совета зрители, а вместе с ними и учителя, узнают, что подросток в своей другой, не школьной, жизни – добрый, спокойный мальчик и заботливый сын. Марен, никогда особо не интересовавшийся семейными проблемами своих учеников, как и все, голосует за исключение Сулеймана. Видно, что сомнения не покидают его, но малодушие берет над ними верх: исправлять трудного подростка куда сложнее, чем констатировать его природную неспособность к усвоению предметов.

Сильное впечатление производят последние кадры фильма: девочка, которая по окончании последнего в учебном году урока подходит к Марену и тихо признается, что за год ничего для себя не узнала, и перевернутые, стоящие в беспорядке стулья, оставшиеся после поспешного бегства из класса детей. Их, этот символ искалеченного детского мировоззрения, камера фиксирует несколько бесконечно долгих секунд.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22012009153211&oldnumber=472