"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (520) от 18.02.2010

Худсовет

История несостоявшейся любви

Елена ТАЛПЭУ

В культурной среде Саратова кипят не меньшие страсти, чем скажем на политической арене или в экономической жизни. Творческие люди очень восприимчивые, чувствительные, легкоранимые создания. Думается, в силу этих причин вечер, посвященный Марине Цветаевой и Райнеру Марии Рильке, был открыт… нет, не произведениями этих замечательных авторов и даже не рассказом о них.

Вступительная речь была посвящена статье, опубликованной в газете «Богатей» от 21 января 2010 года под названием «Распутные гении». По мнению Натальи Кравченко, которая уже на протяжении многих лет проводит в стенах большого зала областной научной библиотеки литературно-музыкальные вечера, посвященные выдающимся поэтам разных стран и эпох, данная публикация является лживой и оскорбительной.

Что ж, критика – вещь конструктивная. Только вот ни статья в газете «Богатей», ни ответная публикация Натальи Кравченко, размещенная на ее сайте www.natalia-cravchenko2010.narod2.ru, к критике, на мой взгляд, никакого отношения не имеют.

Что касается статьи в газете – это позиция и точка зрения автора, лично ее взгляд на прошедшее мероприятие, который имеет право на жизнь и который, как представляется, был превратно понят; реакция и ответ Натальи больше напоминает довольно злобный памфлет, непонятно чем вызванный.

Нам же не хочется говорить об обвинениях, которые, по крайней мере, выглядят смешными, а хочется, насколько это возможно, вместе с Натальей Кравченко поведать тебе, наш дорогой читатель, о Марине Цветаевой и о замечательном немецко-австрийском поэте Рильке, с которым свела ее судьба и в то же время разлучила.

Как известно, Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны, урожденной Мейн. Через два года появилась на свет сестра Марины, Анастасия. Конечно, в такой семье не могли родиться обычные дети. Мария Александровна писала в своем дневнике о маленькой Марине: «Моя четырехлетняя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэтом?». Как мы можем догадаться, мама не ошиблась!

В семнадцать лет, еще учась в гимназии, Марина за свой счет напечатала в типографии Мамонтова книгу стихов «Вечерний альбом» и послала ее Валерию Брюсову, Максимилиану Волошину и в издательство «Мусагет». Так Цветаева определила свою судьбу – резко и решительно, как все, что она делала в жизни, заявив о себе как поэте и довольно неординарной личности. Ведь послать свои еще полудетские, камерные, навеянные отроческими впечатлениями, «жаждой любви и незнаньем о ней» стихи такому мэтру, как, например, Брюсов, было очевидной смелостью. Эта смелость и неординарность была с ней всю ее жизнь. Отклики последовали незамедлительно. Брюсов, Волошин, Гумилев признали за юной гимназисткой право называться поэтом.

Цветаева видит мир наперекор всему, она пишет о тех и для тех, кто ей близок и дорог, кто дает ей силы жить и вливает в нее творческую энергию. В ноябре 1922 года Цветаева начинает переписываться с Борисом Пастернаком, которому написала сама, первая, считая его одним из величайших лириков современной ей России. Ему она посвящает стихотворный цикл «Двое». А с 1926 года переписка начинается еще и с Райнером Марией Рильке, поэтом, перед невероятным даром которого Цветаева преклонялась много лет. Духовное, творческое общение больших поэтов – это нескончаемый разговор об Истине, Гармонии, Любви. («Письма лета 1926 года» – Цветаева, Пастернак, Рильке – ныне изданы во многих странах мира).

Нужно отметить то, что, как ни парадоксально, очень влюбчивый, открытый для людей, для любых проявлений чувств человек, Марина Цветаева была одинока. Любовь Цветаевой часто «наступательная», требовательная, не зависящая от партнера, от его желания или нежелания. Если ей нравился кто-то, она отдавалась этому чувству вся, целиком. Потому что знала: любовь всегда обречена на разлуку, а счастье – на страдание: «Цыганская страсть разлуки! Чуть встретишь – уж рвешься прочь!».

Ценителям поэзии, конечно, известны многие факты из биографии Цветаевой. Но на вечере более подробно и в своеобразной интерпретации саратовской поэтессы Н. Кравченко было поведано о несостоявшейся любви и о не состоявшемся свидании Цветаевой и Рильке. «Почему именно Цветаева и Рильке, а не, скажем, Пастернак, или Бахрах, или Гронский, с которыми она тоже переписывалась?», – задает вопрос Наталья Максимовна и сама же отвечает: «Потому что Рильке наиболее полно воплотил в себе духовную, заоблачную суть любви Цветаевой, небесную ауру ее чувства. Только Рильке протянул ей ответные руки».

…Волны, Марина, мы море!

Звезды, Марина, мы небо!

Тысячу раз мы земля, мы весна, Марина, мы песня,

Радостный льющийся гром жаворонка в вышине…

Это посвящение Марине Цветаевой, написанное Рильке в ту пору, когда он уже был болен лейкемией. Его смерть в канун нового, 1927 года потрясла Цветаеву. Она пишет ему посвящение – реквием «Новогоднее», посвящает ему «Поэму воздуха». А они ведь так и не встретились.

Именно о взаимоотношениях двух поэтов, о любви, неосуществившейся в реальной жизни, но оставшейся в вечности, было рассказано на этом вечере уже в привычном и полюбившемся многим формате. Так, лекция сопровождалась интересными слайдами с редкими фотографиями и портретами Цветаевой, Пастернака, Рильке. Звучали фонограммы их произведений в исполнении Т. Дорониной, А. Фрейндлих, А. Демидовой, Е. Фроловой и других мастеров искусств.

Для многих людей – постоянных слушателей лекций Натальи Кравченко — красивые и часто трагические истории о выдающихся поэтах, творческих известных и малоизвестных личностях являются своеобразной терапией для души. Послушав о жизни великих людей, кажется, что и сам ты соприкоснулся с чем-то великим, их переживания становятся частью твоей жизни, порой обыденной. Думается, очень символичным является то, что история красивого романа, пусть и эпистолярного, была рассказана накануне Дня всех влюбленных, в праздник, который многие россияне, независимо – православные они или католики, отмечают каждый год.

От редакции:

По большому счету, высказываться по поводу обрушившихся на редакцию гневных филиппик со стороны Н. Кравченко и ее поклонников нет никакого желания, поскольку у журналиста есть неотъемлемое право высказывать свою точку зрения – независимо оттого, нравится она кому либо или нет. Я полагаю, что мнение на этот счет, высказанное Еленой Талпэу в статье, вполне исчерпывает тему.

Другое дело, если бы в публикации содержались факты, не соответствующие действительности. Тогда, согласно закону о СМИ, лицо, в отношении которого были допущены несоответствия, имеет право обратиться в редакцию либо в суд с требованием опровергнуть эти факты, коли у этого лица найдутся на то неопровержимые доказательства. Но пока таких обращений в редакцию от Н. Кравченко не поступало.

И еще один момент. Отклики Н. Кравченко на публикацию в газете «Богатей» можно увидеть на ее сайте и на сайте агентства «Местное время. Саратов». В практике размещения на веб-сайтах материалов, являющихся откликами на другие веб-публикации, общепринято делать ссылку, дабы читатель мог, без особых хлопот, познакомиться со статьей, о которой идет речь. К сожалению, такого корректного отношения нет ни на том, ни на другом сайте, что не делает чести их владельцам.

А.Г. Свешников

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18022010001355&oldnumber=520