"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (518) от 04.02.2010

Вернисаж

Все смешалось в картинах Тимофеева

Екатерина БОГДАНОВА

Завсегдатаям местных художественных галерей, наверняка, запомнилась персональная выставка скульптора Андрея Щербакова, прошлым летом открывшаяся в музее краеведения в рамках проекта «Художник – городу». Автор не одного скульптурного сооружения, за последние несколько десятилетий существенно изменивших наш город, Щербаков, как нельзя лучше, презентовал целый крупномасштабный цикл Поволжского отделения Российской академии художеств.

И хотя в реализации проекта случилась досадная многомесячная заминка, имя второго его участника вызвало у публики ничуть не меньший интерес. 27 января в выставочном зале музея разместились самобытные работы молодого и уже известного художника Павла Тимофеева.

Многие произведения художника, вошедшие в состав экспозиции, не стали для поклонников творчества Тимофеева в новинку. На стенах музейного зала оказались холсты разных лет и самой различной тематической и жанровой направленности, начиная от пейзажей, запечатлевших редкие, исчезающие уголки Саратовского края, и заканчивая портретами и натюрмортами. Помимо картин, на застекленных витринах разместились многочисленные дипломы живописца, в том числе и награда пятилетней давности, присужденная коллегией РАХ, а также иллюстрированные работами Тимофеева альбомы.

Впрочем, публики на открытии тимофеевских экспозиций мало никогда не бывает. И нынешний вернисаж отнюдь не стал исключением из правил. Своим присутствием презентацию экспозиции почтили не только педагог Тимофеева академик Анатолий Учаев, но и министр культуры области Владимир Синюков. «Выставка, безусловно, событие для нашей культуры, – прокомментировал увиденное г-н министр. – Для Саратова замечательно и здорово, что есть такие художники. Творчество Павла Тимофеева самобытно, редко, индивидуально. Тут и классика, и Европа, и романтизм, и голландцы, и примитивизм, и символизм… И, в конце концов, ни первое, ни второе и ни третье».

Наверное, охарактеризовать своеобразную художественную манеру Тимофеева как-то иначе было бы и впрямь затруднительно. Причудливое смешение разновременных пластов с очевидным тяготением автора к купеческой старине, игра разных техник, стилей и настроений едва ли способны наскучить зрителю или лишить полотна ярко выраженной индивидуальности. «Художника вообще нельзя разорвать с городской средой», – высказался присутствовавший на мероприятии Андрей Щербаков. В картинах Тимофеева нет и намека на урбанизм, и, несмотря на это, оспорить справедливость оного утверждения применительно к экспонатам выставки не получится.

Большинство загадочно-сказочных вещиц, вошедших в экспозицию, взирают на зрителя с чувством грусти и укоризны. Ветшающие без присмотра культурно-исторические памятники в отдаленных уголках области перемежаются с порожденными фантазией художника сценками деревенской дворянской жизни и печальными картинами поваленных в беспорядке стволов. Картины способны вызвать эмоции даже у тех, кто ни разу не бывал в описанных художником местах.

Выпускник отделения живописи Саратовского художественного училища, Павел Тимофеев не случайно сделал Саратов и его окрестности одной из сквозных тем своего творчества. Однако в его кисти перемешано невероятное количество географических мотивов. Есть в ней и отголоски родной для художника Караганды, есть и Санкт-Петербург, и Москва, и другие места, в которых довелось побывать живописцу. Пространственное богатство пейзажей и нетривиальность сюжетов – вот то, чем в первую очередь подкупает творчество Тимофеева. Хотя, быть может, все дело в мягкой лиричности палитры красок и настроений, дарующей ощущение уравновешенности, гармонии и красоты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4022010120532&oldnumber=518