"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (513) от 17.12.2009

Вернисаж

Юрий Набатов: пятьдесят лет спустя

Екатерина БОГДАНОВА

Чтобы увидеть известного саратовского фотохудожника и фотокора Юрия Набатова без камеры в руках, нужно было придти 11 декабря в Саратовский областной Дом работников искусств на персональную выставку Юрия Васильевича «Избранное ... 50 лет профессиональной деятельности».

В этот вечер удивительным было абсолютно все, начиная от забавных, грустных, лиричных, глубоких – одним словом, непостижимых фоторабот и заканчивая самим виновником торжества, пусть не надолго, но оказавшимся «в шкуре» своих героев.

Принарядившийся, даже франтоватый Юрий Набатов пожимал руки коллегам и друзьям, принимал поздравления и восхищенные отзывы и охотно рассказывал, где и при каких обстоятельствах был запечатлен тот или иной поразивший зрителя миг. Чтобы успеть проделать все это до начала официальной части мероприятия, ему приходилось перемещаться из одного зала СОДРИ в другой и еще периодически спускаться на лестницу, потому как фотохудожества разместились на большей и самой выгодной части выставочного пространства.

На самом деле, как признались организаторы выставки, на стадии отбора работ им пришлось в буквальном смысле «резать по живому»: уникальных снимков в коллекции Набатова набралось так много, что, будучи вывешенными все, они наверняка заняли бы помещения вплоть до стен гардероба. И хотя посетителей на открытие экспозиции пришло немало, любопытство гостей ограничили двумя залами: в первом разместились черно-белые фотографии советской поры, отснятые на старые пленочные фотоаппараты, а во втором – цифровые фото последних лет, большинство из которых публика увидела впервые.

Кто только ни попадал в объектив Набатова: и известные шоумены, и звезды театра и кино, и политики, и духовенство, и простые люди, случайно становившиеся участниками весьма пикантных кадров. При взгляде на эти фотографии порой даже трудно отмахнуться от мысли, что время и место сошлись в едином пространстве не случайно, а по воле автора. Однако обвинять Юрия Набатова в притворстве так же нелепо, как пытаться выхлебать ситом суп.

Так называемых «постановочных» кадров на экспозиции нет, каждый экспонат правдив и способен многое о себе рассказать. Конечно, как профессиональный фотокорреспондент, Юрий Васильевич в совершенстве постиг науку построения нужной сцены и позы, умеет уловить настроение персонажа, запечатлеть выигрышную для газетного фото мимику героя. Но Набатов открыл в себе и талант поважнее. Его маленький Юра постиг, едва только взяв в руки фотоаппарат, – заветное, дорогое сокровище, с трудом выпрошенное у родителей. Отщелкав несколько кадров, коими сразу же снискал удивление и похвалу, мальчик понял, чем хочет заниматься в жизни: ведь далеко не каждому дано умение подсматривать повседневные моменты, запечатлевать уникальные, неприметные на первый взгляд сценки, мимо которых проходит, не замечая их, абсолютное большинство людей.

Любимых работ, по признанию Юрия Васильевича, у него нет. Каждая из них дорога ему по-своему. Хотя, быть может, чуть больше остальных мастер выделяет одно из последних своих творений – вещицу, появившуюся в коллекции после саратовского выступления Димы Билана. На снимке с лаконичным названием «На концерте Билана» молодой омоновец держит на руках бесчувственную девушку-фанатку с запрокинутой головой. На редкость выразительные лица стражей правопорядка и стали той «изюминкой», за которую Юрий Васильевич полюбил этот снимок.

«У каждого фотографа свое призвание, – говорит Набатов. – Я – газетный репортер, привык снимать репортажи».

Впрочем, послужной список Юрия Васильевича красноречивее всяких слов: в семнадцать лет, заканчивая десятый класс, он стал фотокорреспондентом областной газеты «Заря молодежи». После трудился в «Коммунисте» и в Телеграфном агентстве Советского Союза (ТАСС), а ныне представляет еженедельник «Саратовский взгляд». Его работы публиковались и публикуются в российских и зарубежных изданиях, а сам он продолжает побеждать в престижнейших фотоконкурсах, не пугаясь самых сложных конкурсных заданий и самых придирчивых требований к качеству снимка. Невозможно поверить в то, что Набатов, такой энергичный и целеустремленный, вдруг откажется от какого-то своего замысла, столкнувшись с трудностями, остановится на полпути… Что-что, а такое точно не про него.

Весь вечер Юрию Васильевичу приходилось щуриться от вспышек фотоаппаратов. Его упоенно пытались запечатлеть гости с «мыльницами»; за каждым поворотом его головы охотились друзья и коллеги, вооруженные аппаратурой посерьезней. И это не считая внимания камер телевизионщиков, мимо которых событие тоже не прошло незамеченным. Юрий Васильевич держался уверенно и невозмутимо, не обращая внимания на царившую вокруг него суматоху. Быть может, как раз для того, чтобы не мешать другим сделать достойный восхищения снимок.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122009110013&oldnumber=513