"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (536) от 10.06.2010

Худсовет

Любовная история и обезьянья «Фабрика звезд»

Анатолий СВЕТИКОВ

4 июня, накануне первого представления новой программы «Звезды манежа» в Саратовском цирке, как и полагается, дирекция пригласила местную прессу на прогон и небольшую пресс-конференцию. О том, чем порадуют саратовцев столичные гости, рассказали директор Саратовского цирка Иван Кузьмин и Татьяна Коноплева, директор программы проекта двух цирков – Большого Московского цирка на пр. Вернадского и цирка на Цветном бульваре им. Ю. Никулина.

В этом году для Саратова, по словам Татьяны Коноплевой, привезли особенную программу. Большой Московский цирк на пр. Вернадского представляет молодежную программу – цирк сегодняшнего дня. Второе отделение работают маститые артисты циркового жанра цирка им. Ю. Никулина, представляющие обезьянье шоу, в котором, единственном в мире, подобраны такие разные обезьяны. Азиз Аскарян, народный артист России, руководитель шоу, которого не зря называют «обезьяньим папой», со своими четвероногими артистами не расстается ни днем, ни ночью.

Как рассказал журналистам директор Саратовского цирка Иван Кузьмин, в нашем городе программа будет работаться почти два месяца. На несколько представлений, одно из которых будет приурочено к прошедшему Дню защиты детей, цена билетов будет снижена, и не только саратовская ребятня, но и детишки из районов смогут увидеть представления лучших московских цирков в Саратове. Такой же подарок получат социальные работники к своему профессиональному празднику.

Первое, что привлекает внимание, необычные выступления коверных. В этом представлении вы не увидите привычных клоунов в нелепых костюмах, ярких париках и гриме. Дуэт Вячеслава Куркова и Михаила Рамзина доказывает, что коверные не только развлекают зрителей перед сменой номеров, но и владеют практически всеми цирковыми жанрами: жонглированием, эксцентрикой, иллюзией. Открывает программу номер, в котором незадачливые угонщики пытаются умыкнуть воздушный шар и все время оказываются в довольно щекотливые ситуации: то открывается борт корзины, то проваливается пол, и бедолагам-угонщикам приходится взбираться по веревочной лестнице (без страховки) под самым куполом обратно в корзину. Каждый выход этой пары – маленькое самостоятельно представление. И только на прогоне можно увидеть на манеже в роли «подсадного» директора цирка, который не смог отказаться от настойчивого приглашения молодых артистов поучаствовать в номере.

«Воздух» представлен в программе не только эксцентрикой на шаре, но и «Элегией» воздушных гимнасток на полотнах под руководством Дарьи Костюк. На первый взгляд, никаких сложных приспособлений в номере нет – два длинных полотна, на которых девушки-бабочки или феечки (кому что больше нравится) выделывают акробатические номера. Только вот работают они опять же без страховочных тросов, и временами кажется, что, раскручиваясь из ленты-кокона, эта бабочка вдруг может упасть на манеж. Зрелище завораживающе красивое, но в это же время понимаешь, что все происходящее довольно опасная работа. Впрочем, у цирковых, наверное, нет совершенно безопасных профессий.

Дрессированные собачки Дарьи Костюк – тойтерьер, большие и малые пудели предстали перед зрителями как настоящие модели, продемонстрировав не только различные модельные стрижки на ухоженной шерстке, но и неподражаемые артистические способности.

Апофеозом программы цирка на пр. Вернадского поистине стало иллюзионное шоу «Абстракция» (худ. руководитель Дарья Костюк) – драматический спектакль истории Пигмалиона наоборот. Здесь соединились множество жанров – от пантомимы и балета до иллюзии и дрессуры, и все это приправлено яркими красками, неожиданными превращениями, любовной интригой со счастливым, как и полагается, концом.

Как мы успели заметить, Дарья Костюк в этой программе выступала в самых различных амплуа: воздушной гимнастки, дрессировщика, иллюзиониста. По словам Дарьи, такая жанровая разноплановость, вероятно, оттого, что она довольно поздно (в девять лет) попала в цирк. Дарья потомственная цирковая артистка в третьем поколении. Ее дед, Леонид Семенович Костюк, работал в жанре эквилибристики. Отец, Леонид Леонидович, худрук Большого Московского цирка (БМЦ), народный артист России, профессор, обладатель престижной награды «Золотой клоун», в прошлом тоже эквилибрист, исполнитель уникальных трюков с першами (железный шест, который удерживается на лбу, а на верхнем его конце стоит человек – Авт.). Мама, Татьяна Коханова, заслуженная артистка России, главный балетмейстер и режиссер-постановщик БМЦ. Несмотря на это, родители не хотели циркового будущего для дочери и прочили ей карьеру в более престижных профессиях юриста или переводчика.

Желание попробовать себя во всех цирковых жанрах сразу привело к тому, что в результате тщательного отбора остались самые любимые, в которых Дарья и работает сегодня. Иллюзия, по словам Дарьи, по цирку считается одним из легких жанров, не беря во внимание организационные вопросы. В иллюзионном шоу ей нравится работать больше как актрисе, но не как исполнительнице циркового жанра.

Дрессура же больше привлекает артистку, потому что «это психология как в детском саду. К одному ребенку один подход (животные для меня, как дети, – оговаривается Дарья), к другому животному – другой. На одного надо накричать, чтобы он послушал, а другого – поцеловать, а с третьим вообще нельзя громко разговаривать, он зажимается и с ним можно только шепотом». Дарье интересно работать и с дикими животными, и с домашними – в каждом случае свои прелести; единственно, с кем бы, по словам артистки, она бы не работала, так это змеи и рептилии.

Вообще артисты, работающие с животными, могут, наверное, часами рассказывать о своих четвероногих артистах. В этом журналисты убедились, общаясь с Азизом Аскаряном, обезьянье шоу которого, пожалуй, единственное в своем роде. В данный момент в шоу работают три орангутанга и шесть шимпанзе – самому старшему артисту Бэмби 21 год. Орангутанги – подарок цирку от мэра Куала-Лумпура. Надо ли говорить, что животных, находящихся под охраной Вашингтонской конвенции и поголовно чипированных, может себе позволить даже не всякий зоопарк, если для этого нет соответствующих условий. Маленький 2-х летний орангутанг Джаник пока еще не выходит на сцену, но Аскарян уже подмечает и всячески поощряет актерские задатки новой звезды манежа.

Без улыбки просто не получается смотреть на то, как лихо отплясывают цыганочку, рок-н-ролл, брейк, лезгинку или латину артисты Аскаряна. Кроме танцев, обезьяны еще организовали свою джаз-банду «Фабрика звезд» и лабают не хуже иных «фабрикантов».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062010122305&oldnumber=536