"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (533) от 20.05.2010

Праздник

Ожившие экспозиции

Светлана ТЕНЕТКО

Есть в месяце мае одна удивительная ночь, когда все музеи открывают свои двери до полуночи. «Ночь музеев» во всем мире привлекает тысячи людей. Один из приятных моментов ночных экскурсий – отсутствие оплаты за вход. Согласитесь, что это весьма привлекательный момент, если речь идет об известных музеях, вход в которые стоит недешево.

За полчаса до начала акции у краеведческого музея уже собралась внушительная толпа. Добрый молодец в красном кафтане, стоящий в дверях на страже, проинструктировав, как должно вести себя посетителю в здании музейном, наконец-то открыл двери, и людской поток медленно и чинно устремился под своды музея, где гостей приветствовали музы: Терпсихора, Клио, Полигимния и Урания во главе со своим предводителем – богом Аполлоном. Каждая муза вручала предсказанье, что в эту ночь ждет вошедших под своды музея.

На протяжении уже четырех лет музей в «Ночь музеев» предлагает что-то новое. В этом году, по словам Галины Глозман, зав. научно-просветительным отделом музея краеведения, музейщики решили отказаться от моноспектакля, поскольку посетителей так много, что уследить за действием было бы довольно сложно. Поэтому в каждом зале в режиме нонстоп как бы оживают персонажи, соответствующие определенной эпохе.

Восточные танцовщицы, томно покачивая бедрами, извивались змеей, молодой воин барабаном выстукивал песнь войны, объясняя своей возлюбленной, что мужчина рожден воевать, а не петь любовные песни. Из залов древностей попадаем в век девятнадцатый, перекинувшись парой слов с коллегой-фотографом, в руках у которого прапрадедушка наших фотоаппаратов, продолжаем путь в двадцатый век, где нас встречает студент, громогласно читающий Маяковского на фоне плакатов-карикатур о буржуинах, которых победоносно бьет Красная Армия. Раритетный телефон в одном из залов тоже «оживает». Набираем на выбор год и месяц (с 1911 по 1914 гг.), и на другом конце провода «барышня-телефонистка» выдает нам информацию о событиях городской жизни по материалам газеты «Саратовская копеечка».

В зале первых лет колхозов матрос с агитирующей его колхозницей распевают частушки, за которые в то время можно было не только лет на десять сеть, но и под трибунал «загреметь».

Экспозицию второй мировой представляет солдат с самым что ни есть настоящим автоматом, который можно даже в руках подержать, ощутив его тяжесть. Рассказы о саратовцах в годы войны дополняются стихами и военными песнями Высоцкого. В этом же зале можно было выбрать и прослушать сводки Совинформбюро и обращение Молотова к гражданам Советского Союза о начале войны, увидеть военные пайки и карточки.

В зале 60-х нас встречают семь слоников над диваном и песни-караоке тех лет. Немного странно было видеть современный телевизор и рядом его предшественника. Попадая в восьмидесятые-девяностые, с трудом вспоминаешь и удивляешься, увидев первый банкомат с наклейками «Экономбанка», часы – подарок на юбилей нашему «веселому» губернатору Аяцкову. Среди экспонатов продукции завода «Техстекло» узнаем вазочки, конфетницы и салатницы, до сих пор еще «живущие» в наших домах. Кто бы мог подумать, что и они уже стали экспонатами музея.

В залах флоры и фауны посетителей ждали конкурс на знание природы Саратовского края, пусть с чисто символическими, но призами, караоке с песнями про птиц (тексты для забывчивых сотрудники музея предусмотрительно распечатали в большом количестве, т. к. была только минусовка в качестве сопровождения). Для самых маленьких тоже приготовили развлечение – раскраски животных, птичек, бабочек. Хотя желающим блеснуть художественными талантами и выйти за рамки простых раскрасок препятствий не чинили, и на стене уже висели шедевры юных анималистов. Среди этих работ наше внимание привлекла довольно необычная раскраска: выхухоль в веселенький цветочек.

Краеведческий музей в эту ночь напоминал людской муравейник. Привычная музейная тишина отступила перед звуками музыки. В залах звучала музыка от балалайки с частушками до фортепианных вальсов Шопена. В «английской» гостиной расположился струнный квартет учащихся музыкальной школы, трио «старинной» музыки встречало гостей на площадке между этажами, народники вполне уютно чувствовали себя в русской избе, а в «немецком» зале «семейное бюргерское» трио наигрывало «Ах, мой милый Августин». В одном из залов даже можно было попробовать себя в роли звонаря. И конечно же, посетители не упускали возможности пофотографироваться с героями оживших экспозиций или запечатлеть свое личико в образе почтальона или жениха с невестой в одной из многочисленных заготовок для фотографий, весьма популярных как в веке минувшем, так и нынешнем.

У нас возник закономерный вопрос к Галине Глозман: откуда такое богатство у музея. Костюмы, по словам Галины Павловны, частично из собственного методического фонда, чем-то помог ТЮЗ Киселева, что-то принесли-сшили родители, артисты, как говорится, с миру по костюму. Сценарии в музее пишут и придумывают сами, и не только для этой «Ночи музеев». Свои ежемесячные «Ночи музея» здесь проводят уже не первый год и имеют уже постоянных посетителей. Для нынешней «Ночи» заготовили около 2000 предсказаний, тоже на собственные средства, чтобы хоть как-то подсчитать число посетителей. В роли древнегреческих муз, божественного Аполлона и других оживших персонажей выступили сами музейщики, которым не привыкать к подобным перевоплощениям и волонтеры.

Прощаясь с музеем ближе к полуночи, интересуемся у Галины Павловны, действительно ли до полуночи будут открыты двери, как сообщалось в программе. «В прошлом году, – делится Галина Павловна, – мы планировали закончить в одиннадцать вечера, нам просто не дали. В одиннадцать открылась дверь, толпа влетела… Мы сидели до последнего посетителя».

Судя по тому, что людской поток не уменьшался, и начал подтягиваться народ из Радищевского музея, «Ночь музеев» здесь снова будет долгой.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20052010003757&oldnumber=533