"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (533) от 20.05.2010

Власть и Мы

В очереди со своими деньгами – 3, или Парадокс модернизации

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Первую заметку о стоянии в очереди на оплату коммунальных услуг на Саратовском Главпочтамте, будучи рабкором, я написал еще в 80-е годы прошлого столетия. Вторую, «все о том же» – где-то во второй половине 90-х. Сейчас, когда проходит первая декада нового века, в которой, хочешь – не хочешь, а нужно верить только делам и успехам модернизации, когда сети связи и сверхновые системы коммуникации стали глобальным достоянием, снова приходится негодовать и жаловаться.

В начале каждого месяца саратовцы, живущие в центре города, по обычаю, идут в сберегательные кассы и прочие структуры, принимающие средства за коммунальные услуги и прочие платежи с населения.

В этой заметке я говорю только о технологии сбора средств – технологии, при которой горожане, их значительная часть, вынуждены тратить по полчаса и больше для того, чтобы переслать свои деньги соответствующим структурам. Интересно, что четверть века назад, чтобы проделать те же операции, что и ныне, с расчетных касс Главпочтамта саратовцам требовалось приблизительно такое же количество времени – порядка получаса и больше. Все это время нужно стоять в очереди к нескольким кассам, негодуя на нерасторопность операторов и клеймя в сердцах и советскую власть с ее перестройкой, и переходный период, и реформаторство, и послекризисные времена стабильности.

Только в мае я заходил на Главпочтамт 4, 5, 6-го. Очереди, встав в которые, нужно потратить не менее получаса. Сесть негде, стулья и подоконники заняты. Кроме стояния, начинают не выдерживать нервы, глядя на суету, которую создают «тетки» – так я про себя называю ставших многочисленными особей разного пола. Они подходят к стоящему в конце очереди человеку и говорят в затылок: «Мужчина, я за вами, скажите, если кто спросит». Они перебегают из очереди в очередь, спорят за свое место в каждой из них и портят настроение остальным, не мечущимся, окончательно. Я несколько раз уходил со своими деньгами в кармане, так и не перечислив их адресатам. Ситуация одинакова и утром, и днем, и вечером.

В один из дней я попробовал придти на Главпочтамт в 21 час в малый зал, где тоже можно произвести плату. Очередь в 12 человек, за 10 минут от оператора не отошел ни один. Заходил в эти дни и в Центральную сберкассу № 19 Кировского района, ситуация та же – требуется кроме денег отдать полчаса-час из своей жизни в выстаивании очереди. Да, наверное, особенно людно было именно в начале мая, но, смею уверить, и в другие месяцы, в их первые числа, для горожан оплата квартплаты и коммунальных услуг – проблема!

Кстати, думаю, что эта проблема давно была бы замечена, а возможно и решена, если бы в очередях к «заветным окошкам» с нами вместе стояли Ипатов с Бабичевым, Старшова с Алешиной. Не видят очереди ни их, ни Ландо или Большеданова, ни городских депутатов или муниципальных чиновников. Тех же «коммунальных начальников», что наши деньги собирают: Фадеева, Гордополова, Челышева, Полазника и проч. тоже никто ни на Главпочтамте, ни в сберкассах никогда не видел. Их время драгоценнее нашего! Оплачивают ли они квартплату и где? Охочие к полемике подсказывают, что «дворянское гнездо» давно перешло на Интернет, использует для платежей коммерческие банки. А остальные саратовцы: избиратели, плательщики, клиенты – пусть жалуются на весь этот бардак. Так что ли? Оставим право говорить о государственности, патриотизме, модернизации, как и само право быть «избранными» – тем, кто нам услуги оказывать обязан, оставив себе лишь право жаловаться. Жаловаться им же! Епископу Лонгину, может, пожаловаться? – но он тоже, видимо, «сидит» в Интернете.

И посмотрите, что происходит. Получается, что для основной массы людей, эффективность их обслуживания при наличии счетов и арифмометров, штемпелей, ручек с железными перьями и прочей канцелярской атрибутикой, четверть века назад (!) была не ниже. Парадокс? Если еще при этом учесть, что года три назад «Почта России» усиленно пиарила свои «выдающиеся успехи», а руководители ее служб получали приличные бонусы в карманы, ордена на шеи и медали на грудь. Люди, при этом, как стояли, так и стоят в очередях со своими деньгами.

Правда, оказалось, что есть пример другого рода. Мне его соседка подсказала, и после мытарств вокруг Главпочтамта отправился я в Сберкассу на улице Вавилова на стыке с Пугачевской. Зашел – стоит аппарат, запрашивающий клиента, какую операцию тот хочет произвести. Нажимаешь кнопочку, получаешь талон с номером в очереди, садишься и ждешь. Минут 10, не больше. Потом голосом через динамик и электронной строкой на табло клиент вызывается к «своему оператору». Вот это модернизация! Я обалдел, как в 70–80-х годах прошлого века обалдевали качеством услуг «западного мира» советские туристы. Сидящие со мной в очереди клиенты мне рассказали, что эта сберкасса уже в подобном режиме года два как действует. Так что здесь саратовские обыватели воочию наблюдают реальную, пусть и запоздалую модернизацию, ту, которая должна была бы быть еще в конце 80-х годов или в начале 90-х.

Я надеюсь, прочитав мою статью, чиновники, депутаты, их жены и тещи не бросятся в первые дни июня и других месяцев в сберкассу на Вавилова. Может быть, прислушаются к мнению обывателя, вызовут «на ковер» своих ответственных за народные деньги и время из людских жизней коллег и хотя бы порекомендуют им почитать прошлогоднее выступление их главного работодателя с задачами нашего государства по модернизации окружающей среды. А то и еще через десяток лет будет требоваться саратовцу сорок минут, чтобы оплатить квартплату и сделать другие платежи, а мне в четвертый раз придется писать об одном и том же.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20052010002224&oldnumber=533