"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (535) от 03.06.2010

Вернисаж

Разговор поколений в черно-белом варианте

Ольга ПРОКОФЬЕВА

29 мая в усадьбе музея Н.Г. Чернышевского было многолюдно. Особенно много было молодежи. Здесь проходила выставка-конкурс черно-белой фотографии, организованная студентами-третьекурсниками факультета культурологии СГТУ. Участниками выставки стали и уже попробовавшие себя на этом поприще молодые фотографы и любители, делающие первые шаги.

Идея выставки возникла у студентов, когда они, пришедшие на практику в музей, ближе познакомились с жизнью и творчеством великого мыслителя Н.Г. Чернышевского. Ученый секретарь музея Т.О. Пелех помогла преобразоваться студенческой идее в проект и стала его организатором и куратором. Необходимую финансовую поддержку студенческим начинаниям оказала строительная компания «Альфа-Рекорд». Благодаря общим усилиям появилась выставка «Разговор поколений».

Фотографии располагались на двух рядах стендов. Один ряд – «Портрет XIX и XXI веков» – открывается фотографиями самого Н.Г. Чернышевского и членов его семьи. Лица давно минувшего века и лица наших современников… Разные наряды, разные прически… Задаешься вопросом: а есть ли различие в выражении глаз?

На стенде напротив воспроизведена первая страница статьи Н.Г. Чернышевского «Мысли о будущности Саратова», в которой с педантичностью ученого Николай Гаврилович излагает свое мнение. Надо сказать, что над этой статьей писатель трудился незадолго до своей кончины, именно будущее Саратова занимало его. На фотографиях этого стенда Саратов сегодняшний и Саратов уходящий, каким его можно еще застать.

Вот сквозь чугунное кружево, отлитое в мастерских знаменитого когда-то Александровского ремесленного училища, виднеется уголок старинного здания. Все меньше в Саратове остается изделий этого училища, а ведь они придавали неповторимый облик городу. С грустью наблюдаешь забвение и обветшание. Жаль, если все эти балкончики, ограды и лестницы останутся только в воспоминаниях да на фотографиях.

Многие изображения вызывают романтическую ностальгию. Крошечный, утонувший в зелени дворик, старый автомобильчик, сохнущее на веревках белье – фотография «Дворик на Московской». Это Саратов уже ушедший. На другой фотографии – покосившийся дощатый забор, а на нем пестрая кошка с печальными и мудрыми глазами. Невольно отмечаешь: фотограф не просто фиксирует увиденное, он демонстрирует нам свое настроение, свой собственный взгляд.

На одной из фотографий, запечатлевшей живописную улочку, вдоль стены – мусор. «Черно-белая фотография как правда жизни, – замечает одна из посетительниц выставки. – А она бывает и такая – неприглядная».

Выставка не напрасно была названа конкурсом. Рядом с фотографиями ее участников размещались конверты, в которые зрители могли положить входной билет, проголосовав таким образом за понравившиеся работы. Больше всего билетов набралось в двух конвертах: у Цымбал Екатерины и Кораблевой Ольги.

Студентка СГУ Кораблева Ольга, чьи оригинально выполненные портреты пришлись по душе зрителям, считает, что черно-белые фотографии лучше могут выразить замысел автора. Кстати, для нее это уже не первое участие в выставках.

Другой победитель – Цымбал Екатерина – напротив, фотограф начинающий. Главный герой представленных ею работ – Саратов. По ее признанию, она стремится успеть запечатлеть то, что город может утратить: старинные особняки, уютные дворики. Фотография, считает Екатерина, способна изменить и жизнь, и ее восприятие.

Но проект не ограничился только выставкой. Студенты в этот день выступили и в роли экскурсоводов. Они с увлечением рассказывали своим группам о нашем знаменитом земляке, о значении его личности для истории, об уникальной городской усадьбе среднесословной семьи, о мемориальном доме, построенном в стиле ампир.

На заборе музея натянули полотнище с начертанным на нем призывом: «Скажи, что делать?». По замыслу организаторов, на этот вопрос должны были отвечать гости и участники выставки. Ответы получились очень разными. От пожеланий «быть добрее, любить друг друга и природу, просто жить и радоваться жизни» до весьма категоричных предложений о смене «системы управления государством». Некоторые ответы включали не один пункт. Самое большое количество ответов на вопрос «что делать?» содержали совет чаще проводить в усадьбе мероприятия, «где бы мы могли собираться и проводить время культурно и с пользой». Вот чего хотят жители нашего города! И именно этого хотел и первый директор музея – Михаил Николаевич Чернышевский – сын писателя, который мечтал, чтобы усадьба стала тем «культурным уголком», «притягательным центром, отвечающим на духовные и эстетические интересы».

Организаторы субботнего действа не забыли и об угощении. Гостям усадьбы были предложены пирожные «Что делать?». Их быстро разбирали и съедали с видимым удовольствием.

Но все когда-нибудь кончается. Закончился и этот праздник. Снимали фотографии со стендов, постепенно пустела гостеприимная усадьба. До новых встреч, музей Чернышевского!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062010014124&oldnumber=535