"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (513) от 17.12.2009

Худсовет

«Четвертая высота» от Тюмени до Норвегии

Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ

Очередное, уже пятое, выездное заседание Всероссийского театрального фестиваля «Четвертая высота» проходило на прошлой неделе в стенах Саратовского ТЮЗа Киселева.

Бессменный руководитель фестиваля – член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», завлит Екатеринбургского ТЮЗа Олег Лоевский – на прошедшей 10 декабря пресс-конференции заметил, что не нужно искать какой-то «сакральный смысл» в названии их «долгоиграющего мероприятия». За числовым обозначением высот, которыми овладевает современная, преимущественно молодая, драматургия, стоят не столько праздничные огни рампы, сколько каждодневный, кропотливый труд, напряженные поиски своего зрителя, преодоление известной еще с советских времен косности большинства сегодняшних так называемых репертуарных театров.

Вообще, само появление Лоевского перед прессой каждый раз навевает на мысли – как же непрост путь сегодняшней пьесы на сцену. И не одна лишь пробуксовка огромного, трудно поддающегося реформированию театрального механизма здесь сказывается. Причины подчас нескрываемой нелюбви академических театров к современным текстам в форме диалогов кроются и в самих сегодняшних авторах, слишком часто гоняющихся, по выражению первого русского поэта, «за дешевизной».

Как говорилось на пресс-конференции, если профессионально отслеживать поток драм и комедий, поступающих на всевозможные фестивали и конкурсы России и ближнего зарубежья (а на организационно-стилевое разнообразие этих конкурсов ныне просто грех жаловаться), то легко подсчитать в среднем количество пьес: в пределах 450–500 рукописей ежегодно. Но выбрать из них стоящее очень трудно. Причем если раньше, условно говоря, залогом успеха для уже начавшего свой творческий путь драматического писателя очень часто была, например, лениниана или тема сталеваров, перевыполняющих план и к тому же отказывающихся от премии, то сейчас убийцы, проститутки, наркокурьеры и просто уроды-маргиналы свободно гуляют по сценам от Калининграда до Владивостока. Но есть одно «но»: они не мучаются «комплексами» Раскольникова и Сони.

Нынешняя «4-я высота» – и на этом особенно сделал акцент Лоевский – изначально позиционирует в себе направленность к внутренним, сущностным конфликтам, а не к внешнему их выражению, в котором на 90 процентов нет ничего, кроме – по-Лоевскому – «бессмысленного мата» и снятых перед публикой штанов.

Выбранная для творческой лаборатории «Убийца» – пьеса уже немолодого драматурга из Москвы, плодотворно работающего в сегодняшней телесериальной индустрии Александра Молчанова – в чем-то сюжетно и мировоззренчески перекликается со знакомым всем нам еще по школьной хрестоматии романом Достоевского. Тюменский режиссер Михаил Заец, поставивший спектакль (сам, кстати, начинавший как актер и игравший Раскольникова), говорил об особой ответственности перед молодой зрительской аудиторией, к которой и обращен, собственно, плод его творчества, о внимательно выверенном подходе к выбору средств.

Язык фантастического реализма был преподан в пьесе драматурга из Уфы Елены Мошиной «Остров Рикоту», режиссер Андрей Корионов (Санкт-Петербург). Другой текст, знакомый российским театралам по отзывам критиков как «психотерапевтическая пьеса» – Елена Исаева (Москва) «Про мою маму и про меня». С этой пьесой Исаева в 2003 году заняла 1-е место на Всероссийском конкурсе современной драматургии «Действующие лица». В настоящее время она была передана «Четвертой высоте» в интерпретации режиссера из Санкт-Петербурга Марии Романовой.

Видимо, совсем не случайно в должности Олега Лоевского в Екатеринбургском ТЮЗе еще и как замдиректора есть приставка, возлагающая на него и «международные связи». В прошлый сезон (2008 г.) саратовцы имели возможность лицезреть режиссера и актера Йохана Ботта (ФРГ), хотя он, по мере вливания в творческую жизнь нашей северной столицы, приобрел и российское гражданство. На сей раз уже не ближнее зарубежье в репертуаре лаборатории значится именами немецкого автора Ульриха Хуба (пьеса «У ковчега в восемь») и молодого режиссера из Норвегии Сигрид Стрем Реибо, которая и поставила эту пьесу. Пресса с особым пиететом снимала на телекамеру экстравагантную скандинавку, интересуясь ее впечатлениями о городе на Волге. Сигрид была в восторге от Малой сцены Нового ТЮЗа, позволяющей находить непосредственный контакт со зрителем. По ходу заметим, что ставшая уже «вечной» недостроенность знаменитого саратовского театра нисколько не мешает, как можно судить, привлекать именно на эту сценическую площадку («Новый ТЮЗ») самых неожиданных гостей.

Еще один участник фестиваля – критик, заведующий отделом искусств «Литературной газеты» Александр Вислов – поделился своими впечатлениями как о работе семинара, так и ТЮЗа Киселева в общем. Вислов признал, что сегодня ТЮЗ – театр живой, свободный от известных штампов детского театра, и достаточно посмотреть хотя бы два спектакля, задействованных в репертуаре (современную «Наташину мечту» и классический «Ревизор»), чтобы в этом убедиться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122009110443&oldnumber=513