"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (511) от 03.11.2009

Худсовет

А царское ли это дело?

Екатерина БОГДАНОВА

Добравшись до известных высот, отечественный кинематограф взял моду восхищать искушенных киноманов обложкой и одновременно пугать скрытой под ней начинкой. От последнего творения Павла Лунгина «Царь», несмотря на сложившуюся закономерность, ждали чего-то большего. И, между прочим, еще продолжают ждать, поскольку на большие экраны регионов эта широко проанонсированная историческая драма вышла совсем недавно.

В первые дни появления в афише «Царя» саратовский Дом кино даже собирал небывалые для себя аншлаги. Причем создавалось впечатление, что публика, приходившая на сеанс, была уже подготовлена отзывами блоггеров, которым посчастливилось увидеть премьеру раньше, и критиков в Интернете. Основываясь на собственных ожиданиях, могу сказать, что лично я эгоистично шла за порцией визуально-мозгового потрясения. А в итоге приобрела легонькую слезовыжимающую встряску. И еще предвкушение чего-то эдакого, нагнетавшееся на протяжении всего двухчасового показа и оставившее легкое чувство разочарования в конце.

Я не случайно настаиваю на том, что разочарование было именно легким, едва заметным. Не исключено, что мы, зрители, уже так накушались, что с трудом отделяем мух от котлет, а, возможно, хотим и того и другого сразу. Вдвойне приятно, что Лунгин эту новомодную тенденцию учел и об ошалевшем зрителе позаботился. В фильме есть нелицеприятные эпизоды – иначе картина не была бы современным повествованием о правлении одного из кровожаднейших российских царей, чтобы там ни говорили по поводу несоответствия сценария реальным фактам историки. Однако сцены изощренных пыток почему-то трогают гораздо меньше, нежели крохотный эпизод, в котором медведь ударом лапы убивает маленькую девочку, с иконой в руках бросившуюся на защиту терзаемого зверем человека, или же сцена похорон Филиппа Колычева. Да и Иоанн Грозный, в финале фильма вопрошающий: «Где мой народ?», – производит сильное впечатление. Но Лунгин, как кажется, отнюдь не задавался целью перещеголять признанных мастеров натуралистично-шокирующих съемок. «Царь» балансирует на грани визуального отторжения и подкупает другим: сбалансированным сюжетом, завораживающей игрой Петра Мамонова и Олега Янковского, качественными съемками. Лишним проголливудским спецэффектом кажется разве что история блаженной девочки Маши, кстати и некстати мелькающей в кадре всю первую половину фильма. Отличие от классических зарубежных блокбастеров одно: в последних приоритет на исполнение подобных жалостливых ролей безоговорочно принадлежит светловолосым и голубоглазым мальчикам.

И еще. Назвать это кино пародией на современную Россию, как того бы желали некоторые критики, даже с натяжкой, язык не поворачивается. Виновата ли в этом выбранная режиссером историческая эпоха, которая куда больше соответствует сталинским временам, или сюжет, фокусирующийся на иных ракурсах и преследующий иные задачи, но в своем вневременном контексте «Царь» напоминает, скорее, антиутопию или фильм-предупреждение. По крайне мере, хочется надеяться на то, что так он тоже будет воспринят.

Если постараться, на показ «Царя» в Доме кино еще можно успеть.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3122009111921&oldnumber=511