"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (490) от 28.05.2009

Олег Янковский: на переломе эпох

Алексей ГОЛЯКОВ

Саратов не остался в стороне от известия о смерти Олега Янковского. 22 мая, в день его похорон в Москве, в Саратовском Доме кино прошел импровизированный вечер памяти Олега Ивановича, организованный региональным представительством «Комсомольской правды» и Домом кино.

Подобное внимание к личности безвременно ушедшего артиста московского «Ленкома» – вовсе не дань дежурным траурным церемониям. Для всех, кто хоть краем уха слышал о его основных биографических поворотных пунктах, не может не знать – наш город стал родиной артиста Янковского, родиной не по месту рождения, а именно как артиста.

На встречу пришли директор 67-й средней школы города Саратова (где он учился до 7 класса) Галина Михайловна Полянская, одноклассники Янковского – Валерий Иосифович Мериин и Людмила Павловна Федокина. Галина Михайловна рассказала на вечере, как не раз в дни приезда в Саратов Олег Иванович, в своем шарфе и с неизменной трубкой, с гордостью окружавшим его «випам» представлял Галину Михайловну как «моего директора». А Валерий Иосифович вспомнил, каким был он школьником – любознательным, очень контактным. Был остроумен, хохмил, но уже тогда получалось у него это ни в коем случае не зло, а обаятельно. Учился ровно, но к театру и актерству тогда практически никакого интереса не проявлял, а «болел» футболом, знал все тогдашние ведущие команды в стране и сам, кстати, хорошо играл с мальчишками в школе и во дворе. Людмиле Ивановне особо запомнились его внешность как подростка, выделявшая его от остальных «породистостью», природным аристократизмом. Особенно, по ее словам, запали ей в душу девчоночьи длинные ресницы...

Причуды судьбы, когда планировавший стать стоматологом и поступать в Саратовский мединститут молодой человек почти ради розыгрыша пошел в театральное училище и был принят (при этом фамилия Янковский у приемной комиссии ассоциировалась прежде всего с его братом Николаем, но никак не с ним) – к концу жизни Олега Ивановича кажутся предопределенными и совсем не смешными. Янковский очень быстро стал звездой – не в пошлом значении этого поставленного на конвейер понятия, а звездой настоящей, которую не нужно зажигать и раскручивать; на то она и звезда, что загорается сама.

На рубеже 70–80-х годов зрительская аудитория (и особенно женская ее часть) истосковалась по экранному герою – не пафосному и не с горой мышц, а вот по такому – достоверному, по-мужски сдержанному и надежному. При этом манеру его игры принимали не сразу наши театральные и киношнные «фундаменталисты», – она была сродни той, что окрашивала собой стиль итальянского неореализма в кино и стала позднее основой творческого метода сначала в ефремовском «Современнике», а затем и во МХАТе. А ироничность Янковского (прежде всего к самому себе) – еще задолго до его неклассического, жутко привлекательного Мюнхгаузена, – начала вести его по жизни, и чем больше щурил он глаза в усмешке, тем карьера стремительней выносила его на новые высоты. И не важно, кого он играл. Будь это прогрессивный секретарь парткома из полузабытой ныне, но все так же поучительной «Премии» Гельмана. Или обращенный к внукам и правнукам революции Ленин – без грима, в прямом и переносном смыслах, в новаторских для своего времени пьесах Шатрова. Или полностью разуверившийся в попытках наладить на старых началах нашу жизнь простой советский инженер Сергей, – этот красивый неудачник из «Полетов во сне и наяву», он же по своей сути – постаревший на десять лет Зилов из вампиловской «Утиной охоты».

В конце встречи в саратовском Доме кино был показан фильм Тарковского «Ностальгия».

Зал находился во власти ностальгии, той, что сопряжена с мастерами, которых действительно, увы, все меньше и меньше. Они не мельтешат, не разменивают свой дар ни на гроши, ни на миллионы. Всем известно, что Олег Иванович был предельно разборчив в выборе роли и предлагаемых режиссерами способах ее воплощения, отказался даже играть Воланда в недавней телеверсии «Мастера и Маргариты». Видимо, планка, которую он ставил перед собой, была достаточна высока, – так, что зрители ее так и не увидели в финальных кадрах «Мюнхгаузена», когда он на лестнице поднимался в небо.

P. S. Г.М. Полянская сообщила собравшейся аудитории, что коллектив школы единодушно решил обратиться в городскую думу Саратова с предложением, чтобы на фронтоне здания школы была установлена мемориальная доска в честь учившегося здесь актера. Оказать материальную помощь в этой инициативе пообещал, по ее словам, бывший выпускник этой же школы, депутат облдумы Л.А. Писной.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27052009173150&oldnumber=490